Дело № 2-304/2011г Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 мая 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вороновой О.Е. с участием прокурора Щур В.Н. при секретаре Пинигиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора в интересах Докучаевой Алены Андреевны к Администрации городского округа город Буй о предоставлении жилого помещения, установил: Буйский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Докучаевой А.А. к Администрации городского округа город Буй, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, в котором просит обязать ответчиков предоставить Докучаевой А.А., ......... года рождения, вне очереди жилое помещение, указывая в обоснование, что Докучаева А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Докучаевой - ПАН умер ............, мать - ПСО решением Буйского г/с Костромской области от .............. лишена родительских прав. Постановлением администрации г. Буя Костромской области от 21 августа 2006 года № 712 над несовершеннолетней Докучаевой (Плусовой) А.А. назначена опека, в дальнейшем приказом № ТО СЗН, опеки и попечительства по Буйскому муниципальному району и г/о г.Буй от .............. опека снята, и несовершеннолетняя Докучаева (Плусова) направлена на полное государственное обеспечение в ГОУ НПО ПУ № <адрес>, где и обучалась до .............. Постановлением главы администрации г/о г.Буй от ............. № Докучаева (Плусова) А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ввиду того, что до настоящего времени Докучаева А.А. в установленном порядке жильём не обеспечена, истец просит обязать ответчиков предоставить Докучаевой А.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение с жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В качестве правового обоснования требований ссылается на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, ст.6 Закона Костромской области № 348-ЗКО от 19.12.2005г. «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области». В ходе судебного разбирательства по делу истцы отказались от исковых требований, обращенных к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области; отказ от иска к данным лицам судом принят, производство по делу в данной части прекращено. В соответствии со ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Департамент финансов Костромской области, межтерриториальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 Костромской области. В судебном заседании прокурор Щур В.Н., истица Докучаева А.А. исковые требования, обращенные к администрации городского округа г.Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения поддержали по изложенным в иске доводам. Представитель администрации городского округа г. Буя Костромской области Коновалова Н.Б. исковые требования не признала, считает, что администрация г/о г.Буя не является надлежащим ответчиком по данному делу; обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан лежит на субъекте РФ, а не на органах местного самоуправления, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи. В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, денежные средства на данные нужды в местный бюджет не выделяются, считает, что заявленные исковые требования прокурора к Администрации городского округа г.Буя Костромской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.. Представители третьих лиц Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, Департамента ЖКХ Костромской области, Департамента финансов КО в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 64-65, 62-63, 38-39, 74-75). В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Департамента СЗН, опеки и попечительства Костромской области исковые требования не признал, сообщил, что во исполнение ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области, с последующими изменениями, были сформированы учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и Докучаевой А.А., не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются в собственность Костромской области за счет средств областного бюджета и при их наличии предоставляются гражданам путем заключения договора социального найма. Учитывая отсутствие свободных изолированных жилых помещений на территории Буйского муниципального района в жилищном фонде Костромской области, а также то обстоятельство, что в течение длительного периода времени органы местного самоуправления, будучи обязанными, не предоставляли жилое помещение истице, поддерживает исковые требования, обращенные к администрации городского поселения г.Буй о предоставлении Докучаевой вне очереди жилого помещения. Представитель Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 Рыжова Е.Л., участвующая в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ, иск полагала подлежащим удовлетворению. Выслушав участников процесса, исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Буйским межрайонным прокурором исковых требований в интересах Докучаевой А.А. Докучаева А.А., .......... года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы, ПСО, решением Буйского городского суда Костромской области от ............ лишена в отношении дочери родительских прав (л.д.8-9), отец ПАН умер ............ года (л.д.7). ............. года Плусова А.А. заключила брак с ДСА, после заключения брака ей присвоена фамилия Докучаева (л.д.19). В соответствии с Постановлением Главы Администрации г/о г.Буй № 676 от 10.08.2006 года вторым пунктом за несовершеннолетней Плусовой (Докучаевой) А.А. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.112). Постановлением Главы администрации <адрес> от ................. года № над несовершеннолетней Плусовой (Докучаевой) А.А. назначено попечительство. Пунктом 2 указанного постановления закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.113). Постановлением Главы администрации г. Буя Костромской области от 07 октября 2008 года № 955 Плусова (Докучаева) А.А. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.114-120). 14.10.2008 года Постановлением Администрации г/о г.Буй внесены изменения в постановление главы администрации г/о г.Буй от 10.08.2006 года № 676, где пункт второй постановлено изложить в следующей редакции: «Предоставить Плусовой Алене Андреевне, ..................р., по достижению ею совершеннолетия жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации» (л.д.121-135). Приказом № Территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Буйскому муниципальному району и по городскому округу г.Буй от ............. года попечитель освобождена от своих обязанностей в отношении Плусовой (Докучаевой) А.А.; последняя направлена на полное государственное обеспечение в ГОУ НПО ПУ № <адрес> (л.д.12). Постановлением Администрации г/о г.Буй Костромской области №853 от 13.08.2010г. внесены изменения в постановление главы администрации г.Буя от 21.08.2006г. №712, которым пункт № о закреплении жилого помещения за Плусовой (Докучаевой) А.А. исключен (л.д.135-136). Судом исследовался вопрос о судьбе закрепленного постановлением администрации за несовершеннолетней жилого помещения по адресу: <адрес>, было установлено, что данное жилое помещение ............... года в результате пожара было полностью уничтожено огнем вместе с находящимся в нём имуществом (л.д.110); представитель ответчика о причинах исключения из указанного выше постановления от 21.08.2006г. №712 пункта 2 о закреплении жилого помещения за Плусовой А.А. пояснить не смогла. Настаивала на том обстоятельстве, что Докучаева А.А. является из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения, в связи с чем была поставлена на учет, как нуждающаяся в получении жилого помещения, в отношении неё принято постановление о предоставлении жилья по достижению ею совершеннолетия. В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Само право Докучаевой А.А. на обеспечение жилым помещением как лица, отнесенного законом к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается, доводы в обоснование не признания иска сводятся к тому, что администрация городского округа город Буй не может являться надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям. С данными доводами, заявленными администрацией г\о г.Буя, суд согласиться не может по следующим основаниям. В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Из совместного толкования п.2 ч.2, ч.3 ст.57 ЖК РФ следует, что предоставление указанным категориям граждан жилого помещения является обязанностью муниципального образования, что не противоречит ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ. В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции от 06.07.2009 года № 490-4-ЗКО), Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 6.07.09 года), Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в Костромской области». В соответствии со ст.3 п.2 Закона КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 06.07.09 года) жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области". В силу ст.6 Закона КО от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи. На момент рассмотрения дела судом Докучаева А.А. достигла совершеннолетнего возраста (л.д.20), закончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональный училище №» <адрес> Костромской области (л.д.16), жилым помещением не обеспечена, закрепленного жилого помещения не имеет, иных жилых помещений в собственности не имеет (л.д.14,15); в настоящее время проживает и зарегистрирована в жилом помещении, предоставленном для временного проживания её супругу ДСА по договору социального найма от ............... по адресу: <адрес> (л.д.82). Указанное жилое помещение по заключению межведомственной комиссии Ореховского сельского поселения не соответствует требования, предъявляемым к жилым помещениям и не пригодно для постоянного проживания (л.д.104-108). При таких обстоятельствах Докучаева А.А., не имеющая жилого помещения для постоянного проживания ни вправе собственности, ни по договору социального найма, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г. Буя в лице администрации г/о г.Буя является надлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Поскольку местом жительства Докучаевой А.А. при приобретении ею статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлся город Буй Костромской области, она состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в г.Буе, то жилое помещение должно быть предоставлено ей в черте г.Буя. Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом Костромской области от 6.07.09 года № 490-4-ЗКО учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения Костромской области через Комитеты социальной защиты населения, опеки и попечительства, однако само по себе изменение порядка учета не может влиять на реализацию истцом жилищных прав. Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения о наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории. По мнению суда, данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ. Как следует из сообщения Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (л.д.79) в настоящее время свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют. Кроме того, суд учитывает и то, что при издании постановления от 14 октября 2008 года № 974 администрация г.Буя приняла на себя обязательства предоставить Плусовой (Докучаевой) А.А. жилое помещение, поставив на учет истицу в качестве нуждающейся в жилых помещениях и постановив предоставить ей жилое помещение по достижению совершеннолетия (л.д.121-134); до настоящего времени данное обязательство ответчиком не исполнено. При таких обстоятельствах изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в том числе связанные с изменением порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на реализацию права истицы на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 ЖК РФ. Указанная норма должна быть применена судом в рассматриваемом споре, поскольку Администрация Костромской области не имеет свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. С учетом изложенного суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Буй в лице Администрации г/о г.Буй, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом. При таких обстоятельствах суд находит доводы представителя ответчика в части не признания исковых требований необоснованными. С учетом п. 5 ст. 57 ЖК РФ на муниципальное образование городского округа г. Буй в лице администрации г. Буя подлежит возложению обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Буя, по нормам предоставления площади жилых помещений. Оснований для указания в решении о внеочередном предоставлении жилья суд не находит, поскольку данное право прямо предусмотрено законом. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах Докучаевой Алены Андреевны удовлетворить. Обязать муниципальное образование городского округа г. Буй в лице администрации г. Буй предоставить Докучаевой Алене Андреевне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Буя, по нормам предоставления площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента написания полного текста решения в Костромской областной суд путём подачи кассационной жалобы через Буйский районный суд Костромской области. Судья: О.Е. Воронова