решение по иску Краснова к Управлению пенсионного фонда (государственному учреждению) об оспаривании решения



Гражданское дело № 2-462\2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суровикинский районный суд Волгоградской области

В составе председательствующего судьи Божко О.А.,

При секретаре Чудиной Е.Ю.,

С участием истца Краснова А.Б.,

Представителя истца Беловой Т.А.,

Представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Суровикинском районе Волгоградской области- Шефатовой О.М., действующей на основании доверенности № 1 от 11 января 2011 года, и Макаровой Е.В., действующей на основании доверенности № 18 от 6 апреля 2011 года,

Представителя третьего лица МУЗ «Стоматологическая поликлиника Суровикинского муниципального района»- Димитриченко С.Н., действующей на основании доверенности № 14 от 26 мая 2011года,

1 июня 2011 года в городе Суровикино, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова А.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании действий,

У С Т А Н О В И Л :

Краснов А.Б. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако получил отказ по мотиву отсутствия необходимого для назначения пенсии специального стажа. При этом ответчик не принял к зачету в специальный стаж период его работы с 1 ноября 1999 года по 1 декабря 2002 года в должности врача стоматолога-ортопеда в МУЗ «Стоматполиклиника Суровикинского муниципального района» в связи с тем, что в указанный период времени он работал на 0,5 ставки. Ответчиком не приняты к зачету периоды работы в должности заведующего ортопедическим отделением Муниципального медицинского учреждения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 01 ноября 1988 года по 31 декабря 1988 года (2 месяца), в должности врача ортопеда Муниципального медицинского учреждения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 03 января 1997 года по 01 февраля 1997 года (29 дней) и с 05 апреля 1999 года по 15 мая 1999 года (1 месяц 11 дней), в должности главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 08 сентября 2008 года по 13 декабря 2008 года (3 месяца 6 дней), с 04 апреля 2009 года по 06 мая 2009 года (1 месяц 3 дня) в связи с нахождением его на курсах повышения квалификации.

Истец просит признать решение № 21 от 3 февраля 2011 года об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости вышеуказанные периоды его работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения в пенсионный орган с 21 декабря 2010 года.

В судебном заседании истец Краснов А.Б. поддержал требования в полном объеме. Показал, что работа врача ортопеда является сдельной, зависит от выработки. Работая на 0,5 ставки он фактически работал на полную ставку и более. Работая врачом-ортопедом невозможно было не повышать свой профессиональный уровень, в связи с чем несколько раз он обучался на курсах повышения квалификации.

Представитель истца Белова Т.А. просила удовлетворить иск. Пояснила, что Краснов А.Б. занимался лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения, проработал в городской местности более 30 лет, в связи с чем, независимо от возраста он имеет право на льготную пенсию. Ответчик своим решением об отказе в назначении пенсии Краснову А.Б. отказал во включении в льготный стаж шести периодов работы истца. Период времени с 1 ноября 1999 года по 1 декабря 2002 года (3года 1 месяц) не включен в льготный стаж по причине того, что Краснов А.Б. в указанный период времени работал на 0,5 ставки. Данный период времени в исковом заявлении разделен на две части с 1 ноября 1999 года по 3 ноября 2002 года (3 года 3 дня), когда Краснов А.Б. работал в должности врача ортопеда Муниципального медицинского учреждения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» и с 4 ноября 2002 года по 1 декабря 2002 года (28 дней), когда Краснов А.Б. работал в должности исполняющего обязанности главного врача Муниципального медицинского учреждения здравоохранения «Суровикинская стоматологическая поликлиника». Таким образом, в период времени с 1 ноября 1999 года по 1 декабря 2002 года Краснов А.Б. работал в разных должностях, что подтверждается его трудовой книжкой. До 1 ноября 1999 года работа на 0,5 ставки засчитывалась в льготный стаж. После изменения законодательства, периоды работы на неполную ставку не засчитываются в льготный стаж. Перевод врачей-ортопедов на 0,5 ставки был связан с организационными штатными мероприятиями. Для того, чтобы сохранить 4 должности врачей ортопедов, все ортопеды были переведены на 0,5 ставки, таким образом, удалось избежать сокращения. Несмотря на то, что Краснов А.Б. работал на 0,5 ставки, его фактическая заработная плата в несколько раз превышала размер заработной платы на ставку, он работал полный рабочий день, у него была сдельная оплата труда, заработная плата зависела от выработки.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Суровикинском районе Волгоградской области Шефатова О.М. и Макарова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признали и показали, что 21 декабря 2010 года Краснов А.Б. обратился с заявлением о назначении пенсии, предоставив льготную справку работодателя. В льготной справке не было указано о том, что с 4 ноября по 1 декабря 2002 года Краснов А.Б. был переведен на должность исполняющего обязанности главного врача, в связи с чем, в решении об отказе в назначении пенсии по причине работы Краснова А.Б. на 0,5 ставки указан период с 1 ноября 1999 года по 1 декабря 2002 года. Должности, в которых работал Краснов А.Б., включены в перечень должностей, дающих право на назначение льготной пенсии. Однако, представленные документы не были приняты в качестве основания для назначения пенсии, поскольку проведенной проверкой факта льготной работы Краснова А.Б. не подтверждается работа в течение полного рабочего дня на ставку, а штатное расписание и тарификационные списки, подтверждают работу на 0,5 ставки. Периоды нахождения Краснова А.Б. на курсах повышения квалификации также не могут быть засчитаны в льготный стаж, поскольку это не предусмотрено законодательством. Просят отказать Краснову А.Б. в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица МУЗ «Стоматологическая поликлиника Суровикинского муниципального района» Димитриченко С.Н требования Краснова А.Б. признала, в судебном заседании показала, что она работает специалистом по кадрам. Она готовила льготную справку Краснову А.Б. для предоставления в пенсионный фонд. В льготной справке она не указала, что Краснов А.Б. временно работал в должности главного врача, поскольку не знала о том, что это необходимо было указать.

Выслушав истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Краснова А.Б. подлежат удовлетворению.

На основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

П. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» закрепляет, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года № 781 установило, что льготными должностями являются врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, а льготными учреждениями являются поликлиники всех наименований.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В судебном заседании было установлено, что 21 декабря 2010 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Суровикинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии.

Решением № 21 от 3 февраля 2011 года Краснову А.Б. было отказано в установлении пенсии, поскольку в льготный стаж не зачтено время работы истца на 0,5 ставки и время его нахождения на курсах повышения квалификации.

В соответствии с п. 9. Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005 года в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и п.п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Истцом в суд представлена копия трудовой книжки, подтверждающая время его работы, о зачете которого он просит в льготный стаж.

Возражая против исковых требований Краснова А.Б., представители ответчика ссылаются на то, что Краснов А.Б. с 1 ноября 1999 года по 1 декабря 2002 года в должности врача стоматолога-ортопеда работал на 0,5 ставки, в связи с чем, в льготный стаж данный период времени не может быть включен, поскольку отсутствует условие продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки.

Такой довод представителей ответчика не может быть принят судом во внимание.

Судом установлено, что документальное сокращение ставок врачей ортопедов было продиктовано организационно-штатными мероприятиями по сокращению штата. Чтобы не увольнять квалифицированных специалистов ортопедов их ставки были сокращены до 0,5. В то время как фактически все врачи ортопеды работали в течение полного рабочего дня и имели нагрузку, равную объему нагрузки при полной ставке и выше.

Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании свидетельскими показаниями ЧВМ, АШК, ШОА, которые представили в суд копии трудовых книжек, подтверждающих то, что указанные лица работали вместе с Красновым А.Б..

Краснов А.Б. работал врачом ортопедом, а также исполняющим обязанности главного врача ММУЗ «Суровикинская Стоматологическая поликлиника». То есть работал врачом, врачом-руководителем учреждения либо его структурного подразделения, при этом непосредственно осуществлял врачебную деятельность - выполнял функции врача ортопеда.

В лечебном учреждении работало с 1999 по 2002 годы 4 врача ортопеда, каждый из которых работал на 0,5 ставки, что подтверждается представленными в суд штатными расписаниями.

Истцом и его представителем в суд представлены тарификационные списки Суровикинской стоматологической поликлиники за 1999-2002 годы.

Из тарификационного списка за 1999 год следует, что месячный оклад с учетом объема работы на 0,5 ставки у Краснова А.Б. составлял 292 рубля 60 копеек, за 2000 год соответственно -243 рубля, за 2001 год-702 рубля 50 копеек, за 2002 год- 702 рубля 50 копеек.

В суд представлена справка о размере заработной платы Краснова А.Б. за период с января 1999 года по декабрь 2002 года, из которой следует, что фактическая заработная плата Краснова А.Б. в несколько раз превышала денежные суммы, указанные в тарификационных списках.

Таким образом, нагрузка по врачебной деятельности у Краснова А.Б. в спорный период времени превышала нормальную продолжительность рабочего времени, несмотря на работу его на 0,5 ставки. Данный факт подтверждается тем обстоятельством, что за спорный период трудовой деятельности начисленная и выплаченная Краснову А.Б. заработная плата в разы превышала денежную сумму, указанную в тарификационных списках в качестве должностного оклада за полную ставку врача ортопеда.

В связи с чем, суд считает необходимым зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости время работы Краснова А. Б. в должности врача ортопеда Муниципального медицинского учреждения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 01 ноября 1999 года по 03 ноября 2002 года (3 года 3 дня), в должности исполняющего обязанности главного врача Муниципального медицинского учреждения здравоохранения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 04 ноября 2002 года по 01 декабря 2002 года (28 дней).

Разрешая требование истца в части включения в специальный трудовой стаж времени обучения его на курсах повышения квалификации с 01 ноября 1988 года по 31 декабря 1988 года (2 месяца), с 03 января 1997 года по 01 февраля 1997 года (29 дней) и с 05 апреля 1999 года по 15 мая 1999 года (1 месяц 11 дней), с 08 сентября 2008 года по 13 декабря 2008 года (3 месяца 6 дней), с 04 апреля 2009 года по 06 мая 2009 года (1 месяц 3 дня), суд находит их подлежащими удовлетворению.

Повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, в связи с чем, периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности. Курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков.

Положениями ст. 187 ТК РФ, так и положениями ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего на момент спорного периода, предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Поскольку на момент обращения Краснова А.Б. за назначением пенсии, требуемый стаж в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" составляет более 30 лет, и он имеет гарантированное Конституцией РФ право для назначения ему досрочной пенсии с учетом льготного стажа, отказ назначить пенсию Краснову А.Б. на льготных условиях, является незаконным.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В связи с чем, суд считает необходимым назначить Краснову А.Б. пенсию с момента обращения его с заявлением о назначении пенсии 21 декабря 2010 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Суровикинском районе Волгоградской области № 21 от 3 февраля 2011 года об отказе в назначении пенсии Краснову А.Б. незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Суровикинском районе Волгоградской области зачесть в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости время работы Краснова А.Б. в должности врача ортопеда Муниципального медицинского учреждения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 01 ноября 1999 года по 03 ноября 2002 года (3 года 3 дня), в должности исполняющего обязанности главного врача Муниципального медицинского учреждения здравоохранения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 04 ноября 2002 года по 01 декабря 2002 года (28 дней);в должности заведующего ортопедическим отделением Муниципального медицинского учреждения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 01 ноября 1988 года по 31 декабря 1988 года (2 месяца), в должности врача ортопеда Муниципального медицинского учреждения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 03 января 1997 года по 01 февраля 1997 года (29 дней) и с 05 апреля 1999 года по 15 мая 1999 года (1 месяц 11 дней), в должности главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Суровикинская стоматологическая поликлиника» с 08 сентября 2008 года по 13 декабря 2008 года (3 месяца 6 дней), с 04 апреля 2009 года по 06 мая 2009 года (1 месяц 3 дня).

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Суровикинском районе Волгоградской области назначить трудовую пенсию по старости Краснову А.Б. с 21 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд.

Районный судья О.А. Божко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200