Дело № 2 -663/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 октября 2011 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Ивановой О.Ю., при секретаре Кудрявцевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусанинского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сусанинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Просил обязать МОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа» Сусанинского муниципального района провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно оборудовать помещения пищеблока школьного интерната МОУ «Сусанинская СОШ» автоматической пожарной сигнализацией. Требования обоснованы тем, что противопожарное состояние в помещении пищеблока школьного интерната МОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа» не соответствует требованиям действующего законодательства в области противопожарной безопасности, а именно п. 3 ППБ 01-03 и НПБ 110-03. В судебном заседании представитель прокуратуры - помощник прокурора Смирнова К.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что прокурором заявлено требование в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить круг лиц, которым может быть причинен вред в результате нарушения ответчиком требований Правил пожарной безопасности не представляется возможным, так как в него входят лица, работающие в здании по трудовому договору, контролирующие органы, кроме того, здание пищеблока находится в непосредственной близости от территории школьного интерната (на расстоянии 10 метров), в котором круглосуточно находятся дети и обслуживающий персонал, поэтому полагает, что у прокурора имеется право обратиться в суд с указанным иском. Необходимость установки автоматической пожарной сигнализации в здании пищеблока предусмотрена в п. 3 ППБ 01-03 и п. 9 НПБ 110-03, в соответствии с которыми автоматическая пожарная сигнализация устанавливается в административно-бытовых зданиях, что отражено в информации, направленной и.о. начальника территориального отделения надзорной деятельности К. главе администрации района и заведующей отделом образования. Представитель ответчика, по доверенности Нагибина Т.И., исковые требования прокурора не признала. Полагает, что прокурор не имел права обратиться в суд с названным иском, поскольку круг людей, которые находятся в здании можно определить с достаточной точностью, так в соответствии с Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по МОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа» - это повар горячего питания, повар интерната, кладовщик горячего питания, кладовщик интерната, медицинская сестра школы, заместитель директора по АХЧ школы, директор школы, старший воспитатель интерната, буфетчик, подсобный рабочий, уборщик служебных помещений, электрик, слесарь-сантехник, т.е. всего 13 человек. Указанным приказом пребывание посторонних лиц в пищеблоке интерната запрещено. Кроме того, считает, что ни одним нормативным актом не предусмотрена установка автоматической пожарной сигнализации в указанном здании, нормы права на которые ссылается прокуратура в данном случае применимы быть не могут, поскольку здание пищеблока нельзя отнести к административно-бытовым зданиям, это просто бытовое здание. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив начальника ТОНД надзорной деятельности О., изучив представленные материалы, суд приходит к следующему: В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г.№2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно работающих в здании пищеблока интерната, так и проживающих в здании интерната, расположенного в 10 метрах от здания пищеблока. Довод представителя ответчика о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, возможно определить, нельзя признать состоятельными. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом соблюдение требований пожарной безопасности в здании пищеблока не связано с деятельностью конкретного работника, а направлено на обеспечение безопасных условий труда в целом как работников, так и контролирующих органов, кроме того здание пищеблока и здание интерната представляют собой комплекс помещений, направленных на обеспечение жизнедеятельности проживающих в интернате детей, находятся в непосредственной близости друг от друга и возникновение чрезвычайной ситуации в здании пищеблока непосредственно окажет влияние на безопасность жизни и здоровья лиц, находящихся в жилом помещении интерната. Таким образом, суд считает, что указанное заявление направлено на защиту гражданских прав неопределенного круга лиц, в том числе и социально незащищенной группы граждан (несовершеннолетних) и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда. В суде установлено, что здание пищеблока - это отдельно стоящее здание, входящее в комплекс зданий для обслуживания школьного интерната, неразрывно связано с ним и находится в 10 метрах от здания в котором проживают дети. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. В статье 52 ФЗ №123-ФЗ установлены способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в соответствии с которой защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: 1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; 2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; 3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03). Согласно п. 16 которых в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Кроме того, исходя в п. 3 ППБ 01-03 отмечено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с нормами Федерального закона "О пожарной безопасности" Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). При этом на указанных объектах должна быть обеспечена безопасность находящихся в них людей и устранена угроза пожара и его опасных факторов для других лиц, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами, а применяемое в АУПС оборудование должно отвечать современным требованиям. В обязательном приложении к НПБ 110-03, пункте 9 таблицы 1 указано, что автоматическая пожарная сигнализация должна быть установлена в административно-бытовых зданиях. Указанное положение продублировано в п. 7.2. СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. Кроме того в пункте А8 указанного Свода правил определено, что здания, сооружения и помещения, не вошедшие в перечень, указанный в нормативном акте оборудуются установками пожарной автоматики, а также автономными установками пожаротушения в соответствии с требованиями стандартов, предусмотренных Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и утвержденных в установленном порядке. Согласно ст. 5 названного ФЗ №184-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Статьей 6 названного ФЗ определено, что пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. Здание пищеблока, являющееся неотъемлимой частью комплекса зданий по обеспечению проживающих в школьном интернате детей питанием, в котором кроме приготовления пищи, осуществляется ведение документации, в частности по качеству пищи и в котором одновременно могут находится более десяти человек подпадает под действие вышеназванных нормативных актов, как объект, подлежащий оборудованию автоматической пожарной сигнализацией. Данное обстоятельство подтверждено информацией территориального отделения надзорной деятельности главе администрации района и заведующей отделом образования. Кроме того, допрошенный в судебном заседании начальник территориального отделения надзорной деятельности Сусанинского района О. подтвердил необходимость установки автоматической пожарной сигнализации в здании пищеблока, пояснив, что указанный объект непосредственно поименован в качестве объектов, подлежащих включению в Перечень объектов обязательного приложения к НПБ 110-03 как административно-бытовое здание, что указано в пункте 9 таблицы 1. Доказательств, свидетельствующих, что при отсутствии автоматической пожарной сигнализации пожарный риск не превышает допустимых значений, и поэтому в полной мере соблюдаются требования пожарной безопасности о защищенности личности, в том числе детей, проживающих в непосредственной близости от здания, а также имущества, общества и государства от пожаров ответчиком не представлено. Таким образом, суд считает, что здание пищеблока школьного интерната подлежит оборудованию автоматической пожарной сигнализацией. Ссылка в возражениях ответчика на то, что указанное здание, исходя из анализа определения «бытовое здание» указанное в п. 2.1 СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» и комплектации помещения пищеблока, определенной пп 2.2.5.1, 2.2.5.12 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.01.2003 года не могут служить основанием к отказу в исковых требованиях, поскольку являются разными по сущности. Кроме того, вышеназванные нормы СанПина 2.4.3.1186-03 утратили силу в связи с изданием Постановления Главного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года №45. В соответствии с п. 1.3 Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Сусанинской средней общеобразовательной школы», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Сусанинского муниципального района школа является юридическим лицом, имеет в собственности и в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Согласно пп. 5.3 и 5.6 Устава школа обязана обеспечить сохранность закрепленных за ней зданий, строений, оборудования и другого имущества. В том, что именно на школе лежит обязанность по устранению нарушений Правил пожарной безопасности представителем ответчика не оспаривается. С учетом изложенного суд считает, что школа обязана оборудовать здание пищеблока школьного интерната автоматической пожарной сигнализацией. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать МОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно оборудовать помещения пищеблока школьного интерната автоматической пожарной сигнализацией. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий: