решение по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области о понуждении к обеспечению жилым помещением, вступившее в законную силу 01.08.2011 года



        Гр.дело №2-578/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суровикинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Дубойской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Якубовой А.Х.,

с участием помощника прокурора Суровикинского района Волгоградской области Хайруллиной Т.М.,

ответчика - представителя администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области Данюковой О.С.,

20 июля 2011 года                в г. Суровикино Волгоградской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах Багабанова М.Э. к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области, Комитету по образованию и науке Администрации Волгоградской области о понуждении к обеспечению жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суровикинского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Багабанова М.Э. о понуждении к обеспечению жилым помещением на том основании, что прокуратурой Суровикинского района Волгоградской области при рассмотрении обращения Багабанова М.Э. по вопросу обеспечения жилым помещением выявлено нарушение прав последнего. Багабанов М.Э. постановлением администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. На обеспечение данными жилыми помещениями Суровикинскому району в 2011 году доведено бюджетных ассигнований в сумме <данные изъяты>. В нарушение действующего законодательства Багабанов М.Э. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что нарушает гарантированное ему государством право на внеочередное его предоставление.

Истец просит понудить администрацию Суровикинского муниципального района и Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области Волгоградской области обеспечить Багабанова М.Э. жилым помещением, соответствующим требованиям действующего законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Суровикинского района Хайруллина Т.М. исковые требования поддержала в полном объеме, изложив их вышеуказанным образом.

Ответчик - представитель администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области Данюкова О.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Багабанов Э.М. 1 ноября 2008 года после окончания обучения поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Администрация Суровикинского муниципального района не возражает против внеочередного предоставления Багабанову М.Э. жилого помещения, однако собственных средств для этого не имеет, бюджетом района на 2011 год такие расходы не предусмотрены. В 2011 году Суровикинскому району из бюджетных средств выделено <данные изъяты>, которые израсходованы на приобретение жилья детям-сиротам, стоявшим на учете, в отношении которых были вынесены решения суда, обязывающие Администрацию района предоставить им жилье в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Заявка на выделение денег для приобретения жилья Багабанову М.Э. направлена, однако в настоящее время денег на это не предоставлено. Представитель просит предоставить Администрации района время для покупки жилья Багабанову М.Э. до 1 июля 2012 года.

Представитель ответчика председатель Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области М.А. Симонова в суд не явилась, направив письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии. Из отзыва ответчика следует, что Комитет по образованию и науке, по мнению представителя, не является ответчиком по возникшему спору, так как не несет обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам. Такая обязанность законодателем возложена на органы местного самоуправления. Требования заявленные к администрации Суровикинского муниципального района, по мнению представителя, являются обоснованными, а потому просит удовлетворить исковые требования в части иска заявленного к администрации Суровикинского муниципального района, признав, что Комитет по образованию и науке не является надлежащим ответчиком по заявленному требованию.

Третье лицо Багабанов М.Э. в судебном заседании 28 июня 2011 года поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, так как он оставлен без попечения родителей. В 2008 году поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении, и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Просит обязать администрацию Суровикинского муниципального района Волгоградской области обеспечить его жилым помещением вне очереди.

Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными и подлежат частичному удовлетворению. Такой вывод суда основан на следующем.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение являются расходным обязательством субъектов РФ.

Частью 2.1 статьи 2 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области»» №1147-ОД от 15 декабря 2005 года определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.

Как установлено в судебном заседании, 1 ноября 2008 года Багабанов М.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения постановлением администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области №<данные изъяты> принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Вместе с тем, до настоящего времени Багабанов М.Э. не обеспечен жилым помещением, что нарушает гарантированное ему государством право на внеочередное его предоставление.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора о понуждении администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области обеспечить Багабанова М.Э. жилым помещением, соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит удовлетворению.

Обязывая ответчика Администрацию Суровикинского муниципального района обеспечить Багабанова М.Э. жилым помещением, суд определяет срок исполнения данного обязательства до 1 июля 2012 года, так как предоставление значительного срока направлено на реальное исполнения принимаемого судебного решения, поскольку в суде установлено, что расходы на приобретение жилья для Багабанова М.Э. в 2011 году в бюджет района не закладывались.

В удовлетворении требования, заявленного к Комитету по образованию и науке Администрации Волгоградской области следует отказать, поскольку данный комитет не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

Несмотря на то, что представитель администрации Суровикинского муниципального района заявил в суде о непризнании иска, его позицию в суде следует расценить, как фактическое признание исковых требований, поскольку спор возник не по существу заявленных прокурором требований, а по срокам исполнения судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах Багабанова М.Э. к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области и Комитету по образованию и науке Администрации Волгоградской области о понуждении к обеспечению жилым помещением удовлетворить частично.

Обязать администрацию Суровикинского муниципального района Волгоградской области в срок до 1 июля 2012 года обеспечить Багабанова М.Э. жилым помещением, соответствующим требованиям действующего законодательства.

В удовлетворении исковых требований, заявленных к Комитету по образованию и науке Администрации Суровикинского муниципального района отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через районный суд.

Судья                                             Е.А. Дубойская