Дело № 2-626 Именем Российской Федерации 3 октября 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Лукояновой А.А., с участием помощника прокурора Буйской межрайонной прокуратуры Михиной Д.А., при секретаре Смирновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Бубнова Сергея Владимировича к администрации городского округа г. Буй о возложении обязанности предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Буйский межрайонный прокурор Костромской области, действующий в интересах Бубнова Сергея Владимировича, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Буй о возложении обязанности предоставить жилое помещение указывая, что Бубнов Сергей Владимирович ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Бубнова С.В. - Б. ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации г.Буя от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Бубнов С.В. был направлен в детское государственное учреждение для несовершеннолетних для дальнейшего воспитания и обучения. Этим же постановлением администрация г.Буя обязуется предоставить несовершеннолетнему по достижению 18-ти летнего возраста жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации, однако никакое жилое помещение за Бубновым не закреплено. В настоящее время Бубнов С.В. проживает в <адрес> <адрес> В соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика судом привлечены Межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, Администрация Костромской области. В судебном заседании прокурор Буйской межрайонной прокуратуры исковые требования поддержала, пояснила, что Буйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Бубнов Сергей Владимирович ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет жилого помещения для проживания. Мать Бубнова С.В. - Б. ДД.ММ.ГГГГ умерла. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации г.Буя от ДД.ММ.ГГГГ № Бубнов С.В. был направлен в детское государственное учреждение для несовершеннолетних для дальнейшего воспитания и обучения. Этим же постановлением администрация г.Буя обязуется предоставить несовершеннолетнему по достижению 18-ти летнего возраста жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации. Бубнов С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время Бубнов С.В. проживает в <адрес> <адрес>, т.к. является инвалидом детства 2 группы, куда его перевели в 2005 году из <адрес> дома интерната для умственно отсталых детей. Является дееспособный, может сам себя обслуживать. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с последующими изменениями, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. Ст.6 Закона Костромской области № 348-ЗКО от 19 декабря 2005г. (в ред. от 25.11.2010г.) «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» предусмотрено, что данная категория детей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В нарушение указанных требований закона жилое помещение Бубнову С.В. в настоящее время не предоставлено, что противоречит требованию ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст.6 Закона Костромской области № 348-ЗКО, согласно которых на органы исполнительной власти возложена обязанность по обеспечению вне очереди жилой площадью данную категорию граждан. Прокурор просил обязать администрацию городского округа г. Буй Костромской области предоставить Бубнову Сергею Владимировичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, находящееся в черте города Буя с жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Истец Бубнов С.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца он не знает. После смерти матери его поместили в Детский дом <адрес>, потом перевели в <адрес> дом интернат для умственно отсталых детей. В 2005 году его перевели в ГУ «П.» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 18 лет. Когда его направляли в детский дом, в постановлении главы администрации <адрес> было указано, что по достижению 18-ти летнего возраста в соответствии с Законом Российской Федерации ему будет предоставлено жилое помещение. Однако закрепленного за ним жилья он не имеет. Он дееспособный и если бы у него было жилье, то он бы мог жить самостоятельно. Когда мать была жива, они вместе жили в общежитии <адрес>. Ответчик администрация городского округа г. БуйКостромской области в судебное заседание не явились, прислали заявление, просили рассмотреть дело без участия представителя администрации, с исковыми требованиями не согласны, свои доводы изложили в отзыве на исковое заявление, указывая, что администрация городского округа г. Буя не является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно ФЗ № 159 - ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан лежит на субъекте РФ, а не на органах местного самоуправления, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи. В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, денежные средства на данные нужды в местный бюджет не выделяются. Постановлением администрации Костромской области от 01.09.2008 года № 290а утвержден Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 1 указанного постановления установлено, что Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области выступает государственным заказчиком по приобретению жилых помещений. Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 года № 438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений. В Костромской области органы местного самоуправления, в частности городские округа, не наделены полномочиями по опеке и попечительству, на территории городского округа город Буй имеется орган исполнительной власти субъекта РФ, созданный для осуществления полномочий по опеке и попечительству - это Межрайонный территориальный отдел социальной защиты, опеки и попечительства №1. Администрация городского округа г.Буя Костромской области не может являться надлежащим ответчиком по делу. Третье лицо Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще. Третье лицо Межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1 по доверенности Кисковые требования поддержала, суду пояснила, что Бубнов Сергей Владимирович ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет жилого помещения для проживания. Его мать Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Бубнов С.В. был помещен в детский дом, затем переведен в <адрес> дом интернат для умственно отсталых детей, в настоящее время проживает в <адрес> <адрес>. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Бубнов С.В. был направлен в детское государственное учреждение для несовершеннолетних для дальнейшего воспитания и обучения и этим же постановлением администрация г.Буя обязалась предоставить несовершеннолетнему по достижению 18-ти летнего возраста жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации. Постановлением главы администрации городского округа город Буй от ДД.ММ.ГГГГ № Бубнов С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Бубнову С.В. в 2008 году был 21 год. Требования прокурора Буйской межрайонной прокуратуры следует удовлетворить, обязать администрацию городского округа г. Буй Костромской области предоставить Бубнову Сергею Владимировичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение с жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Третье лицо Департамент финансов Костромской области в судебное заседание не явились, прислали ходатайство, просили рассмотреть дело без участия их представителя, в отзыве на исковое заявление пояснили, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу требований абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» названная категория граждан обеспечивается вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Таким образом, обязанность по реализации жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления по месту жительства, выявления (регистрации, закрепления жилого помещения) рассматриваемой категории граждан, а именно Бубнова С.В.. Надлежащим ответчиком по данному иску является администрация городского округа город Буй. Третье лицо Администрация Костромской области в судебное заседание не явились, прислали ходатайство, просили рассмотреть дело без участия их представителя, в отзыве на исковое заявление пояснили, что ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что указанная категория лиц имеет внеочередное право на получение жилого помещения при следующих основаниях: подтверждение статуса, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лицо указанное категории, поставленное на учет до достижения 23-летнего возраста. Исковые требования прокурора должны быть удовлетворены, если имеются документы, подтверждающие статус ребенка сироты; у ребенка нет закрепленного жилья; наступило время, когда ребенок может реализовать свое право на получение жилья; лицо было поставлено на учет до достижения 23- летнего возраста. Жильем обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства. Костромская область установила порядок предоставления жилья двумя законами: ЗКО от 25.12.2006г. № 98-4 ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма и ЗКО от 19.12.2005г. № 438 - ЗКО «О государственном обеспечении о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области». В законах есть норма, что жилье предоставляется указанной категории при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Если Бубнов С.В. поставлен на учет до достижения 23-летнего возраста, то есть все основания для удовлетворения требований прокурора. Третьи лица на стороне ответчика Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области и Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще. Суд, выслушав мнения сторон, с учетом мнения третьих лиц, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. На основании ч. 1 статья 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. По ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. По ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 6 Закон Костромской области от 19.12.2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" с последующими изменениями предусмотрена аналогичная федеральному закону норма реализации прав данной категории детей на жилье. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 25.12.2006г. N 98-4-ЗКО -"О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области". В суде установлено: по справке о рождении Бубнов Сергей Владимирович родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе» мать» указана Б., сведения об отце записаны на основании заявления матери (л.д.11). По свидетельству о смерти Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 12/. Свидетель С. суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ от Бубнова С.В. в отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 поступило заявление с просьбой предоставить ему жилую площадь, так как он является лицом, оставшимся без попечения родителей. Его мать умерла, а отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. В настоящее время Бубнов С.В. проживает в ГУ П.. На основании постановления администрации города Буя Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что администрация обязывается предоставить Бубнову С.В. жилое помещение по достижении им 18-ти летнего возраста. Всех детей, которые не имели закрепленного за ними жилого помещения, ставили на учет в администрации г. Буя. Затем личные дела были переданы в межрайонный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства для постановки их на учет. Все дела были сформированы и направлены в Департамент социальной защиты населения. В Буе в отделе соцзащиты хранятся копии этих учетных дел. В 2010 году брату Бубнова С.В. было предоставлено жилое помещение, Бубнов С.В. на данный момент стоит на учете. На основании постановления Администрации городского округа город Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № всех детей указанной категории ставили на учет. Бубнов С.В. несмотря на то, что живет в психоневрологическом интернате дееспособный, может проживать отдельно, сам себя обслуживать. Постановлением администрации города Буя Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № Бубнов С.В. направлен в <адрес> детский дом. Пунктом 2 Постановления указано, что предоставить несовершеннолетнему по достижению им 18-ти летнего возраста жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации (л.д.9). По справке ГУ <адрес> Детский Дом - интернат для умственно отсталых детей Бубнов С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживал и был временно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). По сообщению ГУ П. Бубнов С.В. проживает в интернате с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, его состояние удовлетворительное, может проживать отдельно, обслуживать сам себя (л.д.13). Постановлением Администрации городского округа город Буй Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № Бубнов С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области информация о правах Бубнова Сергея Владимировича на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует. Судом установлено, что действительно Бубнов С.В. относится к категории детей-сирот, поскольку мать умерла, отец неизвестен, какого-либо закрепленного жилья не имеет, также как не имеет в собственности жилых помещений. По мнению суда, постановка Бубнова С.В. на учет законна по основаниям ст. 57 ЖК РФ. В настоящее время Бубнов С.В. проживает ГУ П., он дееспособный, может сам себя обслуживать, проживать самостоятельно. По указанным нормам закона Бубнов С.В. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, и в соответствии с нормой предоставления по площади жилого помещения. Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данным требованиям будет являться администрация городского округа город Буй Костромской области, поскольку Бубнов С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрацией г. Буя по основаниям ст. 57 ЖК РФ. Само по себе указанное право Бубнова С.В. на обеспечение жилым помещением как лица, отнесенного законом к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается, доводы в обоснование не признания иска сводятся к тому, что администрация городского округа г. Буй Костромской области не может являться надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям. Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Буйского межрайонного прокурора, действующего в интересах Бубнова Сергея Владимировича, об обязании администрацию городского округа г. Буй Костромской области предоставления Бубнову Сергею Владимировичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение с жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Буйского межрайонного прокурора Костромской области, действующего в интересах Бубнова Сергея Владимировича, удовлетворить. Обязать администрацию городского округа г. Буй Костромской области предоставить Бубнову Сергею Владимировичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, находящееся в черте г. Буя с жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения. Председательствующий: