Дело № Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 19 мая 2011 года г. Сургут Сургутский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Бехтиной Н.Е., с участием представителя Ханты- Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Самаровой Ю.А., представителя ответчика ООО «Сургутмебель» Гапоненко Ю.Н., представителя ответчика ООО «Сургутмебель» - Приставко А.В., представителя третьего лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры - Шрейдер О.А., при секретаре Ромасевой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты- Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Сургутмебель» об устранении нарушения природоохранного законодательства У С Т А Н О В И Л: Ханты- Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Сургутмебель» об устранении нарушений природоохранного законодательства, мотивируя свои требования тем, что ответчик при осуществлении деятельности при обработке древесины, производству мебели и изделий из дерева, а также топливных гранул (пеллет), использует производственную площадку, расположенную на земельном участке площадью 83 647 кв.м. по адресу: <адрес>. С июля 2009 года ООО «Сургутмебель» на вышеуказанной производственной площадке эксплуатирует цех по производству топливных гранул (пеллет) общей площадью 470,3 кв.м. расположенный на территории 5/1 Восточная промышленная 1 городского поселения Барсово ХМАО-Югра Тюменская область. В ходе проверки установлено, что при эксплуатации вышеуказанного цеха производится обезвреживание древесных отходов из натуральной древесины 5 класса опасности в безопасную продукцию - топливные гранулы (пеллеты), не обладающие свойствами отхода. В результате натурного обследования, проведенного Ханты- Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой 20.01.2011г. совместно с Сургутским отделом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО -Югры установлено, что на момент обследования в вышеуказанном цехе осуществлялся технологический процесс по производству топливных гранул (пеллет), при этом через выведенную вытяжную трубу цеха в атмосферный воздух происходил выброс древесной пыли и опилок, которые при оседании размещались на территории общества между забором и цехом на площади около 18 кв.метров, на прилегающей к производственной базе ООО «Сургутмебель» территории площадью около 20 кв.метров вдоль автодороги, ведущей к базе отдыха «Варикас», а также на прилегающей к производственной площадке ООО «Сургутмебель» территории ДНТ «Зори Сургута» ориентировочно на площади около 500 кв.метров. На момент обследования пылеулавливающая установка на вытяжной трубе цеха отсутствовала. Кроме того, в ходе проверки прокуратурой установлено, что с июля 2009 года эксплуатация цеха по производству топливных гранул (пеллет) осуществляется со стороны ответчика в отсутствие разработанных и согласованных со специально уполномоченными федеральными органами государственного экологического контроля нормативов допустимых выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ, образуемых при эксплуатации цеха, и специального разрешения на выброс. Считают, что в нарушение статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» ответчик эксплуатирует цех по производству топливных гранул (пеллет) при отсутствии на вытяжной трубе цеха установки очистки дымовых газов и эксплуатация данного цеха производится при отсутствие разработанных и согласованных со специально уполномоченными федеральными органами государственного контроля нормативов допустимых выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ, образуемых при эксплуатации цеха, и специального разрешения на выброс. Прокуратура просит обязать ответчика в срок до 01 июля 2011 года провести монтаж пылеулавливающего фильтрующего элемента на вытяжной трубе цеха по производству топливных гранул (пеллет) общей площадью 470,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а также в указанный срок обязать ответчика разработать и согласовать со специально уполномоченным федеральным органом государственного экологического контроля нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, образуемых при эксплуатации данного цеха и получить специальное разрешение на их выброс. Представитель Ханты- Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Самарова Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель ответчика ООО «Сургутмебель» - Приставко А.В., действующий на основании доверенности с иском не согласился, и пояснил, что по факту выброса сырья в цехе производства древесных гранул через дымовую трубу в атмосферный воздух с последующим распространением на прилегающей территории, происшедшего 20.01.2011 года, производственной комиссией Общества было проведено техническое расследование. Согласно выводов акта, причиной выброса явился разрыв резиновых уплотнителей технологического оборудования, что привело к аварийной ситуации в цехе и загрязнению территории. С целью устранения возникших последствий и недопущения подобных инцидентов в будущем ООО «Сургутмебель» осуществлен комплекс мероприятий, включающий в себя замену резиновых уплотнителей и очистке прилегающих территорий, а также возложению обязанностей на ответственных лиц по осмотру на предмет исправности оборудования перед его эксплуатацией. Утверждения Ханты - Мансийского межрайонного природоохранного прокурора о том, что на момент проверки пылеулавливающая установка на вытяжной трубе отсутствовала являются ошибочными поскольку согласно Техническому проекту УПС 2-00-00-000ПЗ и инструкции по эксплуатации «Линии подготовки и сушки древесной щепы производительностью 2 т/час» Циклон отделитель ЦО-2 (типа СЦН-40-1600) установленный за сушильным барабаном СБ является устройством для отделения топочных газов от высушенного материала (щепы технологической) и предназначен для высокоэффективной очистки технологических газов и аспирационных выбросов от среднедисперсной и мелкой пыли в химической, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности, в производстве строительных материалов, цветной и черной металлургии, энергетике и других видах производств. Согласно паспорту на циклон СЦН-40-1600 степень очистки топочных газов составляет не менее 93%. За допущенные нарушения в работе приведшие к аварийной ситуации, привлечены к ответственности виновные лица работающие в ООО «Сургутмебель», кроме того, по данному факту выброса сухого сырья через дымовую трубу, со стороны Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры - ООО «Сургутмебель» привлечена к административной ответственности. По факту эксплуатации цеха по производству топливных гранул (пеллет) без разрешения на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, пояснил, что у предприятия ООО «Сургутмебель» имеется разрешение №64-09 на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору ХМАО -Югры от 27 мая 2009 года с Приложением №1 «Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух» в целом на всю производственную базу ООО «Сургутмебель». В настоящее время работа по получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в том числе и по эксплуатации цеха по производству топливных гранул (пеллет) - предприятием проводится. Представитель ответчика ООО «Сургутмебель» Гапоненко Ю.Н. с исковыми требованиями не согласился, и поддержал доводы представителя ООО «Сургутмебель», просил исковые требования прокурора не удовлетворять. Представитель третьего лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры - Шрейдер О.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора согласилась, пояснила, что 20 января 2011 года, совместно с прокурором Ханты- Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры, было проведено обследование территории ООО «Сургутмебель» на основании поступившей жалобы от членов кооператива ДНТ «Зори Сургута».По результатам проверки установлено, что цех по производству топливных гранул (пеллет) находился в рабочем состоянии, и из вытяжной трубы, выведенной из производственного помещения, в атмосферу происходил выброс древесной пыли и опилок. За установкой вдоль забора на территории ООО «Сургутмебель», а также на прилегающей территории, а также на территории ДНТ «Зори Сургута» на снежном покрове наблюдалась древесная пыль и опилки. На момент обследования пылеулавливающая установка на вытяжной трубе установки - отсутствовала. Пояснила, что специалистов которые могут пояснить, является ли пылеулавливающей установкой представленные суду ответчиком документы на Циклон отделитель ЦО-2 (типа СЦН-40-1600) установленный за сушильным барабаном СБ, который со слов ответчика и является устройством для отделения топочных газов от высушенного материала (щепы технологической) и предназначен для высокоэффективной очистки технологических газов и аспирационных выбросов от среднедисперсной и мелкой пыли в химической, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности, в производстве строительных материалов, цветной и черной металлургии, энергетике и других видах производств, в соответствии с Техническим проектом УПС 2-00-00-000ПЗ и инструкцией по эксплуатации «Линии подготовки и сушки древесной щепы производительностью 2 т/час», у них в Службе нет, и пояснить по данному факту она ничего не может. Пояснила, что в целом эксплуатация установки по производству топливных гранул (пеллет) незаконна, так как она не прошла сертификацию и не получила положительного заключения государственной экологической экспертизы. Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора частично по следующим основаниям. Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МНР РФ от 02.12.2002г., пыль древесная и опилки натуральной чистой древесины являются отходами производства. На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух относятся компонентам природной среды. Согласно ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, атмосферный воздух. На основании ч.2.ст.51 данного федерального закона запрещается сброс производства на почву. В ч.1 ст. 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» указано, что хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенныхпунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ, а также сжигание таких отходовбез специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается. Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровы населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. На основании ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Установлено, что 20 января 2011 года при эксплуатации цеха по производству древесных гранул, расположенного на производственной площадке ООО «Сургутмебель», произошла аварийная остановка линии сушки и подача сырья в сушильный барабан, по причине аварийной ситуации, последствиями которой явился выброс сухого сырья через дымовую трубу. По данному факту, на основании жалобы членов кооператива ДНТ «Зори Сургута», прокурором Ханты- Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры, совместно со Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры было проведено обследование территории ООО «Сургутмебель». По результатам проверки установлено, что из цеха по производству топливных гранул (пеллет) ОАО «Сургутмебель», в атмосферу произошел выброс древесной пыли и опилок, что привело к нахождению на территории ООО «Сургутмебель», а также на прилегающей территории, а также на территории ДНТ «Зори Сургута» древесной пыли и опилок. На доводы истца об отсутствии пылеулавливающего фильтрующего элемента на вытяжной трубе цеха по производству топливных гранул (пеллет), со стороны ответчика суду в порядке статьи 56 ГПК РФ представлены документы, а именно паспорт на Циклон отделитель ЦО-2 (типа СЦН-40-1600) установленный за сушильным барабаном СБ, который со слов ответчика и является устройством для отделения топочных газов от высушенного материала (щепы технологической) и предназначен для высокоэффективной очистки технологических газов и аспирационных выбросов от среднедисперсной и мелкой пыли в химической, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности, в производстве строительных материалов, цветной и черной металлургии, энергетике и других видах производств, в соответствии с Техническим проектом УПС 2-00-00-000ПЗ и инструкцией по эксплуатации «Линии подготовки и сушки древесной щепы производительностью 2 т/час». В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. В свою очередь со стороны истца не представлено доказательств, что пылеулавливающий фильтрующий элемент отсутствует, и что представленные суду документы в виде паспорта на циклон высокоэффективный, не являются требуемым фильтром. Кроме того, судом для выяснения данного вопроса был дополнительно вызван специалист Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, который смог бы пояснить, является ли данный циклон пылеулавливающим фильтрующим элементом, который требует установить истец. Однако исходя из пояснений представителя Службы, такого специалиста у них нет. В свою очередь, с учетом того, что данный специалист в данной Службе отсутствует, указание в Акте обследования от 20 января 2011 года на отсутствие пылеулавливающего фильтрующего элемента на вытяжной трубе является необоснованным. Исходя из изложенного, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд считает, что требование прокурора об обязании ответчика в срок до 01 июля 2011 года осуществить монтаж пылеулавливающего фильтрующего элемента на вытяжной трубе, не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием доказательств по предъявленным требованиям. По требованию прокурора об обязании ответчика в срок до 01.07.2011 года согласовать со специально уполномоченным федеральным органом государственного экологического контроля нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, образуемых при эксплуатации цеха по производству топливных гранул (пеллет) и получить специальное разрешение на их выброс суд пришел к следующему. В силу статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1); при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 3); выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 4). Из приведенных норм Федерального закона следует, что нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) и лимиты на выбросы (сбросы) устанавливаются в соответствующих разрешениях на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Административным регламентом Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду установлено, что для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект должен представить в территориальный орган Ростехнадзора заявление и документы, в том числе - утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (п.8.1). Как установлено в ходе судебного заседания выброс вредных веществ возникающих в результате производственной деятельности ООО «Сургутмебель», осуществляется предприятием на основании Разрешения №64-09 от 27 мая 2009 года, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору по ХМАО-Югре с приложением №1 «Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух». Исходя из вышеизложенных норм закона и Административного регламента Ростехнадзора, одним из оснований для выдачи разрешения на выброс явился проект нормативов предельно -допустимых выбросов загрязняющих веществ для ООО «Сургутмебель», в котором закреплен перечень производственных баз ответчика, цехов и участков, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Вместе с тем, в перечне объектов являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха закрепленных в ПДВ, и для которых со стороны Управлением по технологическому и экологическому надзору по ХМАО-Югре ответчику выдано Разрешение №64-09 от 27 мая 2009 года, с приложением №1 «Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух» - цех по производству топливных гранул (пеллет) - отсутствует. Исходя из изложенного, цех по производству топливных гранул (пеллет) расположенный на про площадке №001 принадлежащий ООО «Сургутмебель» осуществляет свою деятельность при отсутствии специального разрешения на выброс загрязняющих веществ, поскольку не был включен в ПДВ, не предоставлялся на рассмотрение Ростехнадзору и следовательно на него Разрешение №64-09 от 27 мая 2009 года, с приложением №1 «Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух» не может быть распространено. Данные обстоятельства подтверждаются: актом обследования от 20 января 2011 года, проектом предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, копия Разрешения №64-09 на выброс вредных веществ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию -цеха по производству топливных гранул, копией паспорта на циклон высокоэффективный, Инструкцией по эксплуатации линии подготовки и сушки древесной щепы. Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым исковые требования Ханты- Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленные в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Сургутмебель» об устранении нарушения природоохранного законодательства удовлетворить частично. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ханты- Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Сургутмебель» об обязании в срок до 01 июля 2011 года: провести монтаж пылеулавливающего фильтрующего элемента на вытяжной трубе цеха по производству топливных гранул (пеллет) общей площадью 470,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязании разработать и согласовать со специально уполномоченным федеральным органом государственного экологического контроля нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, образуемых при эксплуатации цеха по производству топливных гранул (пеллет) и получить специальное разрешение на их выброс - удовлетворить частично. Обязать ООО «Сургутмебель» в срок до 01 июля 2011 года разработать и согласовать со специально уполномоченным федеральным органом государственного экологического контроля нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, образуемых при эксплуатации цеха по производству топливных гранул (пеллет) и получить специальное разрешение на их выброс. В остальной части исковых требований прокурору Ханты- Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры - отказать. Взыскать с ООО «Сургутмебель» в доход Сургутского района государственную пошлину 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд. Председательствующий судья подпись Н.Е.Бехтина Копия верна Судья Сургутского районного суда Н.Е.Бехтина