Решение о признании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным, не вступившее в законную силу.



         Гр.дело №2-89/12

Решение

Именем Российской Федерации

Суровикинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Дубойской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Якубовой А.Х.,

с участием заявителя - главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Суровикинского сельского поселения Волгоградской области Иванцова В.В.,

заинтересованного лица - Главного государственного инспектора пожарного надзора по Суровикинскому району Макеева В.В.,

18 января 2012 года                     г. Суровикино Волгоградской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области Иванцова В.В. об оспаривании предписания начальника отделения надзорной деятельности главного государственного инспектора Суровикинского района Волгоградской области по пожарному надзору Макеева В.В. от 29 ноября 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области Иванцов В.В. обратился в суд с заявлением на том основании, что 29 ноября 2011 года главным государственным инспектором пожарного надзора по Суровикинскому району Макеевым В.В. вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, из которого следует, что в срок до 10 апреля 2012 года ему, как главе администрации, необходимо обеспечить, то есть построить пожарные водоемы в хуторах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. С данным предписанием он не согласен по тем причинам, что в хуторе <адрес> в целях обеспечения противопожарной безопасности построено две водяных скважины с постоянным водоснабжением. В хуторе <адрес> имеется централизованный водопровод со специальными приспособлениями для заправки пожарных машин, а также имеется два пожарных гидранта. На территории <данные изъяты> сельского поселения имеется два закрытых пожарных водоема с подъездными путями твердого покрытия и с соответствующими знаками, определяющими направление движения.

Заявитель считает, что указанное предписание не может быть исполнено к установленному сроку, в связи с отсутствием технической возможности по проектированию и строительству данных водоемов, а также в связи с необходимостью внесения изменений в градостроительный план, кроме того, заявитель считает, что строительство пожарных водоемов не является обязанностью сельского поселения.

Заявитель просит отменить предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное 29 ноября 2011 года главным государственным инспектором пожарного надзора по Суровикинскому району Макеевым В.В. в отношении главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области.

В судебном заседании заявитель - глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Суровикинского муниципального района Иванцов В.В. поддержал заявленные требования, изложив их вышеуказанным образом, просил признать предписание, вынесенное 29 ноября 2011 года незаконным.

Заинтересованное лицо - Главный государственный инспектор пожарного надзора по Суровикинскому району Макеев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что 29 ноября 2011 года им как главным государственным инспектором Суровикинского района по пожарному надзору - начальником отделения надзорной деятельности по Суровикинскому району ОНД по Суровикинскому району была проведена проверка территории администрации <данные изъяты> сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области совместно с главой администрации <данные изъяты> сельского поселения Иванцовым В.В. По результатам данной проверки им было вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Иванцов В.В. в срок до 10 апреля 2012 года должен обеспечить наружным противопожарным водоснабжением в количестве не менее двух пожарных водоемов, емкостью 54 м.куб. такие населенные пункты как хутор <адрес>, хутор <адрес>, хутор <адрес>, хутор <адрес>; вывесить указатели выполненные в соответствии с ГОСТ до водоисточников Верхнесолоновского сельского поселения, а также по направлению к ним. Требования, изложенные в предписании основаны на законе и подлежат исполнению. Исходя из этого, государственный инспектор просил суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

       Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требование заявителя законно, обосновано и подлежит удовлетворению. Такой вывод суда основан на следующем.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

29 ноября 2011 года главным государственным инспектором Суровикинского района по пожарному надзору - начальником отделения надзорной деятельности по Суровикинскому району ОНД по Суровикинскому району Макеевым В.В. была проведена проверка территории администрации <данные изъяты> сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области, по результатам которой им главе администрации <данные изъяты> сельского поселения Иванцову В.В. было вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому глава администрации Верхнесолоновского сельского поселения Иванцов В.В. в срок до 10 апреля 2012 года должен обеспечить наружным противопожарным водоснабжением в количестве не менее двух пожарных водоемов, емкостью 54 м.куб. хутора <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и вывесить указатели выполненные в соответствии с ГОСТ до водоисточников Верхнесолоновского сельского поселения, а также по направлению к ним.

Выдавая указанное предписание, государственный инспектор ссылался на нормы закона, которые были нарушены главой администрации сельского поселения. По мнению государственного инспектора, была нарушена статья 68 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года, пункты 11, 94,89 ППБ 01-03, часть 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128 от 8 августа 2001 года. Исследовав указанные нормы закона, суд не находит оснований для возложения на главу администрации <данные изъяты> сельского поселения обязанностей, указанных в предписании.

Федеральным законом №123-ФЗ от 22 июля 2008 года утвержден «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в статье 68 которого указано, что «1. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

4. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

5. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, расположенных в поселениях, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 кубических метров) категории Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, сезонных универсальных приемозаготовительных пунктах сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 кубических метров, зданиях складов площадью до 50 квадратных метров».

Приведенная выше норма статьи 68 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года действительно устанавливает, что на территории поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, при этом в поселениях с количеством жителей до 5000 человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения использовать природные или искусственные водоемы. Таким образом, отраженное в предписании нарушение, свидетельствующее об отсутствии в хуторах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> источников наружного противопожарного водоснабжения, является правомерным, вместе с тем в приведенной выше норме закона не установлено, что обязанность по созданию источников наружного водоснабжения, а именно пожарных водоемов возложена на главу администрации сельского поселения, либо на сельское поселение, интересы которого представляет глава администрации.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), на которые имеется ссылка в предписании.

Пунктом 11 ППБ установлено, что «в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;

создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;

создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;

обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны».

Пункт 89 ППБ устанавливает, что «сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием».

Пункт 94 ППБ гласит «при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления)».

Анализируемые нормы ППБ предписывают органам местного самоуправления в пределах их компетенции реализовывать меры пожарной безопасности, в число которых включено создание и содержание органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, оказывать помощь пожарной охране по выполнению возложенных на нее задач. Приведенные выше нормы ППБ предписывают содержать сети противопожарного водопровода в исправном состоянии, а также предусматривают, что при наличии на территории объекта естественных или искусственных водоисточников, к ним должны быть устроены подъезды с площадками с твердым покрытием. На органы местного самоуправления возлагается обязанность поддерживать в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств.

Вместе с тем ни одна из приведенных выше норм ППБ не возлагает на главу администрации сельского поселения, либо на сельское поселение, интересы которого представляет глава администрации, обязанность по созданию в населенных пунктах пожарных водоемов.

В предписании имеется ссылка на часть 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128 от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», которая предусматривала лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Надлежит отметить, что с 4 мая 2011 года данный закон прекратил действие, то есть не действовал на момент издания предписания. Кроме того, данный закон в период своего действия не предусматривал обязанность органов местного самоуправления производить работы по сооружению пожарных водоемом.

Анализ приведенного законодательства, на которые ссылался государственный инспектор при выдачи предписания, свидетельствует о том, что данные нормы, за исключением Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, регламентирует условия и средства используемые для пожарной безопасности населения сельских поселений, однако не возлагает на главу администрации сельского поселения и на само поселения обязанности по созданию на территории сельского поселения пожарных водоемов.

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Как установлено статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ в редакции от 30 ноября 2011 года «О пожарной безопасности» «к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности».

В судебном заседании между заявителем и государственным инспектором возник спор относительно наличия на территории сельского поселения наружных источников водоснабжения. В частности глава администрации Иванцов В.В. утверждал, что в хуторе <адрес> имеется централизованный водопровод со специальными приспособлениями для заправки пожарных машин, а также имеется два пожарных гидранта. Кроме того на территории <данные изъяты> сельского поселения имеется два закрытых пожарных водоема с подъездными путями твердого покрытия и с соответствующими знаками, определяющими направление движения. В хуторе <адрес> имеются две скважины с насосами. Государственный инспектор в судебном заседании пояснил, что при проверке сельского поселения эти источники водоснабжения не были исследованы. В то же время заявитель в судебном заседании пояснил, что хутора <адрес> и <адрес> не имеют никаких источников водоснабжения, которые могли бы быть использованы в целях пожаротушения. Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что отмеченные в предписании нарушения норм пожарной безопасности имели место. Вместе с тем предписание устранить данные нарушения силами главы администрации сельского поселения и сельским поселением является неправомерным, так как данные требования не основаны на законе.

В пункте 5 оспариваемого документа имеется предписание «вывесить указатели выполненные в соответствии с ГОСТ до водоисточников Верхнесолоновского сельского поселения, а также по направлению движения к ним». Как пояснил в судебном заседании государственный инспектор, данные указатели должны указывать нахождение и путь движения к пожарным водоемам, которые предписывалось создать в хуторах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Учитывая, что предписание в части возложения на главу администрации сельского поселения обязанности по созданию водоемов на территории указанных населенных пунктов признано незаконным, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время устанавливать указатели движения к несуществующим источникам водоснабжения невозможно.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя следует удовлетворить, признав предписание, выданное главным государственным инспектором Суровикинского района по пожарному надзору 29 ноября 2011 года незаконным.

          Руководствуясь ст. ст. 254-255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное 29 ноября 2011 года начальником отделения надзорной деятельности по Суровикинскому району главным государственным инспектора Суровикинского района Волгоградской области по пожарному надзору Макеевым В.В. главе администрации <данные изъяты> сельского поселения Иванцову В.В., незаконным.

      Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд.

Судья           Е.А. Дубойская