Решение по заявлению об оспаривании действий нотариуса Суровикинского района Волгоградской области.



№2-95/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суровикинский районный суд Волгоградской области

В составе: председательствующего судьи Беляевсковой Е.В.

при секретаре Азбаевой И.С.,

02 февраля 2011 года в г.Суровикино Волгоградской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кощеевой Ольги Леонидовны об оспаривании постановления нотариуса Суровикинского района Волгоградской области Овчаренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Кощеева О.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления нотариуса Овчаренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, обязании нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство по закону, ссылаясь в обоснование заявленных требований на следующее. Супруг заявительницы - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. При жизни для организации крестьянского хозяйства ему на праве пожизненного наследуемого владения был выделен земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ решением общего собрания крестьянского хозяйства заявительница была избрана главой фермерского хозяйства, из членов были выведены ФИО16, ФИО2, принят Кощеев Д.А. После смерти ФИО2 заявительница вступила в наследство на часть наследственного имущества, а именно жилой дом, земельный участок, ружье, её дети - Кощеев Д.А. и ФИО9 от вступления в наследство отказались в ее пользу. Нотариус Овчаренко В.Н. отказала ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, принадлежащий ее супругу на праве пожизненного наследуемого владения, сославшись на то, что наследуемый земельный участок принадлежит членам крестьянского хозяйства на праве общей совместной собственности и не подлежит разделу при выходе одного из членов хозяйства. Приходящийся на долю Кощеевой О.Л. пай должен быть компенсирован ей в денежном выражении. В связи с тем, что Кощеева О.Л. денежную компенсацию не оформляет, то нотариус отказывает ей в выдаче свидетельства о праве на наследство. Просит признать постановление нотариуса Овчаренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок сельскохозяйственного назначения, принадлежащий ФИО2 на праве пожизненного наследуемого владения, незаконным, обязать нотариуса выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты>, находящийся на территории <адрес>, предоставленный ФИО2 на праве пожизненного наследуемого владения.

В судебном заседании Кощеева О.Л. поддержала заявленные требования, изложив их вышеуказанным образом.

Представитель Кощеевой О.Л. по доверенности Красилов В.М. заявленные требования поддержал, пояснил, что спорный земельный участок принадлежал главе хозяйства ФИО2 на праве пожизненного наследуемого владения, что подтверждено имеющимися правоустанавливающими документами. В связи с чем Кощеева О.Л., являясь единственной наследницей, имеет право вступить на него в наследство. Ссылки на выплату денежной компенсации незаконны, так как собственником участка является РФ, а бюджетное законодательство не предусматривает нормы права, регламентирующей порядок выплаты указанной компенсации. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо - Кощеев Д.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что его отец являлся главой крестьянского хозяйства, погиб в 2003 году. После этого главой стала его мать Кощеева О.Л., а позднее он. Земельный участок, выделенный его отцу на праве пожизненного наследуемого владения для организации крестьянского хозяйства, находится в пользовании хозяйства. Бывшие члены крестьянского хозяйства, он и его сестра на оспариваемое имущество не претендуют.

Нотариус Овчаренко В.Н., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в суд представила письменные возражения, в которых не согласилась с заявленными требованиями и пояснила, что на момент открытия наследства действовал Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом, использующим в том числе земельный участок, принадлежащий на праве пожизненного наследуемого владения. В связи с чем земельный участок принадлежит не только главе ФИО1, но и всем членам крестьянского хозяйства. Наследование имущества крестьянского хозяйства после смерти любого члена хозяйства производится на основании ст.ст.253-255, 257-259 ГК РФ. В силу ст. 258 ГК РФ земельный участок разделу не подлежит, наследнику полагается денежная компенсация или он должен быть включен в члены хозяйства. Имущество крестьянского хозяйства подлежит разделу только в случае смерти последнего члена крестьянского хозяйства. Кроме этого, в правоустанавливающих документах правообладателями являются ФИО1, а не ФИО2. В связи с чем просит отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 для организации крестьянского хозяйства в пожизненное наследуемое владение был выделен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты>, расположенный на территории <адрес>, главой крестьянского хозяйства утверждён ФИО1, членами хозяйства Кащеева О.Л., ФИО1, ФИО11

Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № серии № были определены границы земельного участка, предоставленного ФИО1 в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства, общей площадью <данные изъяты> (из которых земли общего пользования <данные изъяты>), расположенного на территории Лобакинского сельского совета <адрес>.

Глава крестьянского хозяйства ФИО2 и член хозяйства ФИО3 умерли ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом общего собрания членов крестьянского хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ из состава хозяйства выведены ФИО3, ФИО4; главой хозяйства избрана Кощеева Ольга Леонидовна, введён в состав хозяйства Кощеев Дмитрий Анатольевич. Изменения в составе хозяйстве отражены в Уставе хозяйства, зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ инспекцией по налогам и сборам.

Заявительница Кощеева О.Л., являясь супругой ФИО2 и наследницей первой очереди, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу Суровикинского района Волгоградской области Овчаренко В.Н. с заявлением о принятии наследства своего супруга. Ее дети Кощеев Д.А. и ФИО12 от принятия наследства отца отказались в пользу Кощеевой О.Л. в установленном порядке, о чём в наследственном деле имеются заявления.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Овчаренко В.Н. Кощеевой О.Л. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после ФИО2 на денежную компенсацию, трактор <данные изъяты>, жилой дом по <адрес>, здание склада по <адрес>, охотничье огнестрельное гладкоствольное ружье <данные изъяты>, денежный вклад.

