Решение по исковому заявлению о признании действий незаконными и обязании компенсировать денежные средства



Дело №2-598/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года.                                   

Буйский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Ивановой О.Ю.,

при секретаре Кудрявцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Филиппова Сергея Николаевича к ООО «ЖКХ» и администрации городского поселения п.г.т. Чистые Боры о признании действий незаконными и обязании компенсировать денежные средства,

                                                           УСТАНОВИЛ:

Филиппов Сергей Николаевич обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ЖКХ» о признании действий незаконными, и списанию незаконно начисленной суммы, просил суд признать действия ООО «ЖКХ» пгт Чистые Боры Буйского района Костромской области не законными, обязать ООО «ЖКХ» пгт Чистые Боры списать с него незаконно начисленные <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек и взыскать с ответчика расходы по оказанию юридической помощи в сумме <данные изъяты> рублей. Свои требования мотивировал тем, что он является нанимателем 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В начале 2011 года на обратной стороне квитанции на оплату ему было разъяснено, что имеющийся у него электросчетчик устарел и нужно произвести его замену на более высокий класс точности. Полагает, что в соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК РФ и п. 140 Постановления Правительства РФ №150 от 31.08.2006 года обязанность заменять прибор учета возложена на собственника, т.е. администрацию городского поселения пгт Чистые Боры. Однако, администрация своевременно замену счетчика не произвела в связи с чем за февраль и март 2011 года ему начислена оплату за электроэнергию не по показаниям прибора учета, а по нормам потребле6ния: так за февраль нужно было оплатить <данные изъяты> квт/час в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, в марте <данные изъяты> квт/час в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, хотя фактически им потреблено электроэнергии <данные изъяты> квт/час. В апреле 2011 года им установлен счетчик более высокого класса точности, администрация компенсировала стоимость счетчика и стоимость расходов по его установке, тем самым подтвердив свою обязанность по замене счетчика на более высокий класс точности. В связи с чем полагает, что его вины в несвоевременной замене счетчика нет, поэтому начисление платы за февраль и март по нормативу потребления противоречит нормам ГК РФ и Закону «О защите право потребителей».

В судебном заседании представитель истца, по доверенности, Суслова С.В., исковые требования уточнила, просила суд признать незаконными действия ООО «ЖКХ» по начислению оплаты Филиппову С.Н. за электроэнергию за февраль-март 2011 года по нормативу потребления, а не по показаниям прибора учета и обязать надлежащего ответчика: ООО «ЖКХ» списать или администрацию городского поселения пгт Чистые Боры Буйского района компенсировать разницу между фактически потребленной электроэнергией за указанные месяцы в размере <данные изъяты> квт/час и начисленной по нормативам потребления в количестве <данные изъяты> квт/час в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Основания заявленных требований, изложенные в исковом заявлении подержала, в суде пояснила, что наниматель квартиры не может нести ответственность за не своевременную замену прибора учета (электросчетчика), находящегося вне жилого помещения. Данная обязанность лежит на собственнике помещения, т.е. администрации. В связи с чем истец не должен нести ответственность за несвоевременную замену прибора учета в виде оплаты за не потребленную электроэнергию.

Ответчик представитель ООО «ЖКХ» по доверенности, Куликова О.В. исковые требования не признала, указав, что управляющая компания по начислению истцу оплаты за электроэнергию действовала в соответствии с нормами, регулирующими начисление платы за указанную коммунальную услугу, в частности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, пп. 138, 141 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года №530 и Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии МПЭ РФ №53-ст от 15.03.2005 года. Поскольку истец пользовался счетчиком класса точности 2.5, не прошедшем поверки, то оплата за электроэнергию начислялась ему в соответствии с нормативом потребления. О том, что необходима замена прибора учета на более высокий класс точности управляющая компания информировала собственников и нанимателей жилого дома, а также администрацию п.г.т. Чистые Боры. Полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу будет являться администрация поселка, которая несвоевременно заменила нанимателям жилых помещений приборы учета, в связи с чем и была начислена оплата за электроэнергию исходя из нормативов потреблений, а не по показаниям прибора учета.

Представитель администрации городского поселения поселка городского типа Чистые Боры Буйского района Костромской области, глава администрации Ширяев С.В., исковые требования не признал. Полагает, что управляющая компания (ООО «ЖКХ»), начисляя истцу оплату не за фактически потребленную электроэнергию, согласно прибора учета, а по нормативу потребления действовала незаконно, поэтому сумма, начисленная истцу в части разницы между оплатой за потребленную электроэнергию и начисленной суммой подлежит списанию с управляющей компании, кроме того, управляющая компания должна была проинформировать собственников жилых помещений, в том числе и администрацию поселка о необходимости замены приборов учета электроэнергии, что сделано не было. В связи с чем считает, что администрация не может нести ответственность по данному делу.

В суде установлено: Филиппов С.Н. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> по договору социального найма, заключенного между ним и администрацией городского поселения поселок Чистые Боры. Данная квартира является муниципальной собственностью.

Данным многоквартирным домом управляет ООО «ЖКХ», между которой и собственниками квартир заключен договор управления, в п. 1.6. которого изложено, что Наниматели жилых помещений по договорам социального найма и члены их семей не являются стороной договора, прямо не участвуют с нем, а вступают в связанные с исполнением настоящего Договора правоотношения опосредованно через Собственников помещений. Взаимоотношения которых регулируются отдельным договором. Согласно данного договора Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги, в том числе услуги по электроснабжению (п. 3.1.3 Договора), и принимать за них плату, в том числе и от законных пользователей помещения, которые не являются Собственниками (п.3.1.5 Договора). Оплата нанимателями помещений коммунальных услуг, принадлежащих Собственнику является надлежащим исполнением обязанности Собственника помещения по внесению указанной платы.

Согласно п. 138 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года №530 для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Исходя из п. 141 данного Постановления для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Приказом Ростехрегулирования от 15.03.2005 №53-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52322-2005 (МЭК 62053-21:2003) модифицированный по отношению к международному стандарту МЭК 62053-21:2003 "Аппаратура для измерения электрической энергии (переменный ток). Частные требования. Часть 21. Статические счетчики активной энергии (классы точности 1 и 2)", с датой введения в действие с 1 июля 2005 г., в части счетчиков, разработанных до 1 июля 2005 г., - с 1 июля 2006 г.

Стороны согласны, что до апреля 2011 года, для измерения учета электроэнергии, потребленной квартиросъемщиком Филипповым С.Н. применялся прибор учета класса точности 2.5 и не прошедший поверку, т.е. не соответствующий вышеприведенным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п.2.1 «Правил учета электрической энергии», зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.10.1996 №182 основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии.

Пунктом 2.11.3 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ 13.01.2003 года №6, установлено, что системы контроля технологических параметров оборудования, режимов его работы, учета электрической энергии и информационно-измерительные системы должны быть оснащены средствами, отвечающими установленным требованиям, включая метрологическое обеспечение, организованное на основе правил и норм, предусматривающих единство и требуемую точность измерений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила №307), действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, которые регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктом 31 указанных Правил №307, предусмотрено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 и Правил.

Таким образом, нормативными актами, в том числе и непосредственно федеральными законами установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Показания об объеме потребленной электроэнергии, измеренные прибором учета не соответствующем классу точности и по истечении установленного изготовителем срока поверки не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и, следовательно, свидетельствует о законности действий управляющей компании по начислению оплаты за коммунальную услугу не по показаниям прибора учета.

В соответствии с пунктом 13 Правил №307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).

Статья 290 Гражданского кодекса РФ определяет, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

О том, что собственникам помещений (квартир) в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности в данном доме механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, говорит также часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.

Федерального закона, который бы освобождал собственника от обязанности нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно его доле в праве общей собственности на это имущество, не имеется.

В соответствии с вышеприведенными нормативными актами следует, что обязанность по замене приборов учета, находящихся за пределами жилых помещений нанимателей лежит на собственнике квартир, т.е., в частности на администрации пгт Чистые Боры. Указанное утверждение подтверждается и договором социального найма жилого помещения, в соответствии с п. 5 которого наймодатель (администрация городского поселения пгт Чистые Боры) обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Хотя данный договор и датирован после возникновения спорных правоотношений суд полагает возможным распространить его нормы на правоотношения возникшие до даты указанной в договоре, поскольку как представитель истца так и глава администрации не отрицают, что Филиппов С.Н. проживал в квартире на основе договора социального найма, в связи с утерей первичного договора и был выдан новый договор, датированный датой обращения.

О том, что стороны и до даты договора соблюдали его условия свидетельствуют и их действия, направленные на соблюдение условий договора, в частности, действия истца по оплате коммунальных услуг, действия администрации по возмещению истцу убытков, связанных с заменой прибора учета в апреле 2011 года, которые суд расценивает как действия, направленные на исполнение обязанности по содержанию общедомового имущества.

Согласно названного пункта договора при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей Наймодателем.

Истец просит обязать администрацию компенсировать разницу между потребленной им электроэнергией в размере <данные изъяты> квт/ час (в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки) и начисленной в соответствии с нормативами потребления <данные изъяты> квт/ час (<данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек). Суд полагает, что данное требование соответствует условиям договора, поскольку указанное обстоятельство возникло вследствие не своевременного исполнения администрацией своих обязанностей по содержанию общего имущества, а именно замене прибора учета.

Довод главы администрации о том, что администрация не была информирована ни управляющей компанией ни нанимателем о необходимости замены прибора учета не может служить основаниям для отказа в удовлетворении требований истца в связи с тем, что действующее законодательство не содержит требований об информировании собственника о необходимости выполнения вышеназванных действий. Однако, управляющей компанией принимались меры по уведомлению собственников, в том числе и администрации поселка о необходимости замены приборов учета, о чем свидетельствует письмо датированное 25 августа 2009 года за исх. .

В связи с тем, что правоотношения по надлежащему оказанию услуги, в частности, связанной с наймом жилого помещения вытекают из защиты прав потребителей, то с администрации поселка подлежит взысканию штраф в соответствии со ст. 13 Закона «О защите право потребителей» штраф в размере 50% от взысканной суммы, т.е. в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из двух требований истца подлежит удовлетворению одно требование, поэтому в возмещение судебных расходов Филиппова С.Н. следует взыскать половину от заявленных требований, т.е. <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского поселения поселок городского типа Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области компенсировать разницу между начисленной Филиппову Сергею Николаевичу суммой оплаты за электроэнергию и фактически им потребленной в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Взыскать с администрации городского поселения поселок городского типа Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области в пользу Филиппова Сергея Николаевича и возмещение судебных издержек <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации городского поселения поселок городского типа Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области в доход муниципального образования Буйский муниципальный район государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей и штраф в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: