дело № 2-38/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 января 2010 года г. Буй Костромской области Буйский городской суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лукоянова А.Н., с участием прокурора Тарабриной Т.А., при секретаре Гусаровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шишанова Николая Фёдоровича о признании недействующим решения Думы городского округа г. Буй, УСТАНОВИЛ: Шишанов Н.Ф. обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Думы городского округа г. Буй четвёртого созыва от 27 ноября 2008 года № 471 «Об арендной плате за землю в 2009 году» в части повышения арендной платы за земельный участок, предоставленный под строительство офисного здания (юридического центра), указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией городского округа г. Буй и Шишановым Н.Ф. был заключен договор аренды земли №, по которому Шишанову Н.Ф. предоставлен в аренду земельный участок по адресу: <адрес>, под строительство здания юридического центра. Арендная плата составляла <данные изъяты> рублей в год. С ДД.ММ.ГГГГ арендодатель существенно изменил условия договора в части размера арендной платы, которая составила <данные изъяты> рублей в год, то есть, арендная плата увеличилась более, чем в <данные изъяты> раза. С новыми условиями договора в части повышения арендной платы Шишанов Н.Ф. не согласен, так как данными действиями грубо нарушаются права арендатора, как гражданина, предусмотренные статьёй 34 Конституции Российской Федерации. По мнению Шишанова Н.Ф., при таких условиях теряется смысл заниматься предпринимательской деятельностью, так как невозможно получить какие-либо доходы. Свои действия арендодатель обосновывает указанным решением Думы, которым установлены новые базовые размеры арендной платы. Из правовой позиции Конституционного суда РФ следует, что деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан, юридических лиц, произвольно ограничивать права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Согласно ст. 7 Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При установлении базового размера арендной платы за землю орган местного самоуправления без соответствующего экономического обоснования увеличил размер арендной платы более, чем в 4 раза, чем вступил в противоречие с Конституцией РФ и федеральными законами. Шишанов Н.Ф. просил признать недействующим решение Думы городского округа г. Буй четвёртого созыва от 27.11.2008 г. № 471 «Об арендной плате за землю в 2009 году» в части повышения арендной платы за землю под строительство здания юридического центра, как противоречащее Конституции Российской Федерации. В судебном заседании заявитель Шишанов Н.Ф. уточнил свои требования, просил признать недействующим с 01 января 2009 года решение Думы городского округа г. Буй четвертого созыва от 27 ноября 2008 года № 471 «Об арендной плате за землю в 2009 году» в части повышения арендной платы за землю, предоставленную под строительство здания юридического центра, за счет применения коэффициента, учитывающего вид разрешённого использования. Суду Шишанов Н.Ф. пояснил, что не оспаривает кадастровую оценку земли, корректирующий коэффициент, коэффициент потребительских цен, а не согласен с коэффициентом вида разрешённого использования, который составляет 0,1294, что в 10 раз больше, чем, например, в городе Шарье. По мнению Шишанова Н.Ф., Дума городского округа г. Буй могла не принимать постановление органов государственной власти Костромской области в том виде, в котором его рекомендовали, могла принять свой коэффициент. Коэффициент вида разрешённого использования значительно повлиял на размер арендной платы. Принятое Думой решение нарушает статью 34 Конституции РФ. Непонятно, чем обосновано решение об увеличении арендной платы, экономического обоснования принятому решению не имеется. В статье 2 Федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. По мнению Шишанова Н.Ф., распоряжение земельными участками включает в себя и утверждение размера арендной платы. В Законе Костромской области от 18.07.2002 г. № 68-ЗКО (с изменениями на 09.11.2007 г.) «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений» указано, что к полномочиям Администрации Костромской области относится установление порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы (п. 12 ст. 4). Представитель Думы городского округа г. Буй по доверенности Петухов С.А. с заявлением Шишанова Н.Ф. не согласился, суду пояснил, что решение Думы № 471 было принято 27 ноября 2008 года и опубликовано в газете «Буйская правда». При принятии данного решения Дума руководствовалась Постановлениями Администрации Костромской области № 241-а и № 393-а, которыми утверждены результаты кадастровой оценки земли и методика расчета арендной платы. В соответствии с указанными постановлениями и было принято оспариваемое решение, которым утверждена методика расчета арендной платы, но не сами коэффициенты. Решение было принято на 2009 год и действовало в течение 2009 года. Представитель Администрации городского округа г. Буй по доверенности Бодрова И.В. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что Постановления Администрации Костромской области № 241-а и № 393-а являются обязательными для исполнения. Не принимать оспариваемого решения Дума городского округа г. Буй не могла. Коэффициент вида разрешённого использования был определён органами государственной власти Костромской области. Дума городского округа г. Буй не могла изменить значение данного коэффициента. Если бы Дума не приняла оспариваемое решение, то при расчете размера арендной платы руководствовались бы напрямую указанными постановлениями Администрации Костромской области. Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему. По договору аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа <адрес> передала Шишанову Н.Ф. в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства двухэтажного здания юридического центра /л.д. 5-6/. Этот земельный участок находится в государственной неразграниченной собственности /л.д. 123/, что не отрицалось и не оспаривалось заявителем. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (ред. от 22.07.2008 г., то есть, на момент принятия оспариваемого решения) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ-137) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Администрации Костромской области от 22 октября 2007 года № 241-а (далее - Постановление № 241-а) утверждены: Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена; коэффициенты, учитывающие категории арендаторов земельных участков; коэффициенты, учитывающие виды разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов. Согласно пункту 1 Положения об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена, оно устанавливает порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Костромской области, и земельных участков на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена. Несмотря на то, что в п. 3 указанного Постановления органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Постановлением при заключении и продлении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, при перерасчете арендной платы по действующим договорам аренды указанных земельных участков, оно в соответствии с вышеприведённым п. 10 ст. 3 ФЗ-137 имеет для органов местного самоуправления обязательный характер. Следовательно, вопреки утверждениям заявителя органы местного самоуправления городского округа г. Буй при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не могли не применять Постановление № 241-а, в том числе, утверждённый им коэффициент, учитывающий виды разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов, применение которого оспаривается заявителем. Установление и изменение значений данного коэффициента не входит в полномочия Думы городского округа г. Буй. Решением Думы городского округа г. Буй четвёртого созыва от 27 ноября 2008 года № 471 «Об арендной плате за землю в 2009 году» установлено, что начисление арендной платы в 2009 году за земельные участки, находящиеся на территории городского округа г. Буй, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, производить на основании: То есть, в оспариваемом решении фактически воспроизведены положения нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего порядок начисления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В случае не принятия Думой этого решения начисление арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории городского округа г. Буй, государственная собственность на которые не разграничена, производилось бы напрямую на основании указанных Постановления № 241-а и Постановления № 393-а. В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта. Значение коэффициента, учитывающего вид разрешённого использования, с применением которого не согласен заявитель, установлен нормативно-правовым актом органов государственной власти субъекта. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Довод заявителя о том, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления и соответственно они самостоятельно устанавливают порядок определения размера арендной платы, не основан на законе. Так, в силу п. 10 ст. 3 ФЗ-137 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Однако порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть, органы местного самоуправления имеют право распоряжения без правомочия установления размера арендной платы. Не свидетельствует о правомерности позиции заявителя и его ссылка на положения п. 12 ст. 4 Закона Костромской области от 18.07.2002 г. № 68-ЗКО (с изменениями на 09.11.2007 г.) «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений». Порядок принятия Думой городского округа г. Буй оспариваемого правового акта не нарушен. В силу ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 28 Устава муниципального образования городской округ г. Буй (далее - Устав, л.д. 74-122) представительным органом местного самоуправления является Дума городского округа г. Буй (далее - Дума). Число депутатов Думы 15 человек. Дума осуществляет свою деятельность коллегиально, на заседаниях. Решение Думы считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от установленной численности депутатов (ч. 2 ст. 30 Устава). В силу п. 6 ч. 1 ст. 29 Устава, Дума городского округа г. Буй определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Устава Дума реализует свои полномочия путём принятия муниципальных правовых актов в форме решений. Муниципальный правовой акт, принятый Думой городского округа г. Буй, направляется главе муниципального образования для подписания и официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Муниципальные правовые акты муниципального образования публикуются в районной газете «Буйская правда» (пункты 2.1., 3, 4 ст. 3 Устава). В соответствии с Регламентом Думы городского округа г. Буй четвёртого созыва /л.д. 30-42/ Дума городского округа г. Буй является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления г. Буя, признаётся правомочной, если в её состав избрано не менее двух третей от числа депутатов, установленного Уставом /ст. 2/. Заседание Думы правомочно, если присутствует не менее двух третей депутатов от установленного числа /ст. 15/. Дума принимает … решения …, вносит в них дополнения и изменения /ст. 44/. На каждом заседании Думы ведётся протокол /ст. 45/. Решение Думы принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено решением Думы. Текст решения в течение пяти рабочих дней подписывается председательствующим на заседании и не позднее десяти дней после подписания публикуется в средствах массовой информации. Опубликованию подлежат все решения Думы, носящие нормативно-правовой характер /ст. 55/. Согласно протоколу заседания Думы городского округа г. Буй четвёртого созыва № 35 от 27 ноября 2008 года на заседании присутствовали председатель Думы - глава городского округа г. Буй и двенадцать депутатов, три депутата отсутствовали. За принятие решения № 471 «Об арендной плате за землю в 2009 году» проголосовали единогласно /л.д. 68-73/. Оспариваемое решение после принятия Думой было подписано главой городского округа г. Буй и опубликовано в газете «Буйская правда» № 142 от 01 декабря 2008 года /л.д. 15, 16/. С учетом изложенного, принимая во внимание пояснения участников процесса, представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Шишанова Н.Ф. Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, с у д РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Шишанова Николая Фёдоровича о признании недействующим с 01 января 2009 года решения Думы городского округа г. Буй четвертого созыва от 27 ноября 2008 года № 471 «Об арендной плате за землю в 2009 году» в части повышения арендной платы за землю, предоставленную под строительство здания юридического центра, за счет применения коэффициента, учитывающего вид разрешённого использования, отказать. Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения. Председательствующий А.Н. Лукоянов