Постановлением нотариуса Овчаренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ Кощеевой О.Л. отказано в совершении нотариального действия о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на земельный участок, расположенный на территории <адрес>, на том основании, что указанный земельный участок был выделен ФИО2 для организации крестьянского хозяйства, членами которого также являлись Кощеева О.Л., Кощеева Н.А., ФИО2, в соответствии со ст.ст. 257, 258 ГК РФ имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, земельный участок разделу не подлежит, в случае смерти члена хозяйства наследование на земельный участок не возникает, приходящийся на долю выделяемого пай компенсируется ему в денежном выражении. Поскольку Кощеева О.Л. отказывается оформлять свидетельство на денежную компенсацию, желает оформить наследство на земельный участок, то нотариус отказывает ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку такое нотариальное действие противоречит закону.

В силу ч. 1 ст. 1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253 - 255 и 257 - 259 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Отсюда следует, что вывод нотариуса о том, что в случае смерти одного из членов крестьянского хозяйства наследование на земельный участок, принадлежащий хозяйству, не возникает, противоречит требованиям ст. 1181 ГК РФ, ч.2 ст. 21 Земельного Кодекса РФ и п. «ж» ч. 1 ст. 10 Закона РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшему на момент открытия наследства после смерти ФИО13, согласно которому гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право передать земельный участок по наследству.

Довод о том, что наследник Кощеева О.Л. имеет право только на денежную компенсацию выделяемого ей пая, несостоятелен в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 1179 ГК РФ если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

Кощеева О.Л. являлась членом крестьянского хозяйства ФИО2 с момента его организации, что подтверждено постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, ей как члену крестьянского хозяйства денежная компенсация не выплачивается, а ее доля в общем имуществе хозяйства должна быть увеличена с учетом доли наследодателя.

Статьи 254, 258 ГК РФ, на которые ссылается нотариус как на основание в отказе, должны применяться во взаимосвязи с требованиями ч. 3 ст. 1179 ГК РФ, согласно которой в случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258), в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 настоящего Кодекса.

Как установлено судом после смерти главы хозяйства ФИО2, члены хозяйства избрали главу и продолжили деятельность фермерского хозяйства. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что раздела крестьянского хозяйства ФИО2 после его смерти не произошло в связи с наличием других членов хозяйства и продолжением деятельности фермерского хозяйств, в том числе Кощеевой О.Л., которая являлась наследницей умершего и членом его крестьянского хозяйства.

Как следует из копии нотариального дела наследники ФИО2 - Кощеев Д.А. и ФИО17 отказались от принятия наследства. Члены хозяйства ФИО2 и ФИО4 протоколом общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ выведены из состава крестьянского хозяйства. Данных о том, что ФИО4 либо наследники умерших членов крестьянского хозяйства претендовали на долю в спорном земельном участке в судебное заседание не представлено. Кощеев Д.А., являющийся в настоящее время главой хозяйства и сыном наследодателя, права на долю в наследуемом земельном участке не заявляет. Таким образом, Кощеева О.Л., являясь наследницей ФИО2 и членом его хозяйства, при отсутствии членов хозяйства и наследников умерших членов хозяйства, заявляющих право на долю в земельном участке, выделенном для ведения крестьянского хозяйства, имеет право на вступление в наследство на данное наследственное имущество.

Нотариус Овчаренко В.Н., возражая против удовлетворения заявленных Кощеевой О.Л. требований, сослалась на то, что в представленных заявительницей документах правообладателями являются «Кащеевы», в то время как наследство открылось после смерти ФИО2 Данное обстоятельство не нашло своего отражения и оценки в постановлении нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок выделен ФИО1, членами хозяйства утверждены его родственники также с фамилией «Кащеевы». При этом согласно свидетельству о смерти, свидетельству о заключении брака и паспорту заявительницы фамилия указана как «Кощеевы». Данное противоречие устранено Постановлением Администрации Суровикинского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым исправлена техническая ошибка в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ вместо фамилий «Кащеев, Кащеева» постановлено читать «Кощеев, Кощеева». Сведений о том, что имеющиеся разночтения в написании фамилии были обнаружены нотариусом при вынесении постановления в отказе и были предметом рассмотрения, нотариальное дело не содержит.

На момент открытия наследства ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, действовал Закон РСФСР от 22.11.1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 27 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества.

Согласно ч. 3 ст. 15 данного Закона при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет.

Данные положения Закона следует применять во взаимосвязи с требованиями ч. 3 ст. 27 того же Закона, согласно которой наследование имущества регулируется в дополнение к настоящему Закону также гражданским законодательством.

В силу ст. 4 Федерального Закона РФ от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введение в действие части третьей Гражданского Кодекса РФ», впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что нормы данного Закона следует применять в части, не противоречащей ГК РФ, в частности ст. 1179 ГК РФ, устанавливающей порядок наследования имущества члена крестьянского хозяйства.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что выводы, содержащиеся в постановлении нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат действующему законодательству, в связи с чем вынесенное постановление следует признать незаконным. Принимая во внимание отсутствие спора о праве между заинтересованными лицами, заявленные Кощеевой О.Л. следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Постановление нотариуса Суровикинского района Волгоградской области Овчаренко Веры Николаевны от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в совершении нотариального действия в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок сельскохозяйственного назначения, предоставленный ФИО2 на праве пожизненного наследуемого владения, признать незаконным.

Обязать нотариуса Суровикинского района Волгоградской области Овчаренко Веру Николаевну выдать Кощеевой Ольге Леонидовне свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты>, расположенный на территории <адрес>, предоставленный ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ, на праве пожизненного наследуемого владения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней в Волгоградский областной суд.

Судья Е.В. Беляевскова