2-379/2010 ~ М-220/2010



         Дело 2-379

                                               

                 Р Е Ш Е Н И Е

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2010 года.

Буйский районный суд Костромской области в составе:

судьи Прыгуновой Ю.С.,

при секретаре Репша Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной Зои Николаевны к Администрации г.о. г.Буй о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - незаконным, обязании администрации г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и взыскании компенсации расходов на оплату услуг представителя;

                                                    УСТАНОВИЛ:

       В Буйский суд обратилась Шубина З.Н. к Администрации г.о. г.Буй о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - незаконным, обязании администрации г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и взыскании компенсации расходов на оплату услуг представителя ссылаясь на следующее. Она, Шубина З.Н., являясь вдовой участника ВОВ, в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в жилищный отдел администрации г.о. г.Буй с заявлением о принятии ее, Шубиной, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по основаниям, предусмотренным подп.3 п.1 ст. 54 ЖК РФ ( в уведомлении указана ст. 51 ЖК РФ, скорее всего допущена описка). Данный отказ, она, Шубина, считает незаконным и просит его признать неправомерным. Просит учесть, что в течение последних 5 лет, никаких действий по ухудшению жилищных условий не предпринимала. С ДД.ММ.ГГГГ. проживает и зарегистрирована по месту жительства в квартире своей дочери - ФИО5. Но в данном жилом помещении ее, Шубиной, дочь не проживает и не зарегистрирована, в связи с чем она, Шубина, не может считаться членом семьи своей дочери. Какой-либо недвижимости не имеет и считает, что относится к категории лиц, определенной ФЗ «О ветеранах».

На основании изложенного, истица просит суд признать отказ в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - незаконным, обязать администрацию г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и взыскать компенсацию расходов на оплату услуг представителя.

Определением суда от 7 мая 2010г. в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно заявленных требований, со стороны ответчика привлечен ОГУ «Центр социальных выплат».

Истица Шубина З.Н. в суд не явилась, извещена надлежаще.

Представитель истца Шубиной З.Н. по доверенности Копылова Е.Н. поддержала заявленные требования по изложенным доводам. Просила учесть, что не ясно на каком основании ответчик отказал доверительнице в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно сведениям КОРЦа, у Шубиной нет в собственности никакого имущества, в течение последних 5 лет она никаких сделок с недвижимостью не совершала. Квартира, в которой сейчас проживает доверительница принадлежит ее дочери. Просит суд признать отказ Администрации г.о. г. Буй в принятии Шубиной З.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязать ответчика принять доверительницу на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Взыскать с администрации г.о. г. Буй сумму в <данные изъяты> рублей в качестве компенсации за расходы на оплату услуг представителя. В <данные изъяты> рублей вошли: <данные изъяты> рублей за представительство в суде, <данные изъяты> рублей за подготовку к судебному заседанию и <данные изъяты> рублей за составление искового заявления. Все расценки были взяты из рекомендаций федеральной палаты адвокатов КО.

Представитель ответчика - администрации г.о. г.Буй по доверенности Коновалова Н.Б. не согласна с заявленными требованиями. Пояснила, что в настоящее время идет выплата компенсаций по социальным выплатам участникам ВОВ и приравненным к ним гражданам. Денежные средства федеральные, муниципалитет в рамках своих полномочий занимаемся постановкой данных граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. На каждого обратившегося заводится учетное дело, в рамках которого запрашиваются все необходимые справки. Если гражданин проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности близким родственникам, то запрашиваются справки и по ним. Шубина является вдовой участника ВОВ, за ней в собственности объектов не числится. Но квартира, в которой она проживает, благоустроенная, квартира принадлежит дочери, поэтому истцу отказали в постановке на учет в качестве нуждающейся. Был направлен письменный ответ, а в жилищном отделе дополнительно устно были даны разъяснения Шубиной З.Н.. Действительно ими сделана ссылка при отказе на ст. 51 ЖК РФ на подп. 3, а следовало на подп. 1. Ими оформляются списки граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а данные списки утверждаются ОГУ «ЦСВ».

Представитель третьего лица, без самостоятельных требований относительно заявленных требований, со стороны ответчика - ОГУ «Центр социальных выплат» в суд не явился, извещены надлежаще, представлен отзыв ( л.д. 38) в котором указано, что списки граждан на предоставление социальных выплат формируются Центром из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Шубина З.Н. в данных списках не значится.

Суд, выслушав мнение представителей истца и ответчика, с учетом мнения третьего лица, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1).

Провозглашая право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации не ограничивает законодателя в выборе порядка обеспечения граждан жильем. Исходя из этого законодатель, конкретизируя в Жилищном кодексе РСФСР (с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации) конституционные положения о праве граждан на жилище, предусматривает обеспечение определенной категории граждан жилой площадью в первоочередном и внеочередном порядке (статьи 36 и 37). При этом Кодексом установлено, что первоочередное и внеочередное предоставление жилой площади может быть предусмотрено и иным законодательством.

Так, ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки членов семьи погибших ( умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий ( далее Закон).

Согласно п.п.4 п.1 ст. 21 Закона ( в редакции от 6 мая 2010г.) -обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положения статьи 23.2 Закона указывают на то, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются - супруге ( супругу) погибшего ( умершего) инвалида войны, не вступившей в повторный брак ( п.п.2 п.2 ст.21 Закона).

Исследованными материалами дела установлено, что истица Шубина З.Н. является вдовой умершего инвалида ВОВ ( л.д.7), проживает и зарегистрирована по адресу - <адрес> ( л.д. 22), данная квартира принадлежит ФИО5, дочери истицы ( л.д. 8). Шубина З.Н. не имеет в собственности объектов недвижимости ( л.д. 9, 20-21). Семья ФИО5 и ФИО5 зарегистрированы и проживают по адресу - <адрес> ( л.д. 16-19). Истице Шубиной З.Н. отказано в постановке в список учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ( ИВОВ и семьи погибших) ( л.д. 10).

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

При рассмотрении дела установлено, что истица Шубина З.Н. имела основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Данные доводы подтверждены истицей и представителем истца, не имело место со стороны истицы намеренного ухудшения своих жилищных условий.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Пункт третий указывает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Доводы ответчика - это проживание истицы в благоустроенной квартире дочери. Отказ ответчика по уточнению мотивирован п.1 ч.1 ст. 54 ЖКРФ, где говорится, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы. В указанной норме сделана ссылка на предоставление документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Довод ответчика противоречит ч.1 ст. 31 ЖК РФ, поскольку установлено, что Шубина З.Н. не может относиться к членам семьи собственника квартиры, поскольку не проживает с собственником совместно.

Изучив представленные доказательства суд приходит к выводу, что истица имеет право для постановки на учет в Список №1, как гражданин нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Исковые требования Шубиной З.Н. к администрации городского округу город Буй о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - незаконным, обязании администрации г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма - подлежат удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расхода состоят из издержек и государственной пошлины.

К издержкам отнесены расходы на оплату услуг представителей ( ст. 94 ГПК РФ).

Истцом по исковому требованию по данному делу оплачены юридические расходы в сумме <данные изъяты> рублей ( л.д. 23), которые состоят из - составление искового заявления в сумме <данные изъяты> руб., подготовка к судебному заседанию в размере <данные изъяты> руб., представительство в суде - 2000 руб.. В тоже время исходя из количества проведенных судебных заседаний, в которых принимала участие представитель истца Копылова Е.Н. ( л.д. 24), объема дела, суд считает, что исходя из разумных пределов ( ст. 100 ГПК РФ) подлежит взысканию сумма <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, а именно за составление искового заявления <данные изъяты> руб., за подготовку <данные изъяты> руб. ( объем типичного дела 40 стр.), за представительство в суде <данные изъяты> рублей ( два судебных заседания, одно из которых длилось 30 мин.).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р е ш и л:

Исковые требования Шубиной Зои Николаевны к Администрации г.о. г.Буй о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - незаконным, обязании администрации г.о. г.Буй принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и взыскании компенсации по расходам на оплату услуг представителя - удовлетворить частично.

Признать отказ администрации г.о. г.Буй в принятии на учет Шубиной Зои Николаевны в качестве нуждающейся в жилом помещении - незаконным.

Обязать администрацию городского округа города Буй Костромской области принять на учет Шубину Зою Николаевну в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Взыскать с администрации г.о. г.Буй в пользу Шубиной Зои Николаевны компенсацию расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей ( <данные изъяты> рублей).

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Буйский районный суд.

Федеральный судья - Прыгунова Ю.С.