дело № 2-594 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 сентября 2011 г. Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Капраловой Е.Л., с участием прокурора Михиной Д.А., при секретаре Вагановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора, действующего в интересах К., к администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Буйский межрайонный прокурор, действуя в интересах к., обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Требование мотивировано следующими обстоятельствами. Решением Буйского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители К. лишены родительских прав. В связи с этим, постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № К. была направлена в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было решено предоставить К. по достижению ею совершеннолетия жилое помещение, отвечающее требованиям ст.ст. 37-41,60 ЖК РФ. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № К. поставлена на учет в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении. К., окончившая обучение в образовательном учреждении временно проживает в <адрес>, своего жилья не имеет. В нарушение требований законодательства администрация <данные изъяты> до настоящего времени не предоставила К. жилое помещение. Буйский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов К., так как имеющиеся нарушения ущемляют предусмотренные п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и иными нормами законодательства права истицы на получение гарантируемой социальной помощи, что требует принятия мер, направленных на защиту указанной категории лиц. В суде прокурор Михина Д.А. иск поддержала, просила его удовлетворить. Истица К. в суд не явилась, просила в её отсутствие рассматривать настоящее дело. Принимая участие в предыдущих судебных заседаниях, К. иск поддержала, просила его удовлетворить. Она утверждает, что не имеет жилья для постоянного проживания. Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> в суд не явился; о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Из представленного ответчиком письменного отзыва следует, что администрация <данные изъяты> с указанным иском не согласна, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также ввиду отсутствия материальных и финансовых средств. По мнению администрации, названным категориям граждан жилые помещения по договору социального найма должны предоставляться из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Представитель третьего лица - межрайонного территориального отдела социальной защиты населения опеки и попечительства № - Кокошникова М.Н., действующая на основании постоянной доверенности, иск Буйского межрайонного прокурора поддержала. Представители третьих лиц - департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <данные изъяты>, администрации области, департамента финансов области, департамента жилищно-коммунального хозяйства области, департамента государственного имущества и культурного наследия области в суд не явились; о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. От названных третьих лиц поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Из письменных отзывов третьих лиц на иск прокурора следует, что обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по внеочередному предоставлению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления по месту жительства, выявления (регистрации, закрепления жилого помещения) рассматриваемой категории граждан, в данном случае, К.. Дополнительно администрация области в отзыве на иск указала следующее. Положениями п.4 ст. 49 ЖК РФ в совокупности с нормами п.3, закреплено, что жилые помещения ( из жилищного фонда субъекта Российской Федерации) должны предоставляться в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта. Субъект Федерации - Костромская область установил такой порядок двумя законами: 1) Законом Костромской области от 25.12.2006 г. № 98-4 ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» и 2) Законом Костромской области от 19.12.2005 г. № 438-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области». В каждом из данных Законов содержится норма о том, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Свободных изолированных жилых помещений в настоящее время в жилищном фонде Костромской области не имеется. В таком случае, обеспечение жилыми помещениями может осуществляться органами местного самоуправления, тем более, что органы местного самоуправления в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № взяли на себя обязательство о предоставлении К. жилого помещения. Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № К. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При таких обстоятельствах, с учетом сложившейся судебной практики, жилое помещение во внеочередном порядке должно быть предоставлено К. органами местного самоуправления . Исследовав материалы настоящего гражданского дела, заслушав участников дела, проанализировав представленные доказательства, суд находит указанный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению на основании ниже следующего. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно п.п. 3, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, помещениями в соответствии с жилищным законодательством, и т.д. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма. Установлено, что решением Буйского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ К.Н. и К.В. лишены родительских прав в отношении детей, в том числе, К., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, которая была передана органу опеки и попечительства . Таким образом, К. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № К. была направлена в детское государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> также постановила предоставить К. по достижению ею восемнадцатилетнего возраста жилое помещение, соответствующее требованиям ст.ст. 37-41,60 ЖК РФ . Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № К., находясь в возрасте до 23-х лет, в качестве нуждающейся в жилом помещении поставлена на учет в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Таким образом, ответчик взял на себя обязательство о предоставлении К. жилого помещения в установленном законом порядке, в том числе, вне очереди. Как следует из заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживает мать К. (где с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована К. признан непригодным для проживания . С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К. обучалась в государственном образовательном учреждении ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>), что подтверждается документально . С момента окончания университета закончилось пребывание К. в названном учреждении, в связи с чем, у неё возникло гарантированное законодательством право на обеспечение жилым помещением. Однако, жилое помещение К. не предоставлялось и ранее за ней не закреплялось; в собственности жилья она также не имеет . В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что до настоящего времени администрация <данные изъяты> не исполнила взятое на себя постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № обязательство - не предоставила К. жилье по договору социального найма. Доводы ответчика в обоснование имеющихся возражений суд не может принять во внимание, ввиду их необоснованности. При таких обстоятельствах, учитывая ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а также то, что в свободное жилье в фонде области отсутствует, суд приходит к выводу о том, что на администрацию <данные изъяты> следует возложить обязанность по внеочередному предоставлению К. по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Отсутствие у ответчика свободного жилья либо средств на его приобретение, само по себе, не является законным основанием для отказа в удовлетворении указанного иска. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию <данные изъяты> предоставить К. вне очереди по договору социального найма жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий :