2-280/2010 ~ М-180/2010



Дело № 2 - 281

                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2010года.

Буйский районный суд Костромской области в составе:

федерального судьи     Прыгуновой Ю.С.,

при секретаре                Репша Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стаценко Надежды Демьяновны и Горбуновой Елены Николаевны к межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 Костромской области, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об индексации чернобыльских выплат с ДД.ММ.ГГГГ со взысканием образовавшейся задолженности, и обязании выплачивать проиндексированные суммы с ДД.ММ.ГГГГ;

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Стаценко Н.Д. и Горбунова Е.Н. обратились в суд с исковыми требованиями к межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства , Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об обязании произвести начисление проиндексированной денежной компенсации чернобыльских выплат с ДД.ММ.ГГГГ со взысканием образовавшейся задолженности, и обязании выплачивать проиндексированные суммы с ДД.ММ.ГГГГ.

В заявлениях указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Горбунова Е.Н., а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Стаценко Н.Д., находились на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Стаценко является инвалидом по общему заболеванию. Как участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в соответствии с ФЗ « О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на ЧАЭС» получают : - ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 394,83 руб., и ежегодную компенсацию на оздоровление. Индексация к данным компенсациям с учетом МРОТ не применялась. Постановлением Пленума ВС РФ № 26 от 20.12.2005г. предусмотрено для индексации компенсационных выплат применение коэффициентов МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ - 1,581; с ДД.ММ.ГГГГ - 1,515. В соответствии с п.6 Постановления ВС РФ от 12.12.2000г. в редакции от 05.04.2005г. №7 они, Стаценко и Горбунова, просят суд определить индекс роста величины прожиточного минимума за год, как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за предыдущий год, и данные коэффициенты применить при расчете индексации за 2002-2003г.г.. Просят применить вариант ежегодной индексации за 2004 год по индексу роста прожиточного минимума - 1,189, определенному в соответствии с ФЗ РФ №31 от 26.04.2004г., поскольку он является более выгодным. Начиная с 2005 года, истцы просят проиндексировать суммы выплат по установленным коэффициентам ФЗ «О Федеральном бюджете» за 2005 г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г. и 2010г. в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, т.е. на 2005 год применить коэффициент - 1,11, на 2006 год - 1,085 и на 2007г. - 1,09, 2008г. - 1,07, 2009г. - 1,105, 2010г. - 1,07.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика ОГУ «Центр социальных выплат».

Определением суда данные требования Стаценко и Горбуновой объединены для рассмотрения в единое производство.

В судебном заседании истцы Стаценко Н.Д. и Горбунова Е.Н. настаивали на заявленных требованиях по доводам, изложенным в исковых заявлениях. Дополнительно пояснили, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. индексация компенсационных выплат не проводилась, что привело к обесцениванию указанных выплат.

Истица Стаценко Н.Д. просила учесть, что с ДД.ММ.ГГГГ. является инвалидом по общему заболеванию <данные изъяты>, причинная связь между возникшими заболеваниями и ликвидацией последствий на ЧАЭС не установлена и по настоящее время, несмотря на прохождение неоднократного лечения.

Истица Горбунова Е.Н. пояснила, что не имеет инвалидности, просила учесть, что компенсационные выплаты не индексировались на протяжении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., в связи с чем данные выплаты обесценились.

Представитель ответчика - межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №1, по доверенности Кокошникова М.Н. с исковыми требованиями не согласна, считая, что надлежащим ответчиком Отдел не является. Компенсационными выплатами с ДД.ММ.ГГГГ занимается ОГУ «Центр социальных выплат».

Представитель ответчика - ОГУ «Центр социальных выплат» в суд не явился, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствии, представив отзыв.

Представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представив отзыв.

Также в суд не явился представитель третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика - представитель Управления Федерального казначейства по Костромской области. Извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представив отзыв.

Суд, выслушав мнения истцов, представителя ответчика, специалиста, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Из статей 1,2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Нормы Закона в редакции, действовавшие до 01.01.2002 года, предусматривали размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в суммах, определенных в размере от МРОТ - соответственно 2 МРОТ и 3 МРОТ, то есть выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»( в ред. Федерального Закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 указанного Закона.

Согласно ст. 5 ч. 3 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от 26.04.2004 года №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным Законом от 7 августа 2000 года №122 -ФЗ « О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе и в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 ст.4 ФЗ от 7.08.2000 г. №122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П « По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992г. « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от 24.11.1995 года и от 12.02.2001г.), Федеральных Законов от 12.02.2001г. « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года « О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 200о года « О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Конституционный Суд РФ также указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ ( ч.3 ст. 5 базового закона в редакции от 12.02.2001г.).

Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004г. №847, от 7.05.2005г. №292, от 25.04.2006г. №246 и от 21.03.2007г. №171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007г.г. ( и так далее) размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и по предъявленным суммам.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005г. №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002г. по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г.г. недополученных сумм.

Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеназванным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Судом установлено, что истцы Стаценко и Горбунова являются ликвидаторами последствий катастрофы на ЧАЭС.

В материалы дела представлены сведения по произведенным выплатам в виде ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров за период с 2000 г. с их индексацией в последующем и в виде ежегодной денежной компенсации за вред здоровью ( на оздоровление) за 2000 и по настоящее время также с последующей их индексацией.

Также Стаценко и Горбуновой представлен расчет по исковым требованиям, данный расчет произведен по индексации компенсационных выплат по коэффициентам с учетом МРОТ с 01.07.2000г. - 1,581; с 01.01.2001 г. - 1,515 и далее применять коэффициент как индекс роста величины прожиточного минимума за год, т.е. соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для трудоспособного населения \ пенсионеров \ за предыдущий год, т.о. предложен иной порядок индексации компенсационных выплат, чем указанный в Постановлениях Правительства РФ.

Специалист ФИО1, после разъяснения ст. 188 ГПК РФ, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ. прошла реорганизация территориальных отделов соцзащиты, в результате которой был создан Центр социальных выплат, все личные дела ликвидаторов и инвалидов ЧАЭС были переданы в ОГУ «ЦСВ». С ДД.ММ.ГГГГ данными выплатами занимается именно ОГУ «Центр социальных выплат». За ДД.ММ.ГГГГ данные выплаты не индексировались, где-то с ДД.ММ.ГГГГ. компенсационные выплаты индексировались на основании Постановлений Правительства РФ. По данным категориям выплат в ОГУ «ЦСВ» работала контрольно-ревизионная комиссия, но никаких недоплат по данной категории граждан выявлено не было, наоборот были выявлены не значительные переплаты. При индексации компенсационных выплат они, работники ЦСВ, руководствуются Постановлениями Правительства РФ, а не судебной практикой.

Доводы искового заявления в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.

Истцы считают необходимым проиндексировать суммы компенсационных выплат за ДД.ММ.ГГГГ по сложившейся судебной практике, что противоречит механизму индексации установленному Правительством РФ.

За указанные годы индексация проведена в 2005-2006г.г., однако ОГУ «ЦСВ» и Управлением Федерального казначейства по Костромской области сведения по данной индексации не представлены, не представлены они и истцами.

Суд, учитывая изложенное, приходит к выводу, что выплачиваемые истцам компенсации не подлежат индексации ( в порядке указанном в расчете), поскольку денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п.22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», они не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме и Постановлениями Правительства указанными выше установлен размер их индексации. В соответствии с данными Постановлениями Стаценко и Горбуновой была произведена индексация указанных сумм.

Требование истцов о возложении на ответчика обязанности и в дальнейшем индексировать выплаты в соответствии с законодательством является не правомерным и не подлежит также удовлетворению, поскольку механизм индексации данных сумм определен Постановлениями Правительства РФ и проводится ответчиком, что подтверждается представленными справками.

               

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Стаценко Надежды Демьяновны и Горбуновой Елены Николаевны к межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 Костромской области, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об индексации чернобыльских выплат с ДД.ММ.ГГГГ со взысканием образовавшейся задолженности, и обязании выплачивать проиндексированные суммы с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

      Судья -                                                  Прыгунова Ю.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200