Дело № 2 - 501/2011 год РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Лукояновой А.А., с участием помощника прокурора Сусанинской районной прокуратуры Смирновой К.В., при секретаре Смирновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусанинского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сусанинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. Просил признать бездействие МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа» в части непринятия мер по устранению нарушений требований Правил пожарной безопасности в «Сумароковская основная общеобразовательная школа»незаконным. Обязать «Сумароковскую основнуюя общеобразовательную школу» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, а именно: провести проверку пожарных кранов на работоспособность; провести проверку автоматической пожарной сигнализации, провести проверку на сопротивление изоляции осветительной и силовой электропроводки; провести проверку на соответствие огнезащитной обработки, укомплектовать пожарный кран стволом и рукавом, произвести отделку путей эвакуации (лестничных маршей) негорючими материалами.. Требования обоснованы тем, что противопожарное состояние в МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа» не соответствует требованиям действующего законодательства в области противопожарной безопасности, этот нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе учащихся и работников МОУ «Сумароковская ООШ» и может повлечь за собой уничтожение и повреждение имущества, причинение вреда здоровью и трагическую гибель людей в результате пожара. В судебном заседании помощник прокурора Сусанинского района исковые требования уточнила, просила признать бездействие МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа» в части непринятия мер по устранению нарушений требований Правил пожарной безопасности незаконным. Обязать МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа» в срок до 1 сентября 2011 года провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности в здании школы по адресу: <адрес>, а именно: укомплектовать пожарный кран стволом и рукавом и провести проверку пожарных кранов на работоспособность; провести проверку на сопротивление изоляции осветительной и силовой электропроводки; провести проверку на соответствие огнезащитной обработки; произвести отделку путей эвакуации (лестничных маршей) негорючими материалами, суду показала, что прокуратурой Сусанинского района по информации ВрИО начальника территориального отделения надзорной деятельности Сусанинского района Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Сумароковская основная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что в МОУ «Сумароковская ООШ» допускаются нарушения Правил пожарной безопасности и иных нормативных актов, содержащих требования пожарной безопасности. Так, выявлены следующие нарушения: осветительная и силовая электропроводки не проверены на сопротивление изоляции (п. 57 ППБ 01-03); на путях эвакуации используется горючая отделка (окраска стен и лестничных маршей) (п.53 ППБ 01-03), огнезащитная обработка не проверена на соответствие (п. 36 ППБ 01-03), пожарный кран не укомплектован стволом и рукавом и не проверены пожарные краны на работоспособность (п. 89 ППБ 01-03). В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Пункт 3 Правил предусматривает, что наряду с ними следует также руководствоваться иными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Неисполнение требований Правил пожарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе учащихся и работников МОУ «Сумароковская ООШ», может повлечь за собой уничтожение и повреждение имущества, причинение вреда здоровью и трагическую гибель людей в результате пожара. В силу ст.1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Надзор за соблюдением конституционных прав несовершеннолетних - одна из составляющих частей деятельности органов прокуратуры. Согласно п.З ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Представитель ответчика по доверенности Нагибина Т.И. уточненные исковые требования признала частично, суду пояснила, что согласна, что в МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа», которая является юридическим лицом нарушаются требования правил пожарной безопасности, согласна, что до 1 сентября 2011 года школе, необходимо провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, а именно укомплектовать пожарный кран стволом и рукавом и провести проверку пожарных кранов на работоспособность; провести проверку на соответствие огнезащитной обработки; произвести отделку путей эвакуации (лестничных маршей) негорючими материалами. Не отрицает, что в школе не проведена проверка на сопротивление изоляции осветительной и силовой электропроводки, однако полагает, что данное требование не является нарушением правил пожарной безопасности, а именно ППБ 01-03, поскольку в п. 57 ППБ 01-03 не предписывается проводить такую проверку, контроль за осветительной и силовой электропроводкой на сопротивление изоляции является полномочием органов государственного энергетического надзора. Необходимость проведения в здании, расположенном по адресу: <адрес>, организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности в части: укомплектования пожарного крана стволом и рукавом и проведения проверки пожарных кранов на работоспособность; проведения проверки на соответствие огнезащитной обработки; произведения отделки путей эвакуации (лестничных маршей) негорючими материалами представителем школы не оспаривается. Изучив материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетеля, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров, обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий, предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствия. В силу п. 1.3 Устава школы МОУ является юридическим лицом, имеет в собственности и в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Согласно п.4.2.5 Устава школа обязана обеспечить содержание закрепленных за ней зданий, строений, имущества, оборудования и другого имущества на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории. В соответствии с Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" в пункте 53 указано, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); в пункте 57 определено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; в пункте 36 прописано, что нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год; пункт 89 правил определяет, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. В силу пункта 2.3.1. Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, утвержденных приказом государственного комитета СССР по народному образованию от 4 июля 1989 года № 541 «О введении в действие правил пожарной безопасности» электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. В пункте 2.3.2. вышеуказанных правил администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 2.3.1 настоящих правил, своевременно устранять выявленные недостатки. В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 года № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» пункт 2.12.17 определяет, что проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (Приложение 3). Согласно информации территориального отделения надзорной деятельности Сусанинского района в МОУ «Сумароковская ООШ» имеются нарушения требований правил пожарной безопасности, в том числе и те, которые указаны прокуратурой в уточненных исковых требованиях. Доводы представителя школы, что проведение проверки на сопротивление изоляции осветительной и силовой электропроводки, не является нарушением правил пожарной безопасности, являются несостоятельными. Необходимость в выполнении данных мероприятий подтвердил и свидетель К., который пояснил, что неисправность на сопротивление изоляции осветительной и силовой электропроводки может привезти к пожару, поэтому требуется ее проверка. С учетом изложенного суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействия МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа»в части непринятия мер по устранению нарушений требований Правил пожарной безопасности в МОУ Сумароковская основная общеобразовательная школа незаконным. Обязать МОУ Сумароковская основную общеобразовательную школу в срок до 1 сентября 2011 года провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности в здании школы по адресу: <адрес>, а именно: укомплектовать пожарный кран стволом и рукавом и провести проверку пожарных кранов на работоспособность; провести проверку на сопротивление изоляции осветительной и силовой электропроводки; провести проверку на соответствие огнезащитной обработки; произвести отделку путей эвакуации (лестничных маршей) негорючими материалами. Взыскать с администрации МОУ «Сумароковская основная общеобразовательная школа» госпошлину в доход муниципального образования Сусанинский муниципальный район Костромской области в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий: