решение по иску Маслова А.В. о взыскании денежной суммы, не вступившее в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суровикинский районный суд Волгоградской области в составе:

Председательствующего судьи Божко О.А.,

При секретаре Чудиной Е.Ю.,

С участием представителя истца Маслова А.Е.- Косицыной Е.В., действующей на основании доверенности от 23 октября 2010 года,

Ответчика Гриневой Г.Д.,

Представителя ответчика Гринева В.М.,

Третьего лица Масловой Т.А.,

30 ноября 2010 года в городе Суровикино Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслов А.В. к Гринева Г.Д. о взыскании денежной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Маслов А.Е. обратился в суд с иском к Гриневой Г.Д. о взыскании денежной суммы. В обоснование требований указал, что 9 июня 2009 года он, действуя в интересах МЕЕ на основании нотариальной доверенности, заключил с Гриневой Г.Д. договор купли продажи жилого дома, расположенного по <адрес>. По обоюдному согласию жилой дом был оценен в 990000 рублей. В день заключения сделки он не в полном объеме получил от Гриневой Г.Д. денежную сумму. 55000 рублей Гринева Г.Д. осталась должна, обязалась в течение 6 месяцев выплатить денежную сумму, но обязательство не исполнила. Просит взыскать с Гриневой Г.Д. 55000 рублей, проценты за пользование денежными средствами в размере 3362 рубля 77 копеек, а всего 58362 рубля 77 копеек. Кроме того, просит компенсировать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 1950 рублей 88 копеек и 3000 рублей, оплаченных им адвокату за составление искового заявления в суд.

В судебном заседании представитель истца Маслова А.Е. - Косицына Е.В., исковые требования поддержала, изменив правовое основание исковых требований. Изначально иск заявлен Масловым А.Е. исходя из норм гражданского кодекса, регламентирующих договор займа. Представитель истца полагает, что требования истца должны основываться на обязательстве о выплате денежной суммы, которое вытекает из договора купли-продажи. Показала, что родная сестра истца МЕЕ являлась собственником домовладения по <адрес>. МЕЕ приняла решение о продаже дома в связи с переездом в другую местность. МЕЕ уполномочила брата Маслова А.Е. нотариальной доверенностью по распоряжению принадлежащим ей жилым домом и земельным участком, с правом заключения договора купли-продажи. Изначально жилой дом и земельный участок продавались за 1500000 рублей. В результате торга Маслов А.Е. и Гринева Г.Д. договорились о совершении сделки за 1205000 рублей. В договоре купли-продажи от 9 июня 2009 года стоимость недвижимости указана как 990000 рублей. Данная сумма была обозначена в договоре, поскольку при заключении сделки на сумму свыше 1000000 рублей подлежал уплате налог. В день совершения сделки на счет супруги истца Масловой Т.А. со счета Гринева В.Н. была перечислена денежная сумма в размере 1150000 рублей, поскольку у собственника недвижимости МЕЕ, а также её доверенного лица Маслова А.Е. отсутствовал счет в банке, куда возможно было перечислить деньги. Поскольку на счет супруги Маслова А.Е. была перечислена не вся сумма, о которой договорились стороны в размере 1205000 рублей, а только часть в размере 1150000 рублей, на оставшуюся сумму в размере 55000 рублей Гринева Г.Д. написала расписку. Так как Гринева Г.Д. не исполнила принятые на себя обязательства, указанные в расписке, Маслов А.Е. вынужден обратиться в суд.

Ответчик Гринева Г.Д. исковые требования не признала и показала, что у неё в собственности имелась квартира в городе Оренбурге, которую она продала в мае 2009 года с целью переезда на постоянное место жительства в г. Суровикино. В городе Суровикино у неё проживает сын Гринев С.В., а также бывший супруг Гринев В.М., с которым брак расторгнут в 2006 году. Она договорилась с Масловым А.Е. о покупке жилого дома по <адрес>. Маслов А.Е. представлялся собственником жилого дома, позже она узнала о том, что жилой дом и земельный участок принадлежат сестре Маслова А.Е.. Изначально она и Маслов А.Е. договорились о стоимости жилого дома и земельного участка в размере 1205000 рублей, но в результате торга, поскольку у неё не хватало денег на покупку, договорились о сделке за 1150000 рублей. 9 июня 2009 года она и представитель собственника недвижимости Маслов А.Е. заключили договор купли-продажи недвижимости, согласно данного договора стоимость недвижимости указана как 990000 рублей. Одномоментно с заключением данного договора купли-продажи её бывший супруг Гринев В.М. и супруга Маслова А.Е. - Маслова Т.А. в отделении Сбербанка произвели зачисление со сберегательной книжки Гринева В.М. на сберегательную книжку Масловой Т.А. денежной суммы в размере 1150000 рублей. Уже после подписания договора купли-продажи и перевода денежных средств Маслов А.Е. заявил о том, что у него имеется покупатель, который согласен приобрести недвижимость за большую сумму, а именно за 1205000 рублей. Она, опасаясь того, что останется без жилья, поскольку квартира в г. Оренбурге была продана, вещи в г. Суровикино направлены в контейнере, а Маслов А.Е. угрожал расторжением сделки, вынуждена была написать расписку на 55000 рублей. Данными денежными средствами она не располагала и не согласилась бы покупать дом и земельный участок за 1205000 рублей. До настоящего времени 55000 рублей Маслову А.Е. не выплатила по двум причинам в связи с отсутствием денежных средств, а также намерением в судебном порядке расторгнуть сделку купли продажи, поскольку Маслов А.Е. скрыл от неё существенные недостатки жилого дома, а именно то, что дом горел. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика - Гринев В.М. показал, что ранее он состоял в браке с Гриневой Г.Д., у них имеется сын Гринев С.В., который временно зарегистрирован в его (Гринева В.М.) жилом помещении. Гринева Г.Д., продав квартиру в городе Оренбурге, перечислила ему на счет деньги, поскольку не хотела везти их наличными.. В день совершения сделки между Гриневой Г.Д. и Масловым А.Е. он со своего счета перечислил на счет Масловой Т.А. 1150000 рублей, данная сумма был оговорена в качестве стоимости недвижимости. После подписания договора и перечисления денежных средств, Маслов А.Е. потребовал выплатить еще 55000 рублей, угрожая расторжением сделки. Гринева Г.Д. была поставлена в такие условия, что вынуждена была написать расписку, в противном случае могла остаться без жилья.

Третье лицо Маслова Т.А. исковые требования Маслова А.Е. поддержала и показала, что она является супругой Маслова А.Е.. Ранее их семья проживала по <адрес>. Данное домовладение принадлежало сестре мужа МЕЕ. Последняя решила продать жилой дом с целью переезда в город Калининград. МЕЕ выдала доверенность на брата Маслова А.Е. на продажу дома. Была обговорена сумма в размере 1205000 рублей. На её Масловой Т.А. счет были переведены деньги в размере 1150000 рублей, поскольку у супруга и его сестры не было счетов в банке. На оставшуюся сумму в размере 55000 рублей Гринева Г.Д. написала расписку, до сегодняшнего дня деньги не выплатила. МЕЕ требует от брата передать оставшиеся денежные средства в размере 55000 рублей.

Третье лицо МЕЕ в судебное заседание не явилась. Представителем истца в суд представлено заявление от имени МЕЕ о невозможности присутствия в судебном заседании. Из представленного заявления следует, что её брат Маслов А.Е. перед оформлением сделки довел до её сведения, что стоимость дома была оговорена с покупателем и составила 1205000 рублей.

Выслушав представителя истца, ответчика и её представителя, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению. Такой вывод основан на следующем.

На основании ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Как следует из ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

В силу статьи 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

Таким образом, цена недвижимости является существенным условием договора купли-продажи недвижимости.

В судебном заседании установлено, что 9 июня 2009 года между Масловым А.Е., действующим от имени продавца МЕЕ на основании доверенности, и покупателем Гриневой Г.Д. был заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>. Данный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Из вышеуказанного договора купли-продажи (п. 5) следует, что жилой дом и земельный участок проданы покупателю Гриневой Г.Д. за 990000 рублей, уплаченных полностью до подписания настоящего договора.

Истец Маслов А.Е. в обоснование исковых требований предоставил в суд расписку от 9 июня 2009 года, согласно которой Гринева Г.Д. обязалась выплатить ему деньги в сумме 55000 рублей в течение шести месяцев. Истец требует взыскания с Гриневой Г.Д. 55000 рублей на основании данной расписки.

Гринева Г.Д., возражая против исковых требований, не отрицала тот факт, что указанная расписка была написана ею, и содержит её подпись. Иск не признает, поскольку расписку написала вынужденно, будучи поставленной Масловым А.Е. после подписания договора купли-продажи и перечисления денег в такие условия, что он потребовал помимо оговоренной суммы сделки в 1150000 рублей выплатить ещё 55000 рублей, угрожая расторжением сделки.

Судом установлено, что фактически жилой дом и земельный участок были проданы за 1150000 рублей, которые были зачислены на счет супруги Маслова А.Е. - Масловой Т.А.. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами.

Представитель истца заявила суду о том, что цена недвижимости, установленная в договоре, не соответствует фактической сумме, полученной по сделке, поскольку при указании в договоре купли-продажи цены недвижимости свыше 1000000 рублей подлежал уплате налог.

Судом установлено, что договор купли-продажи и расписка, на которой истец основывает свои требования о взыскании 55000 рублей, составлены в одну дату 9 июня 2009 года. Истец утверждает, что цена недвижимости в размере 1205000 рублей была оговорена до подписания договора купли-продажи, а ответчик утверждала, что указанная сумма была названа Масловым А.Е. после заключения договора купли-продажи и перечисления денег в сумме 1150000 рублей.

Суд с доверием относится к утверждению ответчицы, так как в договоре купли-продажи изначально установлена цена недвижимости.

Представитель истца, изменив правовое основание иска, требует взыскание денежных средств в пользу Маслова А.Е., в связи с неисполнением обязательства Гриневой Г.Д., возникающего из договора купли-продажи.

Договор купли-продажи содержит существенное условие о цене недвижимости в размере 990000 рублей, которая уплачена полностью до подписания договора. По мнению суда из данного обстоятельства следует исходить при разрешении спора.

Расписка, представленная истцом в суд, не является основанием для удовлетворения его требований, поскольку стороны договора, изменив существенное условие договора о цене недвижимости, не оформили данное соглашение в соответствии с требованиями ст. ч. 1 ст. 452 ГК РФ, согласно которой соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Соглашение должно быть облечено в ту же форму, что и договор путем составления одного документа, подписанного сторонами. Такого дополнительного соглашения сторонами не заключалось, в связи с чем, суд считает необходимым отказать Маслову А.Е. в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Маслов А.В. отказать в удовлетворении исковых требований к Гринева Г.Д. о взыскании денежной суммы.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд.

Судья Божко О.А.