Решение по иску о назначении трудовой пенсии



Дело № 2-208

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года

Буйский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Ивановой О.Ю.,

при секретаре Кудрявцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой Галины Александровны к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району о назначении трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Филиппова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району о назначении ей досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, просила суд признать отказ ГУ УПФ РФ по г. Бую и Буйскому району в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным. Обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 18.01.2010 года по 12.03.2010 года курсы повышения квалификации в период работы в ГУ ОРЦ «Л.» - 1 месяц 25 дней, а также с 25.01.1990 года по 31.08.1990 года отпуск по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет - 7 месяцев 07 дней, периоды работы: с 01.10.1993 года по 25.06.1995 года в качестве старшей медицинской сестры в детских ясли-сад №8 «Т.» - 1 год 08 месяцев 21 день, с 02.09.2002 года по 29.08.2005 года в качестве старшей медицинской сестры в детском саду «Д.» - 2 года 11 месяцев 28 дней в льготном исчислении. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 13.09.2010 года. Взыскать в ее пользу расходы по госпошлине в сумме <данные изъяты> рублей и расходы, связанные с оказанием юридической помощи в сумме <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы тем, что 13.09.2010 года истица обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Но решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ей досрочной пенсии отказано, в связи с отсутствием необходимого 25-ти летнего специального стажа, ответчик не включил, указанные в исковых требованиях периоды работы в специальный стаж. Полагает, что решение пенсионного фонда является незаконным. Относительно курсов повышения квалификации с 18.01.2010 года по 12.03.2010 года по следующим основаниям: обучение на курсах непосредственно связано с выполнением ею лечебной деятельности, повышение квалификации ее трудовая обязанность и обязательное условие осуществления трудовой деятельности. Направление на курсы повышения квалификации оформлялось приказом работодателя, на данный период за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, из которой производилось удержание страховых взносов для перечисления в пенсионный фонд. Полагает, что незаконно исключен из специального стажа отпуск по уходу за ребенком с 25.01.1990 года по 31.08.1990 года, поскольку он проходил до внесения изменений в КЗОТ РСФСР, вступивших в силу 06.10.1992 года. Отказ по включению периодов работы с 01.10.1993 года по 25.06.1995 года в качестве старшей медсестры в детском саде «Т.», а также с 02.09.2002 года по 29.08.2005 года в качестве старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в детских ясли-сад «Д.» является незаконным, поскольку в указанные периоды работы она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, основными направлениями которой являлось проведение профилактических и лечебных мероприятий и процедур по назначению врача детям дошкольного возраста. Поскольку указанные периоды она работала в сельской местности, полагает, что исчисление специального стажа должно производится в льготном исчислении за один год работы необходимо зачесть один год и три месяца. Со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П о недопустимости ухудшения условий реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывал гражданин до внесения изменений в пенсионное законодательство, независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично, просила исковые требования удовлетворить.

В судебных заседаниях истица Филиппова Г.А. уточняла периоды работы, подлежащие включению в ее трудовой стаж, в окончательном варианте просила включить в ее специальный трудовой стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды работы: с 23.09.1979 года по 31.10.1980 года - декретный отпуск в льготном исчислении; с 30.05.1988 года по 24.01.1990 года декретный отпуск в льготном исчислении; с 25.01.1990 года по 31.08.1990 года отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении; с 19.09.1987 года по 29.05.1988 года; с 01.09.1990 года по 31.12.1991 года; с 01.01.1992 года по 01.05.1992 года; с 05.05.1992 года по 09.12.1992 года; с 12.12.1992 года по 30.09.1993 года в льготном исчислении; с 01.10.1993 года по 25.06.1995 года в качестве старшей медсестры в детских ясли-саде «Т.» в календарном исчислении; с 02.09.2002 года по 29.08.2005 года в качестве старшей медсестры в детском саду «Д.» в календарном исчислении; с 18.01.2010 года по 12.03.2010 года курсы повышения квалификации в ГУ ОРЦ «Л.» в календарном исчислении.

Истица Филлипова Г.А. и ее представитель Филиппов С.В. основания заявленных требований, изложенные в исковом заявлении поддержали и дополнили, указав, что весь период трудовой деятельности истицы, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения проходил в сельской местности, поэтому полагают, что спорные периоды работы должны быть включены в стаж истице до 01.10.1993 года в льготном исчислении по Постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР от 9 декабря 1971 года, дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Данное положение действовало до 06 октября 1992 года, поскольку указанные истицей периоды декретных отпусков были все до 1992 года и, кроме того, её работа в детских садах была в сельской местности, полагают, что они подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении. Считают, что периоды работы в с 01.10.1993 года по 25.06.1995 года в качестве старшей медсестры в детских ясли-саде «Т. и с 02.09.2002 года по 29.08.2005 года в качестве старшей медсестры в детском саду «Д.» подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям: Филиппова Г.А. выполняла фактически те же обязанности, что и медицинский работник Министерства здравоохранения. В обязанности медицинской сестры входило оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях детям. В документах Филипповой Г.А. есть удостоверение об окончании курсов по физиотерапии. Также она была обязана проводить осмотр детей вместе с врачами окулистом, дерматологом, фтизиатром, стоматологом, лор врачом и другими. В двух детских садах поселка <адрес> <адрес> числится 200 человек, каждому ребенку нужно проводить уколы, вакцинацию, это проводится в каждом детском саду и входит в обязанности медицинских сестер любого детского сада. Такие же мероприятия выполняет и медицинская сестра, которая работает в Министерстве здравоохранения. Полагает, что иное толкование законодательства противоречило бы правовой позиции Конституционного Суда.

Представитель ответчика ГУ Управления пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району Пасхин А.В. исковые требования Филипповой Г.А. не признал, пояснив, 13 сентября 2010 года за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» обратилась Филиппова Г.А. Согласно указанной нормы право на досрочное назначение пенсии по данному виду имеют лица, проработавшие в сельской местности и поселках городского типа при наличии 25 лет специального стажа, а кто работал и в городах, поселках городского типа, и в сельской местности, то есть, кто имеет смешанный стаж, то пенсия назначается при условии наличия стажа лечебной деятельности не менее 30 лет. Исходя из представленных на рассмотрение комиссии документов видно, что вся трудовая деятельность, которая указана в трудовой книжке, протекала в сельской местности, исходя из этого истице необходимо для назначения досрочной трудовой пенсии наличие не менее 25 лет специального стажа. В соответствии с представленными документами специальный стаж Филипповой Г.А., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии был установлен 20 лет 08 месяцев 24 дня. Исходя из того, что данного стажа недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии, протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями внесенными протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии Филипповой Г.А. было отказано. Не были включены спорные периоды, а именно: нахождение на курсах повышения квалификации, отпуск по уходу за ребенком от полутора до трех лет, кроме того, включены только в календарном порядке отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком 1979-1980 года, а также исключены из подсчета специального стажа периоды работы с 1993 года по 1995 год в детском саду «Т.» старшей медсестрой и с 2002 по 2005 год в качестве старшей медсестры в детском саду «Д.». Он не возражает против включения в специальный трудовой стаж курсов повышения квалификации с 18 января 2010 года по 12 марта 2010 года и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет с 25 января 1990 года по 31 августа 1990 года в календарном исчислении. Периоды с 23.09.1979 года по 31.10.1980 года - декретный отпуск, когда истица работала медицинской сестрой в санатории «О.»; с 30.05.1988 года по 24.01.1990 года декретный отпуск, когда истица работала старшей медицинской сестрой, патронажной медицинской сестрой в ясли-сад ; с 19.09.1987 года по 29.05.1988 года; с 01.09.1990 года по 31.12.1991 года период работы также в качестве старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в ясли-сад ; с 01.01.1992 года по 01.05.1992 года в качестве старшей медицинской сестры в детском саду «Д.»; с 05.05.1992 года по 09.12.1992 года; с 12.12.1992 года по 30.09.1993 года в качестве старшей медицинской сестры в детских ясли-сад «Т.» включены в специальный стаж истице в календарном исчислении, оснований для включения в льготном исчислении нет, поскольку вся трудовая деятельность протекала в сельской местности. Полагает, что пенсионный фонд правомерно не включил в специальный стаж Филипповой Г.А. периоды с 1993 года по 1995 год и с 2002 года по 2005 год, так как согласно действующего пенсионного законодательства не любая медицинская деятельность засчитывается в специальный стаж, а только та медицинская деятельность, которая осуществлялась в определенной профессии или должности и соответственно в определенном учреждении, то есть исходя из ныне действующего Списка, который регулирует вопросы включения в специальный стаж периода работы для медицинских работников это постановление от 29 октября 2002 года № 781, где указаны профессии, должности, а также учреждения, работа в которых дает право на включение в специальный стаж. В разделе наименование учреждений нет наименования детский сад или детское дошкольное учреждение, поэтому на основании ныне действующего Списка включить этот спорный период в специальный стаж нет оснований, так как работа осуществлялась по должности, которая предусмотрена в Списке, но работа эта осуществлялась не в учреждении здравоохранения, а в детском дошкольном учреждении, что не дает права на включение этого периода в специальный стаж. Не содержит наименования такого учреждения как детский сад или детское дошкольное учреждения и Список, который действовал с 1 ноября 1999 года, принятый Постановлением правительства 22 сентября 1999 года № 1066. До 1999 года действовал Список, который был принят Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, который также предусматривал включение в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет работу врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности, но в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях, детские дошкольные учреждения, в частности детские сады, никак не относятся к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, поэтому оснований засчитывать в специальный стаж периода работы в детском саду в качестве старшей медсестры по этому Списку также нет. Действительно, как указано в протоколе отказа, зачтен период работы в детском саду в качестве старшей медсестры до 1 октября 1993 года, но к данной ситуации был применен Список, который был утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, то есть список принят в соответствии с законом «О государственных пенсиях СССР» от 1956 года и данным постановлением указаны перечни профессий, должностей, учреждений, которые подлежат зачету в специальный стаж для назначения пенсии. В разделе втором Списка указано «…врачи и другие медицинские работники..» и указано, что работа в качестве врачей, медицинских сестер независимо от наименования должности, включается в специальный стаж, в том числе и в детских яслях, и детских садах, и объединенных ясли-сад, но данный Список действовал до 1 октября 1993 года, впоследствии он утратил силу и распространять его действие на тот период, когда он уже фактически не действовал, оснований нет. То есть это в полной мере согласуется с той правовой позицией определения Конституционного суда от 24.01.2004 года, где как раз говорится, что в случае изменения пенсионного законодательства может применяться то законодательство, которое действовало в период работы.

В суде установлено и никем из сторон не оспаривается, что вся трудовая деятельность истицы проходил в сельской местности.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями, внесенными протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Филипповой Г.А. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В трудовой стаж не включены или включены в календарном, а не в льготном исчислении следующие периоды:

с 23.09.1979 года по 31.10.1980 года - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет, когда истица работала медицинской сестрой в санатории «О.» включен в календарном исчислении;

с 30.05.1988 года по 24.01.1990 года - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет, когда истица работала в качестве старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в ясли-сад Дирекции строящейся Костромской АЭС включен в календарном исчислении;

с 25.01.1990 года по 31.08.1990 года отпуск по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет, когда истица работала в качестве старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в ясли-сад Дирекции строящейся Костромской АЭС не включен (истица просит включить в льготном исчислении);

с 19.09.1987 года по 29.05.1988 года; с 01.09.1990 года по 31.12.1991 года - периоды работы в качестве старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в ясли-сад Дирекции строящейся Костромской АЭС включен в календарном исчислении;

с 01.01.1992 года по 01.05.1992 года в качестве старшей медицинской сестры в детском саду «Д.» включен в календарном исчислении;

с 05.05.1992 года по 09.12.1992 года; с 12.12.1992 года по 30.09.1993 года в качестве старшей медицинской сестры, патронажной медицинской сестры в детских ясли-сад «Т.» включен в календарном исчислении;

с 01.10.1993 года по 25.06.1995 года в качестве старшей медсестры в детских ясли-сад «Т.» не включен;

с 02.09.2002 года по 29.08.2005 года в качестве старшей медсестры в детском саду «Д.» не включен;

с 18.01.2010 года по 12.03.2010 года курсы повышения квалификации в ГУ оздоровительно-реабилитационном Центре «Л.» не включен.

Отказ мотивирован тем, в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», утвержденном Постановлением Правительства от 29.10.2002 года №781 таких учреждений как детские сады, детские ясли-сады не предусмотрено. В специальный стаж до 01.10.1993 года включена работа истицы в дошкольных учреждений по «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Совета Министров ССР от 17.12.1959 года №1397, которое предусматривает включение в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении только при смешанном стаже.

Имеющейся в деле копией трудовой книжки подтверждаются периоды работы истицы в указанных учреждениях и должностях.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункта 2 ст. 27 вышеназванного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №2-П от 29.01.2004 года со ссылкой на Постановление №8-П от 24 мая 2001 года и Определение №320-О от 05 ноября 2002 года, изменения, вносимые в пенсионное законодательство не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывал гражданин до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Следовательно при решении вопроса о возможности включения в стаж работы Филипповой Г.А. периодов работы до 01 октября 1993 года может применяться Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Приложениями к которому являются Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Список - 1959 года). Указанный Перечень в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953 с 01 октября 1993 года не применяется на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" периоды работы до 1 ноября 1999 года могут быть зачтены в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (далее Список 1991 года).

Так пунктом 2 названного Постановления установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа считается за один год и три месяца. В пункте 1 Списка 1991 года указано, что в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, включаются периоды работы в качестве врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, к периоду с 23.09.1979 года по 31.10.1980 года - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет, когда истица работала медицинской сестрой в санатории «Оболсуново», т.е. в лечебно-профилактическом учреждений, что представителем ответчика не оспаривается, может быть применим Список 1991 года, поэтому указанный период подлежит зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении, в связи с чем в специальный стаж за указанный период подлежит зачету 1 год 4 месяца 18 дней, вместо 1 года 1 месяца 07 дней, зачтенных ответчиком.

Поскольку в периоды с 30.05.1988 года по 24.01.1990 года;19.09.1987 года по 29.05.1988 года; с 01.09.1990 года по 31.12.1991 года; с 01.01.1992 года по 01.05.1992 года с 05.05.1992 года по 09.12.1992 года; с 12.12.1992 года по 30.09.1993 года истица работала в детском дошкольном учреждении (детских ясли-сад, детском саде), работа в котором не является основанием для включения в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии со Списком 1991 года, то к указанным периодам следует применить Список 1959 года, который предусматривает работу в названных учреждениях в качестве оснований для включения в специальный стаж, но применительно к порядку исчисления стажа определяет основанием для исчисления стажа в льготном исчислении наличие смешанного стажа (п. 5 Положения о порядке исчисления стажа- 1959 года). С учетом чего суд полагает, что указанные периоды времени правомерно включены в стаж истице в календарном исчислении.

Период работы истицы с 25.01.1990 года по 31.08.1990 года (отпуск по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет) подлежит включению в специальный стаж истице в календарном исчислении как 07 месяцев 07 дней по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Местом работы в указанный период истицы являлись ясли-сад Дирекции строящейся Костромской АЭС, т.е. к указанному периоду применим Список -1959 года, предусматривающий включение в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении только при наличии смешанного стажа. Поэтому указанный период подлежит зачет в специальный стаж истице в календарном исчислении.

Периоды работы с 01.10.1993 года по 25.06.1995 года в качестве старшей медсестры в детских ясли-сад «Т.» и с 02.09.2002 года по 29.08.2005 года в качестве старшей медсестры в детском саду «Д.» правомерно не включен в специальный стаж истицы, поскольку как уже говорилось Список - 1959 года утратил свое действие с 01 октября 1993 года, а действующим в настоящее время законодательством, ни законодательством, действовавшим в период с 01.10.1993 по 2002 год, не предусматривается включение в специальный стаж периодов работы в таких учреждениях как детский сад, ясли-сад.

Как указал в своем Определении от 25.02.2010 №163-О-О Конституционный Суд РФ, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Поэтому доводы истицы и ее представителя о том, что она выполняла в указанные периоды времени работу аналогичную работе медицинской сестры лечебного учреждения, не имеют правового значения, поскольку для включения периода работы в специальный стаж необходимо совпадение не только наименования должности, но и наименования учреждения. Именно это совпадение, а не характер выполняемой работы и ведомственное подчинение имеет определяющее значение.

С 18.01.2010 года по 12.03.2010 года курсы повышения квалификации в Государственном Учреждении областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Л.» подлежит включению в специальный стаж истице. Наименование должности (медсестра физиотерапии) и учреждения (реабилитационный центр субъекта) имеются в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом изложенного суд полагает, что период 18.01.2010 года по 12.03.2010 года (1 месяц 25 дней) подлежит включению в специальный стаж истицы.

Таким образом, истице неправомерно не включены в специальный стаж следующие периоды:

23.09.1979 года по 31.10.1980 года - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет, зачтен в календарном исчислении как 1 год 1 месяц 07 дней, подлежит в льготном 1 год 4 месяца 18 дней, не зачтено 03 месяца 11 дней; 25.01.1990 года по 31.08.1990 года (отпуск по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет) - 07 месяцев 07 дней; 18.01.2010 года по 12.03.2010 года - 1 месяц 25 дней, а всего 1 год 0 месяцев 13 дней.

Зачтенный ответчиком специальный стаж истицы составил 20 лет 08 месяцев 24 дня, с учетом зачтенного судом стаж составит 21 год 09 месяцев 07 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поэтому отказ ГУ Управления пенсионного фонда РФ в назначении такой пенсии не может быть признан незаконным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку из десяти заявленных требований удовлетворено только три, т.е. 30% судебные издержки, подлежащие взысканию в пользу истицы составят 200х30%=60 рублей и 1300х30%=390 рублей, а всего 450 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району включить Филипповой Галине Александровне в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды работы:

23.09.1979 года по 31.10.1980 года - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет в период работы медицинской сестрой в санатории «О.» в льготном исчислении 03 месяца 11 дней;

25.01.1990 года по 31.08.1990 года отпуск по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет в период работы медицинской сестрой в ясли-сад Дирекции строящейся Костромской АЭС в календарном исчислении - 07 месяцев 07 дней;

18.01.2010 года по 12.03.2010 года - курсы повышения квалификации в период работы медсестрой по физиотерапии в ГУ ОРЦ «Л.» - 1 месяц 25 дней,

а всего 1 год 0 месяцев 13 дней.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ по г. Бую и Буйскому району в пользу Филипповой Галины Александровны в возмещение судебных издержек 450 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: