Дело № 2 - 387/-2011г. Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Ивановой О.Ю., при секретаре Кудрявцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Антонины Сергеевны к администрации городского поселения п.Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области и территориальному отделу социальной защиты населения опеки и попечительства №1 по Костромской области об обязании включить в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и жилого помещения на праве собственности с момента возникновения права на получение жилого помещения. УСТАНОВИЛ: Воробьева Антонина Сергеевна обратилась в суд с иском к администрации городского поселения п.Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области и территориальному отделу социальной защиты населения опеки и попечительства №1 по Костромской области об обязании включить в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и жилого помещения на праве собственности с момента возникновения права на получение жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что она, Воробьева Антонина Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители Е. и С. лишены родительских прав на основании решения <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным решением суда она была направлена в Костромской Дом ребенка, откуда ДД.ММ.ГГГГ направлена на воспитание в семейный детский дом на базе семьи А. по адресу: <адрес>.По месту жительства ее родителей в <адрес>, она зарегистрирована не была, при помещении ее в Дом ребенка вопрос о закреплении за ней жилого помещения на территории <адрес> не решался. При направлении на воспитание в семейный детский дом, она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение за ней так же не было закреплено. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ГОУ НПО ПУ № <адрес>, по окончании обучения жилое помещение по месту ее проживания в <адрес> ей предоставлено не было. Органами опеки и попечительства, органами местного самоуправления Сусанинского муниципального района и <адрес> она не была поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и не имеющий закрепленного жилого помещения. Со ссылкой на ст.ст. 1, 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 6 Закона Костромской области №348-ЗКО от 19 декабря 2005 года «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» просила исковые требования удовлетворить. В судебном заседании истица Воробьева А.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что она впервые подала заявление со всеми документами о постановке ее на учет на получение жилого помещения в территориальный отдел социальной защиты населения Сусанинского района ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 24 года, затем еще раз подавала, но на учет ее не поставили ни в <адрес>, ни в Сусанинском районе в связи с тем, что на момент обращения ей было больше 23 лет. Полагает, что это незаконно, поскольку она не может воспользоваться своим правом на получение жилья вследствие недобросовестности и неграмотности работников социальной защиты, которые своевременно не закрепили за ней жилье и не поставили на очередь на получение жилья. Представитель администрации городского поселения п. Сусанино Сусанинского муниципального района Костромской области по доверенности Балалина О.А. исковые требования Воробьевой А.С. не признала, указав, что муниципальное образование городское поселение функционирует с 2006 года. При передаче учетных дел лиц, нуждающихся в получении жилья, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учетного дела Воробьевой А.С. передано не было. В последующем ни Воробьева А.С. ни орган опеки к ним с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся на получение жилья не обращался. В связи с тем, что в настоящее время Воробьевой А.С. больше 23 лет они могут ее поставить в очередь на получение жилья в общем порядке. Представитель территориального отдела социальной защиты населения опеки и попечительства №1 по доверенности Наумова А.В. исковые требования Воробьевой А.С. не признала, пояснив, что Воробьева А.С. действительно является ребенком- оставшимся без попечения родителей, за которой не закреплено жилье. Впервые с заявлением о постановке ее на очередь истица обратилась уже после 23 лет, поэтому поставлена не была. Территориальный отдел ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не закреплено жилье, но для постановки на учет необходимо предоставить ряд документов и заявление с просьбой поставить на учет. Указанные документы предоставляют в отдел опеки или сами дети или их опекуны. Орган опеки и попечительства сбором документов не занимается. Изучив материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей суд приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Такое исключение предусмотрено, в частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и Законе Костромской области №348-ЗКО от 19 декабря 2005 года «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальное поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области». Статьей 1 названного Федерального закона и ст.2 Закона Костромской области определено, что детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей являются лица, в возрасте до 18 лет, а лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет. В суде установлено, что решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Воробьевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были лишены родительских прав. В связи с чем она проживала в семейном детском доме А. по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО ПУ № <адрес>, после окончания которого возвратилась в <адрес>. Закрепленного жилья не имеет. В очереди на внеочередное получение жилья ни как ребенок, оставшийся без попечения родителей, ни как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей не состоит. Впервые обратилась с заявлением о постановке на указанный учет ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 24 года, в связи с чем поставлена на учет не была. Данное обстоятельство подтверждено книгой учета заявлений о постановке на учет и показаниями свидетелей Л., Ю. и Ш. С учетом изложенного суд полагает, что Воробьева А.С. утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с достижением 23-летнего возраста, на учете на получение жилья до указанного возраста поставлена не была, поэтому оснований для постановки на учет на внеочередное получение жилья в настоящее время нет. Данный вывод согласуется с позицией Конституционного суда, который в Определении от 19.10.2010 №1282-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н. на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального Закона «О дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отметил, что распространение действия Федерального Закона №159-ФЗ на лиц в возрасте от 18 до 23 осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется. С учетом изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требований Воробьевой А.С. следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Воробьевой Антонине Сергеевне к администрации городского поселения п. Сусанино и межрайонному территориальному отделу социальной защиты населения опеки и попечительства №1 по Костромской области об обязании включить в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и жилого помещения на праве собственности с момента возникновения права на получение жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: