Дело № 2-344 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 апреля 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Ивановой О.Ю., при секретаре Кудрявцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заведующей отделом образования администрации Сусанинского муниципального района о признании незаконным представления прокуратуры Сусанинского района, УСТАНОВИЛ: Заведующая отделом образования администрации Сусанинского муниципального района Набокова Т.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора об устранении нарушений законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности в части обязания принять конкретные и действенные меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности муниципальными образовательными учреждениями (МДОУ «С. <адрес>, МДОУ «Д.» <адрес>, МОУ «С.»). Полагает, что представление в указанной части вынесено незаконно, поскольку согласно учредительных документов детские сады и школа являются образовательными учреждениями, а не учреждениями системы здравоохранения. Хотя в штате образовательных учреждений и имеется медицинская сестра, но это не означает, что она осуществляет один из видов медицинской деятельности, подлежащий лицензированию. Кроме того, Положение о лицензировании медицинской деятельности устанавливает ряд требований к соискателям лицензии, в частности наличие у руководителя юридического лица или структурного подразделения высшего, в определенных случаях среднего медицинского образования, что также свидетельствует об отсутствии необходимости получения лицензии на медицинскую деятельность в образовательных учреждения. В судебном заседании представитель заведующей отдела образования администрации Сусанинского муниципального района, по доверенности Суманеева Е.А., заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. Представитель прокуратуры Сусанинского района, заместитель прокурора Плешкова Е.С. с заявлением заведующей отделом образования администрации Сусанинского муниципального района не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Полагает, что оспариваемое представление является законным и обоснованным. Обязательность лицензирования медицинской деятельности предусмотрена п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», во исполнение которого Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности. Муниципальные образовательные учреждения - МДОУ «С.», МДОУ «Д.» и МОУ «С. С.» имеют в штате медицинского работника - медицинскую сестру, которая осуществляет медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию без лицензии. Выслушав стороны, изучив материалы дела суд приходит к следующему: Исходя из ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации", находящейся в главе 1 «Надзор за исполнением законов» предметом надзора прокурора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; На основании ст. 24 названного ФЗ представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Исходя из п. 96 ч. 1 ст. 17 данного ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность, отвечающая указанным критериям. Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30, им определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как следует из п. 2 Положения, лицензирование деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологической медицинской помощи) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, а лицензирование деятельности осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения и деятельности по оказанию высокотехнологической медицинской помощи, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, - осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Из названного, а также иных пунктов Положения, касающихся лицензионных требований и условий получения лицензии, следует, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется лишь на тех юридических лиц, для которых такой вид деятельности является основным. Из раздела 3 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «С.» <адрес>, утвержденного главой администрации Сусанинского муниципального района в апреле 2010 года, раздела 3 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Д.5» <адрес>, утвержденного главой администрации Сусанинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, раздела 3 Устава муниципального образовательного учреждения «С.,утвержденного главой администрации Сусанинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные учреждения осуществляют образовательный процесс по образовательным программам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В связи с чем основным видом деятельности указанных учреждений является образовательная деятельность. Наличие в штате учреждения медицинской сестры связано с реализацией, определенных Уставами основных задач садиков и школы, связанных с воспитанием детей, а именно охраной их жизни, физического и психического здоровья и не свидетельствует об осуществлении детским садом медицинской деятельности, что подтверждает и анализ должностных обязанностей медицинских сестер. Поскольку осуществление дошкольным образовательным учреждением образовательной деятельности, исходя из требований действующего законодательства возможно только при обеспечении необходимых условий для медицинского обслуживания воспитанников, регулирование соблюдения образовательным учреждением этих условий должно осуществляться в рамках лицензирования образовательной, а не медицинской деятельности. Таким образом, ни один из вышеприведенных нормативных актов, регулирующих деятельность в области осуществления образования и медицины не содержит обязательных предписаний о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в образовательных учреждений, в штате которых находится медицинская сестра, не приведены они и в представлении прокурора. В связи с изложенным, поскольку в представлении не указан конкретный нормативный акт, который нарушен садиками и школой при осуществлении образовательной деятельности без наличия лицензии на занятие медицинской деятельностью его в этой части нельзя признать законным. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Признать незаконным представление прокурора Сусанинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства об образовании и лицензировании отдельных видом деятельности» в части принятия мер по устранению нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности в МДОУ «С.», МДОУ «Д.» и МОУ «С.». Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: