Решение по иску об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг



№2-82/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суровикинский районный суд Волгоградской области

В составе: председательствующего судьи Беляевсковой Е.В.

при секретаре Азбаевой И.С.

с участием истца Климова А.К.

представителя ответчика Блудилиной М.В.

24 января 2011 года в г.Суровикино Волгоградской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова Алексея Кузьмича и Климовой Валентины Ивановны к <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскании денежной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Климов А.К. и Климова В.И. обратились в суд с иском к государственному учреждению «<данные изъяты> об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее ЕДВ на ЖКУ), взыскании денежной суммы, указав в обоснование иска, что они являются инвалидами 2-й и 1-й группы соответственно, внесены в федеральный реестр получателей мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С января по май 2009 года из расчета стандарта они получали ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных платежей в сумме 883 рубля каждый, а всего за период с января по май 2009 года каждый получил из федерального бюджета на оплату коммунальных услуг 4 415 рублей. Изменениями от 28 июля 2009 года в Постановление главы Администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 года №1621 установлена обязанность получателей денежной выплаты проинформировать орган социальной защиты населения о превышении объема социальной поддержки над их фактическими затратами. Данная обязанность возникла после вступления в законную силу указанных изменений. Ответчик в связи с новым стандартом на 1 января 2009 года произвел перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ, учёл проавансированные суммы в зачет осуществления последующих выплат ЕДВ на оплату ЖКУ до их полного погашения. Поскольку изменения, касающиеся перерасчета и выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ, внесены в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 года №1621 Постановлением от 27 июля 2009 года №857, которое соответственно вступило в силу с 15 августа 2009 года, истцы считают, что на момент осуществления ответчиком зачета сумм, излишне полученных сверх объема мер социальной поддержки, в счет осуществления последующей ежемесячной выплаты Постановление Главы Администрации Волгоградской области №857 от 27 июля 2009 года в законную силу не вступило. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет Климову А.К. и Климовой В.И. ЕДВ на оплату ЖКУ за период с 1 января по 31 мая 2009 года, исключив из него зачет в счет последующих выплат ЕДВ на ЖКУ, взыскать с ответчика в пользу Климова А.К. и Климовой В.И. ЕДВ на ЖКУ за период с 01 июня 2009 года по 31 декабря 2010 года в объеме 50% фактических затрат, понесённых ими в указанный период в сумме 5458 рублей 85 копеек.

В судебное заседание истица Климова В.И., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Истец Климов А.К., представляющий интересы Климовой В.И. по доверенности от 20.01.2011 года, исковые требования поддержал в полном объёме, ссылаясь на то, что ответчик не вправе был производить зачёт ранее проавансированных сумм, поскольку изменения, внесённые в Постановление главы администрации Волгоградской области 28 июля 2009 года, вступили в законную силу в августе 2009 года и обратной силы не имеют.

Представитель ответчика - Блудилина М.В. исковые требования не признала и пояснила, что истцы являются получателями ЕДВ на оплату ЖКУ. С января по май 2009 года из расчёта стандарта каждый из них получал данную выплату в размере 883 рубля. В мае 2009 года семья Климовых предоставила квитанции об оплате коммунальных услуг за январь-апрель 2009 года, исходя из их фактических затрат был произведён перерасчет и ЕДВ на ЖКУ составила 273 рубля. В соответствии с данными, предоставленными организациями об оплате Климовыми жилищно-коммунальных услуг, среднемесячные расходы на 12 месяцев 2009 года составили 794 рубля 74 копейки, соответственно 50% должно было составить 199 рублей на каждого. Климовыми за 2009 года были получены федеральные средства на оплату ЖКУ в размере 4415 рублей каждому, а общая сумма выплат должна была составить 2388 рублей. Проавансированные Климовым суммы в размере 2027 рублей в соответствии с п. 2.3 Порядка, утверждённого Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 года №1621, были учтены в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на ЖКУ. С учётом индексации ежемесячная выплата с 01 января 2010 года составила 223 рубля. Выплата ЕДВ на оплату ЖКУ возобновилась с октября 2010 года в размере 223 рубля. После предоставления квитанций о фактических расходах (за 10 месяцев 2010 года среднемесячная сумма 1001, 07 рублей) был произведён перерасчет по итогам которого сумма ЕДВ на ЖКУ составила 250 рублей. С декабря 2010 года назначена новая сумма ЕДВ на ЖКУ и выплачена неполученная сумма по результатам перерасчёта. Поскольку истцам выплачена ЕДВ на ЖКУ в объёме 50 % от фактических затрат за период с 01 января 2009 года по декабрь 2010 года, то исковые требования просит признать необоснованными и отказать в их удовлетворении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Климова А.К. и Климовой В.И. не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу ч.13 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии со ст. 28.2. Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно ст.3 Закона Волгоградской области «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» №1735-ОД от 10 июля 2008 года предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, утверждаемом главой администрации Волгоградской области.

Пунктом 2.3. Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области №1621 от 26 ноября 2008 года, установлено, что ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги (далее именуется - ЕДВ на оплату ЖКУ) назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50 процентов от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области (далее именуется - стандарт стоимости ЖКУ) с учетом количества проживающих в семье граждан. В случае если расчетная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим федеральным законодательством, граждане обязаны в течение десяти дней известить об этом территориальное управление УСЗН. Суммы, излишне полученные сверх объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ.

Пунктом 2.3. Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области №1621 от 26 ноября 2008 года с изменениями, внесенными постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 20 января 2009 года №26, предусмотрено, что перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ гражданам производится один раз в год, а проживающим в жилых домовладениях с газовым и электрическим отоплением при наличии приборов учета - один раз в квартал. Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ за прошедший период гражданам осуществляется не более чем за 3 года до месяца обращения, но за период не ранее 1 января 2009 г.

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 28 июля 2009 года №857 ««О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 года №1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет федерального бюджета» принято в целях конкретизации толкования норм законодательства Волгоградской области, а также уточнения процедуры перерасчетов органами социальной защиты.

В судебном заседании установлено, что Климов А.К. и Климова В.И. являются инвалидами 2-й и 1-й группы соответственно, состоят в федеральном регистре получателей ЕДВ на оплату ЖКУ в государственном <данные изъяты> В период с января по май 2009 года включительно истцам из расчёта стандарта выплачивалась ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 883 рубля каждому, которая составила 4415 рублей. Данное обстоятельство Климовым А.К. в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно представленным истцами ответчику и в судебное заседание квитанциям о фактических расходах с января по апрель 2009 года на оплату ЖКУ с учетом 50%-й скидки выплата Климову А.К. и Климовой В.И. должна была составлять 273 рубля в месяц (1090, 3/2*50%). Размер фактических затрат, принятых ответчиком при производстве расчёта в июне 2009 года, истцом в судебном заседании подтвержден.

В связи с превышением объёма ЕДВ на ЖКУ, выплаченной истцам за период с января по май 2009 года, над фактическими произведёнными ими затратами Центр социальной защиты населения в соответствии с требованиями действующего законодательства произвел перерасчет авансированных истцам выплат, уведомил их о том, что авансовая сумма, полученная ими сверх объема мер социальной поддержки, будет учтена в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКХ и зачел данные суммы в счет выплат будущих периодов.

Как следует из представленных ответчиком личных дел истцов, в соответствии с данными, предоставленными организациями об оплате жилищно-коммунальных услуг, среднемесячные расходы Климова А.К. и Климовой В.И. на оплату жилищно-коммунальных услуг за 12 месяцев 2009 года составили 794 рубля 74 копейки, исходя из чего льгота в размере 50% на каждого в 2009 году составила 199 рублей (794,74/2*50%). В связи с чем общая сумма выплат в 2009 году должна была быть - 2388 рублей (199*12), а фактически составила 4415 рублей каждому. Проавансированные в 2009 году суммы, превысившие фактически понесённые истцами затраты, в размере 2027 рублей (4415-2388 рублей) были учтены ответчиком в зачет осуществления выплат будущих периодов.

С января 2010 года ЕДВ на ЖКУ истцам была увеличена с учетом роста областного стандарта и составили 223 рубля в пользу каждого. В связи с чем последующий зачет производился с января 2010 года из расчета 223 рублей в пользу каждого истца. С октября 2010 года выплата ЕДВ на ЖКУ истцам возобновилась в размере 223 рубля. После предоставления истцами в ноябре 2010 года квитанций о фактических затратах ответчиком был произведён перерасчет за 10 месяцев 2010 года, среднемесячный расход составил 1001 рубль 07 копеек, а льгота в размере 50% на каждого 250 рублей (1001,07/2*50%). С декабря 2010 года истцам выплачивается ЕДВ на ЖКУ в размере 250 рублей и дополнительно выплачена недополученная сумма по результатам перерасчета.

Данное обстоятельство подтверждается копиями сберегательных книжек истцов, из которых видно, что 11.10.10, 16.11.10, 07.12.10 года каждому истцу было перечислено <данные изъяты> соответственно 118, 223 и 547 рублей.

Совокупность исследованных в судебном заседании обстоятельств свидетельствует о том, что действия <данные изъяты> по начислению, перерасчету, а также зачету проавансированных истцам выплат соответствуют Порядку предоставления отдельным категориям мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 26.11.2008г. №1621, размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, произведенной ответчиком Климову А.Г. и Климовой В.И. за период с января 2009 года по декабрь 2010 года, равен 50% от фактически произведенных ими затрат.

Довод истца о том, что изменения перерасчета и выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ за период с января по май 2009 года произведены необоснованно, поскольку на момент осуществления таких изменений не вступило в законную силу постановление Главы Администрации Волгоградской области от 28 июля 2009 года №857 «О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 года №1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет федерального бюджета» являются несостоятельными в силу следующего.

Согласно п. 2.3. Порядка, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области № 1621 еще в редакции от 21 января 2009 года, гражданам изначально предусмотрен перерасчет предоставляемых им ежемесячных денежных выплат один раз в год, а проживающим в своих домах с газовым (электро) отоплением - один раз в квартал, исходя из начисленных организациями гражданам ежемесячных платежей. В случае, если по итогам всех проведенных ежемесячных выплат за 2009 год, их сумма окажется менее суммы льготных расходов, определенных по начисленным суммам в платежных документах граждан за ЖКУ за этот период, им осуществляется доплата в размере разницы между суммой льгот по факту и суммой предоставленной, если наоборот, то излишне полученные льготником суммы учитываются в зачет осуществления им последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ: сумма предоставленная за минусом суммы льгот по факту сумма зачета.

Пунктом 2.3. Порядка предусмотрено, что перерасчет ЕДВ на ЖКУ гражданам производится один раз в год, а проживающим в жилых домовладениях с газовым и электрическим отоплением при наличии приборов учета - один раз в квартал. Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ за прошедший период гражданам осуществляется не более чем за 3 года до месяца обращения, но за период не ранее 1 января 2009 г. Данная норма была введена Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 20.01.2009 года № 26.

Из п. 2.5 Порядка следует, что органы социальной защиты населения имеют право запрашивать от организаций, предоставляющих гражданам жилищно-коммунальные услуги, информацию о фактических расходах граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Пункт 2. 9 названного Порядка наделил органы социальной защиты населения правом изменения мер социальной поддержки в том случае, если расчетная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ больше объема мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством.

Указанный пункт Порядка был установлен в региональном нормативном правовом акте Постановлением от 20 января 2009 г. № 26 «О внесении изменений в постановление главы администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 г. № 1621 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета» введен в действие со дня его официального опубликования, а его действие было распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Следовательно, перерасчет сумм ЕДВ на оплату ЖКУ предоставленных Климову А.К. и Климовой В.И. за оспариваемый ими период, с зачетом излишне полученных сверх объема мер социальной поддержки в счет последующих выплат, произведен ответчиком правомерно.

При указанных обстоятельствах исковые требования Климова А.К. и Климовой В.И. следует признать не обоснованными и в их удовлетворении отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Климову Алексею Кузьмичу и Климовой Валентине Ивановне в удовлетворении исковых требований к <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, исключив из него зачёт в счет последующих выплат сумм, полученных в период с 01 января по 31 мая 2009 года, и взыскании ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно- коммунальных услуг за период с 01 июня 2009 года по 31 декабря 2010 года в сумме 5458 рублей 85 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Волгоградский областной суд.

Судья Е.В. Беляевскова