дело № 2-33/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 февраля 2010 года г. Буй Костромской области Буйский городской суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лукоянова А.Н., при секретаре Маховой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лавриковой Галины Борисовны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Буй и Буйскому району о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, УСТАНОВИЛ: Лаврикова Г.Б. обратилась в Буйский городской суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указывая, что решением комиссии УПФ РФ по г. Бую и Буйскому району от ДД.ММ.ГГГГ Лавриковой Г.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа. В специальный стаж Лавриковой Г.Б. не включены следующие периоды работы: <данные изъяты>. Отказ мотивирован тем, что в законодательстве (в Списках) не предусмотрено таких учреждений, как детские сады и детские комбинаты, и такой должности, как «медсестра ясельной группы». С данным отказом истица не согласна, поскольку фактически она работала в качестве медсестры, медсестры ясельной группы, старшей медсестры и при этом всегда занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Это была её основная работа, каких-либо других трудовых обязанностей она не выполняла. В своей деятельности руководствовалась приказами по системе здравоохранения, непосредственно подчинялась органам здравоохранения, а именно: заведующей детской поликлиники, всю документацию по лечебной работе и отчетность сдавала в органы здравоохранения. Лаврикова Г.Б. просит суд признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж работы следующие периоды работы: <данные изъяты>; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оказанию юридической помощи в сумме <данные изъяты> рублей. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 117 «Электроник» и муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Лесовичок». В судебном заседании истица Лаврикова Г.Б. исковые требования уточнила, просила признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж работы следующие периоды работы: <данные изъяты>; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оказанию юридической помощи в сумме 700 рублей. Суду Лаврикова Г.Б. пояснила, что её работа в качестве медсестры относится к системе здравоохранения, все приказы издаются по линии здравоохранения. Работая в Детском доме, Лаврикова выполняла обязанности медицинского работника. В Детском доме содержались, как дети с отставанием в психическом развитии, так и нормальные дети. Для медсестры ясельной группы требовалось медицинское образование, т.к. необходимо было делать массаж детям, соблюдать санитарно-гигиенические требования. Медсестрой ясельной группы педагогическая работа не осуществлялась. Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району по доверенности Пасхин А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что некоторые периоды работы не были включены Лавриковой Г.Б. в стаж работы, поскольку не любая медицинская лечебная деятельность дает право на назначение досрочной пенсии, а только согласно наименованию должности соответствующего списка, то есть необходимо, чтобы работа происходила в определенной должности и в определенном учреждении. Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 утвержден соответствующий список, дающий право на назначение пенсии. Таких учреждений, как детский сад-ясли, детские ясли, детский комбинат, не имеется. Гражданин, осуществляющий медицинскую деятельность в медицинском учреждении, которое не включено в данный список, не имеет права на включение периода работы в льготный стаж. К периодам работы до 1993 г. может быть применён Список 1959 года и стаж до 1993 года может быть зачтен в медицинскую деятельность. Однако период с 09.10.1980 г. по 06.04.1982 г. не был включен в льготный стаж, поскольку работа в ясельной группе относится к педагогической деятельности на основании Постановления Правительства № 463 от 06.09.1991 г. Для работы медсестрой ясельной группы не требуется медицинского образования. Период работы с 27.04.1982 г. по 10.05.1983 г. - работа в качестве медсестры детского комбината ЛПХ - не может быть включен в льготный стаж, так как наименование «детский комбинат» отсутствует в списке наименований учреждений. С 01.10.1993 г. период работы в качестве медицинской сестры в детском дошкольном учреждении не засчитывается в медицинскую деятельность, т.к. действующий с указанной даты список не предусматривает этого. Работа в качестве медсестры детского дома, может быть включена, если наименование учреждения - детский дом-интернат для умственно отсталых детей или с физическими недостатками. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 5 «Лесовичок» Мурашова Т.А. не возражала против иска, суду пояснила, что детский комбинат «Электроник» всегда представлял из себя объединённые ясли-сады, там были как ясельные, так и старшие группы, однако ошибочно назывался детским комбинатом, хотя такого наименования детских дошкольных учреждений законодательством не предусматривалось. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 117 «Электроник», надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Рассмотрев материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, допросив свидетелей, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, досрочная пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу пункта второго ст. 27 данного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с данной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”» (далее - Список 2002 года). В вышеуказанном Списке 2002 года не предусмотрено таких учреждений, как «детский дом», «детский сад», «детский комбинат», «детский сад-ясли». Согласно Правилам (пункт 3) исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как следует из протокола заседания комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Лавриковой Г.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения /л.д. 5/. В стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не включены периоды работы с <данные изъяты>. Отказ во включении мотивирован тем, что в Списке, утверждённом Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 г., такие учреждения, как детские сады, детские ясли, детские комбинаты, не предусмотрены, также не предусмотрена должность «медсестра ясельной группы». Представленной суду копией трудовой книжки подтверждается факт работы Лавриковой Г.Б. в указанные периоды в указанных должностях и учреждениях /л.д. 8-10/. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. со ссылкой на Постановление № 8-П от 24 мая 2001 года и Определение № 320-О от 5 ноября 2002 года, изменения, вносимые в пенсионное законодательство, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывал гражданин до введения в действие нового правого регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, при решении вопроса о возможности включения в стаж работы Лавриковой Г.Б. периодов работы до 01 октября 1993 года может применяться Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (далее - Список 1959 года). Указанный Перечень в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 с 01 октября 1993 года не применяется на территории Российской Федерации. Список 1959 года предусматривает возможность включения в специальный стаж работы периодов работы в детских яслях, детских садах и объединённых яслях - садах в качестве медицинской сестры независимо от наименования должности. Следовательно, в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, могут быть включены периоды работы Лавриковой Г.Б. <данные изъяты>. Несмотря на то, что такого наименования учреждения, как «детский комбинат», не предусмотрено Списком 1959 года, периоды работы истицы в детских комбинатах подлежат включению в специальный стаж, поскольку, как пояснили суду свидетель Свидетель 1 и представитель третьего лица Мурашова Т.А., детский комбинат Буйского ЛПХ «Костромалеспром» и детский комбинат «Электроник» фактически представляли собой объединённые ясли - сады, то есть, в них имелись и ясельные и старшие группы детей. Таким образом, фактически трудовая деятельность Лавриковой Г.Б. проходила в объединённых яслях-садах. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Последний период работы может быть включен лишь до 30 сентября 1993 года, поскольку, как уже было указано выше, с 01.10.1993 г. Список 1959 года на территории Российской Федерации не применяется. Действующим в настоящее время пенсионным законодательством (Список 2002 года), а также пенсионным законодательством, действовавшим с 01.10.1993 г. по 2002 год, не предусматривается включение в специальный стаж периодов работы в таких учреждениях, как детский комбинат, детский дом, детский сад. Поэтому не имеет правового значения факт работы Лавриковой Г.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанных учреждениях в должности медицинской сестры и осуществления именно медицинской деятельности. Для включения периода работы в специальный стаж необходимо совпадение не только наименования должности, но и наименования учреждения. Именно это совпадение, а не характер выполняемой работы и ведомственное, нормативное подчинение, имеет определяющее значение. Соответственно в удовлетворении исковых требований Лавриковой Г.Б. о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно быть отказано. Согласно учредительным документам Детского дома, в котором работала Лаврикова Г.Б., детский дом был организован с целью социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной реабилитации и подготовки к самостоятельной жизни /пункт 2.1. Устава Детского дома - л.д. 90/. В Детский дом принимались дети с 3 до 18 лет: дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также, если местонахождение родителей не установлено /п. 4.5. Устава - л.д. 90 оборот, л.д. 47-65/. Следовательно, данный Детский дом не может быть отнесён ни к одному из учреждений, указанных в п. 31 Списка, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Поскольку работа в качестве медсестры ясельной группы в детском саду-яслях предусмотрена Списком 1959 года, то доводы представителя ответчика, приводимые в обоснование возражений относительно включения данного периода в специальный стаж не могут быть приняты во внимание. При удовлетворении требований истицы о включении в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ г., стаж работы Лавриковой Г.Б., дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составит не более 15 лет (с учетом уже включённого ответчиком в данный стаж периода работы продолжительностью <данные изъяты> - л.д. 5 оборот). Соответственно, не могут быть удовлетворены требования истицы об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы … В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. При подаче иска Лавриковой Г.Б. была уплачена госпошлина в сумме 100 рублей /л.д. 3/. Исковые требования Лавриковой Г.Б. являются неимущественными, поэтому в случае частичного удовлетворения исковых требований не может быть применён принцип пропорционального распределения судебных расходов. Даже при предъявлении Лавриковой Г.Б. только тех требований, которые подлежат удовлетворению, она должна была заплатить госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно ответу Буйского филиала Костромской областной коллегии адвокатов и представленным суду документам (копия квитанции), ДД.ММ.ГГГГ Лаврикова Г.Б. уплатила за консультацию по вопросу обжалования решения об отказе в назначении пенсии и составление искового заявления соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты> рублей, всего за оказанную ей юридическую помощь - <данные изъяты> рублей /л.д. 99, 100, 11/. Расходы на оказание юридической помощи в сумме <данные изъяты> рублей следует считать разумными. В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе, относятся другие признанные судом необходимыми расходы. С учетом положений ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, суд полагает возможным отнести расходы Лавриковой Г.Б. по оказанию юридической помощи к иным необходимым расходам. Ввиду указанного с ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> должны быть взысканы в пользу Лавриковой Г.Б. расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оказанию юридической помощи в сумме <данные изъяты> рублей, а всего - <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, с у д РЕШИЛ: Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району Костромской области включить Лавриковой Галине Борисовне в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> В удовлетворении остальной части исковых требований Лавриковой Г.Б. отказать. Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району в пользу Лавриковой Галины Борисовны расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оказанию юридической помощи в сумме <данные изъяты> рублей, а всего - <данные изъяты> рублей. Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения. Председательствующий А.Н. Лукоянов