дело № 2-83 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 февраля 2012 года Буйский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Капраловой Е.Л., с участием прокурора Мухина А.Б., при секретаре Вагановой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа <данные изъяты> об обеспечении доступности дошкольного образования, У С Т А Н О В И Л : Буйский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа <данные изъяты>, в котором просит обязать ответчика принять организационно-хозяйственные меры по организации дошкольного образования на территории муниципального образования <данные изъяты> для удовлетворения потребности граждан, нуждающихся в предоставлении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а именно: обеспечить дополнительные 395 мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в срок - до 1.03.2012 г. Требование мотивировано следующими обстоятельствами. Буйская межрайонная прокуратура по заданию Генеральной прокуратуры РФ провела проверку законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений. В ходе данной проверки установлено, что в городе осуществляют образовательную деятельность семь дошкольных образовательных учреждений, в том числе, шесть - муниципальные. На основании Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа <данные изъяты>, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные учреждения посещают ----- детей. Вместе с тем, в городском округе <данные изъяты> существует потребность в увеличении сети дошкольных учреждений и мест для детей дошкольного возраста, что является нарушением требований Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в очереди на получение мест по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит- 395 детей, в том числе, в возрасте : <данные изъяты> Администрация городского округа <адрес> не обеспечила потребность в местах для детей в детских дошкольных учреждениях, чем нарушается конституционное право на общедоступность дошкольного образования. В суде прокурор Мухин А.Б. уточнил исковые требования. Он просил обязать администрацию <данные изъяты> в срок - до 1.01.2013 года обеспечить открытие 395 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа <адрес>. Также прокурор поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> в суд не явился, просил в его отсутствие рассматривать настоящее дело. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Коновалова Н.Б., действуя на основании постоянной доверенности, подтвердила, что в городе имеется потребность в открытии дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, поэтому ответчик принимает меры к ликвидации имеющейся очередности. Так, на базе МДОУ детский сад № «Х» и МДОУ детский сад № «----» открыты две дополнительные группы. Планируется реконструкция здания бывшего детского дома, на базе которого будет открыт детский сад на 75 мест. Другие возможности для открытия дополнительных мест отсутствуют. Кроме того, в настоящее время администрация не располагает достаточными средствами на проведение названной реконструкции; бюджет муниципального образования <данные изъяты> является дотационным. В связи с этим, ответчик обращался в администрацию <данные изъяты> о выделении средств на проведение реконструкции здания. Представитель третьего лица - отдела образования <данные изъяты> - Киселева Е.А., действуя на основании доверенности, разрешение иска оставила на усмотрение суда, поддержала доводы, ранее изложенные начальником названного отдела Валенковой О.В. В предыдущем судебном заседании начальник отдела образования администрации <данные изъяты> Валенкова О.В. суду пояснила следующее. В 2009 г. был изготовлен проект реконструкции здания бывшего детского дома, на базе которого планируется открытие детского сада № на 75 мест. На протяжении трех прошедших лет в администрацию <данные изъяты> направлялись заявки о включении в бюджет статьи расходов на проведение указанной реконструкции. Необходимо провести экспертизу проектно-сметной документации на ремонт здания бывшего детского дома. Впоследствии будут проводиться аукционы на проведение работ по реконструкции, которая, по мнению Валенковой О.В., может быть начата к декабрю 2012 г. Когда конкретно будет открыт новый детский сад, Валенковой О.В. не известно. Валенкова О.В. пояснила, что после открытия детского сада будет ликвидирована очередь среди детей в возрасте от полутора до трех лет. С 1.09.2012 г. планируется набор в действующие детские сады детей в возрасте от полутора до двух с половиной лет в количестве- 240-250 человек, что также повлияет на ликвидацию очерёдности на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях. Учитывая мнения присутствующих участников дела, суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика. Исследовав материалы дела, заслушав участников дела, проанализировав представленные доказательства, суд находит иск Буйского межрайонного прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению на основании ниже следующего. В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка. Согласно ч.1 ст. 38 Конституции РФ материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ч.1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В силу п.3 ч.1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального образования. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования. В силу ст. 16 Закона РФ «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Согласно п.п. 26-27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением правительства № 666 от 12.09.2008 г., учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения является орган местного самоуправления; порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии со ст. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержден Порядок комплектования МДОУ <данные изъяты> Согласно п. 2 названного Порядка в муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа <данные изъяты> принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет. Заведующие дошкольных учреждений в силу п.3 названного Порядка самостоятельно осуществляют регистрацию заявлений от родителей, имеющих детей дошкольного возраста, в течение всего учебного года без ограничений. Комплектование дошкольных учреждений в силу п.5 названного Порядка утверждается отделом образования администрации городского округа <данные изъяты> Суд установил и не отрицается ответчиком, что на территории городского округа <данные изъяты> существует потребность в обеспечении детей дошкольного возраста дополнительными местами в дошкольных образовательных учреждениях. Данный факт достоверно подтверждается материалами дела - заявлениями родителей , справками отдела образования администрации городского округа <данные изъяты> Так, из справки отдела образования администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ДД.ММ.ГГГГ сохраняется очередность в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. В реестре поданных заявлений зарегистрировано: <данные изъяты> всего - 395 заявлений . Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно п.2 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно п.13 ст. 9 Устава муниципального образования городской округ <данные изъяты>, принятого решением Думы г<данные изъяты> от 27.05.2005 г. № 400, к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) на территории города Суд установил, что согласно приказа администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № открыты группы для детей младшего школьного возраста: в МДОУ детский сад № «Х» - одна группа, в МДОУ детский сад № «----» - одна группа . В бюджете городского округа <данные изъяты> на 2012 г. предусмотрено 4 600 тыс.руб. на строительство объектов социального и производственного комплексов, в частности, детского сада № Несмотря на принятые ответчиком меры, до настоящего времени не удовлетворены в полном объеме потребности граждан в предоставлении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. При таких обстоятельствах, учитывая доводы участников дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчика необходимо обязать в срок - до 1.01.2013 г. обеспечить открытие 395 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа <данные изъяты> В противном случае, будут нарушены гарантированные законом права граждан на общедоступное и бесплатное получение дошкольного образования. Отсутствие у ответчика достаточного финансирования, другие представленные доводы, сами по себе, не могут служить основаниями для отказа в удовлетворении иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию <данные изъяты> в срок - до 1 января 2013 года обеспечить открытие 395 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в апелляционном порядке течение месяца со дня его вынесения. Председательствующий :