Решение по иску об обязании включить в списки детей - сирот на предоставление жилья по договору социального найма



Дело № 2 - 70/1026-2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года     Буйский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лукояновой А.А.,

при секретаре Смирновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костенковой Анны Борисовны к Администрации городского округа г. Буй Костромской области, Межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1, Департаменту социальной защиты населения о признании действий администрации незаконными и об обязании включить в списки детей-сирот на предоставление жилья по договору социального найма

УСТАНОВИЛ:

Костенкова Анна Борисовна обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Буй Костромской области, межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1, Департаменту социальной защиты населения о признании действий администрации незаконными и об обязании восстановить ее в списки детей-сирот на предоставление жилья по договору социального найма указывая, что ее родители были лишены родительских прав по решениям <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Как ребенок сирота она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и ожидала предоставления ей жилого помещения. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения опеки и попечительства № 1 поставил ее в известность, что она исключена из списков детей-сирот и детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, из жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма, на основании постановления администрации городского округа г. Буй от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые постановления главы администрации г. Буя и постановления главы администрации городского округа г. Буй Костромской области». С постановлением она не согласна, считает его не законным и необоснованным поскольку она является одинокой матерью в отношении двоих детей и проживает в неблагоустроенной квартире, которая непригодна для проживания, проживание в ней небезопасно для жизни и здоровья ее и детей. Полагает, что имеет право состоять на очереди на получение благоустроенного жилого помещения, как сирота, оставшаяся без попечения родителей и нуждающаяся в предоставлении жилого помещения. Просит восстановить ей срок для обжалования постановления администрации городского округа г. Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, была беременна, через две недели родила ребенка, роды были тяжелые и по состоянию здоровья не могла своевременно подать жалобу в суд.

Судом в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа города Буй, который является собственником жилья, в котором проживает Костенкова А.Б. по договору социального найма, который в судебное заседание своего представителя не прислал, просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, своего отношения к заявлению Костенковой А.Б. не высказал, оставляет принятие решения на усмотрение суда.

Истец Костенкова А.Б. свои требования в ходе рассмотрения дела увеличивала и конкретизировала, просит суд признать незаконными Постановление администрации городского округа города Буй от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ней жилой площади и Постановление администрации городского округа города Буй от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ее из списка детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ее мать К. была в отношении ее лишена родительских прав. После решения суда она проживала в детском доме, откуда ее забрал отец Б., после того, как он стал злоупотреблять спиртными напитками ее снова поместили в детский дом. В 2001 году отцу предоставили квартиру по адресу: <адрес>, куда он ее (Костенкову А.Б.) зарегистрировал. В данном жилье она с отцом почти не жила, так как он увез ее в <адрес> и они жили там. ДД.ММ.ГГГГ она была помещена в социально-реабилитационный центр «А.», так как отец уехал и стал проживать в городе <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по решению <адрес> городского суда Б. был лишен в отношении ее родительских прав, о том что за ней было закреплено жилье по адресу: <адрес> она узнала ДД.ММ.ГГГГ году, когда ей сообщили по каким основанием она снята с очереди как ребенок сирота, оставшаяся без попечения родителей. В квартире по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> она стала проживать с 2007 года, так как жить ей было негде, жилье непригодно для проживания и когда она туда поселялась ей сказали, что жилье временное, затем предоставят другое. ДД.ММ.ГГГГ Костенкову А.Б. поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации городского округа города Буй из списка постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка-сироту исключили по тем основаниям, что в 2006 году на ней было закреплено жилое помещение. Поскольку на момент закрепления жилья, жилое помещение было ветхим, то оно за ней было закреплено незаконно. Костенкова А.Б. просит восстановить срок на обжалование данных постановлений, о которых ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она пропустила срок обращения в суд по уважительной причине, так как была беременна и находилась на больничном листе с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка, роды были тяжелыми, поэтому своевременно и не могла обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Представитель администрации городского округа г. Буй Костромской области по доверенности П. требования Костенковой А.Б. признала суду пояснила, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено Б. в 2001 году, дом является четырехквартирным. В список как ветхое жилье оно было включено на ДД.ММ.ГГГГ, никакого ремонта там не проводилось и ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования квартиры, где проживает Костенкова А.Б. с двумя малолетними детьми и по заключению комиссии оно было признано непригодным для проживания, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за жилое помещение признано аварийным. Полагает, что поскольку данный дом в котором проживает истица является ветхим с 2001 года, поэтому закреплено оно за Костенковой А.Б. в 2006 году было незаконно.

Представитель межрайонного территориально отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1 по доверенности Н. иск признала суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ по решению <адрес> горподского суда К. была лишена родительских прав в отношении Костенковой А.Б.. ДД.ММ.ГГГГ по решению <адрес> городского суда Б. был лишен родительских прав в отношении истицы. С момента лишения родительских прав Костенкова А.Б. получила статус ребенка сироты, оставшегося без попечения родителей, Постановлением администрации городского округа города Буй от ДД.ММ.ГГГГ за Костенковой А.Б. было закреплено жилье по адресу: <адрес>. Поскольку в суде выяснено, что жилое помещение, которое закреплено за Костенковой А.Б. является ветхим с 2001 года, то такое жилье закреплению за детьми сиротами не подлежит. Она полагает, что закрепление жилого помещения, которое с 2001 года являлось ветхим не могло быть закреплено за истицей в 2006 году.

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области своего представителя в суд не прислал, просит рассмотреть дело в их отсутствии с иском Костенковой А.Б. не согласны, полагают, что поскольку на момент приобретения статуса ребенка-сироты Костенкова А.Б. проживала по адресу: <адрес> и постановлением главы админитрации городского округа г. Буй от ДД.ММ.ГГГГ за ней было закреплено жилое помещение, то она обоснованно была исключена из списков детей-сирот и детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Поскольку жилое помещение по адресу <адрес> признано не пригодным для проживания, то она имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии с п.3 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу ст. 1 Закона № 159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав …; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержится в статье 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области».

В судебном заседании установлено, что родители Костенковой А.Б. были лишены родительских прав, мать истицы по решению <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец по решению <адрес> городского суда ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав имеющиеся доказательства, выслушав стороны, суд полагает, что требования Костенковой А.Б. подлежат удовлетворению.

Согласно перечню ветхого и аварийного жилого фонда МП ЖКХ <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главой администрации г. Буя от ДД.ММ.ГГГГ в данный перечень входит жилой дом по адресу <адрес>.

В перечне ветхого и аварийного фонда МП ЖКХ <адрес>, утвержденного администрацией г. Буя от ДД.ММ.ГГГГ значится домовладение, находящееся по адресу <адрес> <адрес>.

В соответствии с перечнем ветхого жилого фонда <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного главой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> значится в этом перечне.

Согласно перечню ветхого жилищного муниципального фонда на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы администрации городского округа город Буй от ДД.ММ.ГГГГ в данный перечень входит жилой дом по адресу <адрес> <адрес>.

Из акта посещения по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> следует, что данной квартире никто не живет, квартира приведена в непригодное для проживания состояние: рамы выбиты, дверей нет, кое-где выломаны половицы. Направлено ходатайство в жилищный отдел на предоставление жилплощади несовершеннолетней Костенковой Анне. О непригодности жилого помещения на момент его закрепления за истицей Костенковой А.Б. показали и допрошенные в судебном заседании свидетели Т., З. и И., не доверять которым, у суда оснований нет.

В силу ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку жилое помещение, закрепленное за Костенковой А.Б. на тот момент являлось ветхим и аварийным, оно не могло быть закреплено за ней, это подтверждается и пояснениями представителя межрайонного территориально отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1.

       Суд полагает обоснованным требования Костенковой А.Б. о восстановлении ей пропущенного срока на обжалование постановлений администрации городского округа г. Буй, поскольку он пропущен ею по уважительной причине, о нарушении своего права она узнала ДД.ММ.ГГГГ, согласно больничных листов, истица находилась на больничном листе на амбулаторном и стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка. Срок пропущен ею для обращения в суд по уважительной причине.

Следовательно, Постановление администрации городского округа города Буй от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ней жилой площади является незаконным. Следует признать незаконным и Постановление администрации городского округа города Буй от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ее из списка детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом изложенного, суд находит требования Костенковой А.Б. законными, обоснованными, и поэтому подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Костенковой Анны Борисовны удовлетворить.

Признать незаконными Постановление администрации городского округа города Буй от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетней        Костенковой А.Б.» и Постановление администрации городского округа города Буй от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Костенковой Анны Борисовны из списка детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с администрации городского округа <адрес> в пользу Костенковой Анны Борисовны расходы по оплате госпошлины <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200