Гр.дело №2-141/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Дубойской Е.А.,
при секретаре судебного заседания Якубовой А.Х.,
с участием помощника прокурора Суровикинского района Волгоградской области Сироткиной О.А.,
19 января 2011 года в г. Суровикино Волгоградской области
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению требований природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суровикинского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению требований природоохранного законодательства на том основании, что прокуратурой Суровикинского района Волгоградской области была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области. Согласно реестру объектов муниципального имущества администрации <данные изъяты> сельского поселения на балансе администрации помимо прочего имеются: административное здание сельсовета, площадью 42 квадратных метра, здание столовой, площадью 282 квадратных метра. Штатная численность администрации 10 сотрудников. Однако на момент проведения проверки были выявлены факты несоблюдения экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и или иных объектов, а именно деятельность администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области осуществляется без разработанного в обязательном порядке и утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти, проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛРО) в целях уменьшения количества их образования, что является нарушением требований Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ходе осуществления деятельности администрации образуются отходы производства и потребления, а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. При этом отсутствуют установленные специально уполномоченными органами исполнительной власти лимиты на размещение отходов производства и потребления. За несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов глава администрации <данные изъяты> сельского поселения был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП РФ.
Невыполнение ответчиком указанных норм природоохранного законодательства нарушает права граждан на благополучную окружающую среду. Указанное правонарушение затрагивает не только интересы государства, но и неопределенного круга граждан.
Прокурор просит признать бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района по обеспечению исполнения требований природоохранного законодательства, незаконным. Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Суровикинского района Сироткина О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, изложив их вышеуказанным образом.
Заинтересованное лицо - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания в суд не явился, направив заявление в котором просят дело рассмотреть в его отсутствие, не возражают против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав прокурора, учитывая мнение заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и подлежат удовлетворению. Такой вывод суда основан на следующем.
В ходе проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области было установлено, что деятельность администрации осуществляется без разработанного в обязательном порядке и утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона №7-ФЗ от 1 января 2002 года «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территории и акватории. За превышение установленным нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда, несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно статьёй 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа МПР РФ от 15 июня 2001 года №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями.
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно представленной в суд копии постановления о назначении административного наказания от 27 декабря 2010 года, глава администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, а именно за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов инвентаризации отходов.
Невыполнение главой администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области указанных норм природоохранного законодательства нарушает права граждан на благополучную окружающую среду, что затрагивает не только интересы государства, но и неопределенного круга граждан.
Таким образом, иск прокурора о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению требований природоохранного законодательства является обоснованным и подлежит удовлетворению. Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области надлежит обязать разработать и утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Определяя срок, в который администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области следует выполнить данные мероприятия, суд считает необходимым установить его до 1 января 2012 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению требований природоохранного законодательства удовлетворить.
Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области по обеспечению исполнения требований природоохранного законодательства незаконным.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> района Волгоградской области в срок до 1 января 2012 года разработать и утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через районный суд.
Судья Е.А. Дубойская