Дело № 2-1420/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 сентября 2011 года. г. Сургут Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Новицкой Т.В., при секретаре Калайда Я.В., с участием представителя истца Шрейдер О.А., действующего на основании доверенности № 1352/11 от 05.04.2011 года, представителя ответчика Дмитриева Ю.В., действующего на основании доверенности № 01-25-161 от 02.09.21011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры к муниципальному образованию администрации Сургутского района о ликвидации несанкционированного размещения отходов, УСТАНОВИЛ: Сургутский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры обратился в суд с иском к муниципальному образованию администрации Сургутского района, просил обязать ответчика не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать вывоз и утилизацию отходов на лесном участке в квартале 279, выделе 58,40,39, расположенном около полигона ТБО п. Нижнесортымский Сургутского района. Свои требования истец мотивировал тем, что ответчику принадлежит полигон ТБО п. Нижнесортнымский Сургутского района, деятельность которого с 13.01.2011г. прекращена в виду убыточности содержания и отсутствием лицензии на обращение с опасными отходами у МУП «Сургутрайторф», которое на основании договора обеспечивало сохранность полигона. В результате того, что полигон не оборудован в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями отходы в виде полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, обрывков бумаг, оберточной бумаги и целлофана, «тряпья», алюминиевых банок порывом ветра и животными были распространены на площади за огороженной территорией полигона ориентировочно 17 000 кв.м. Истец считает, что загрязнение прилегающей к полигону территории произошло по вине ответчика, кроме того, ответчик не исполняет свои обязанности по обеспечению благоприятной окружающей средой на своей территории, не участвует в деятельности по охране окружающей среды, не организовал работу в области обращения с отходами на своей территории, в связи с чем, должно нести ответственность по ликвидации последствий ненадлежащего исполнения своих обязательств, возложенных законом. Представитель истца Шрейдер О.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что по периметру полигона ТБО п. Нижнесортымский установлено легкое металлическое заграждение в виде металлических столбов и натянутых металлических тросов в 3 ряда с большими разрывами, через которые при ветре беспрепятственно разлетаются отходы за пределы полигона на лесной участок, в связи с чем, вину ответчика считал доказанной. Также, представитель истца в обоснование своих требований ссылался на то, что ответчик обязан в силу закона, обеспечивать благоприятной окружающей средой территорию муниципального образования Сургутский район, осуществлять свою деятельность по охране окружающей среды, однако, ответчик не организовал деятельность в области обращения с отходами на территории полигона и несанкционированных свалок бытовых отходов. Представитель ответчика Дмитриев Ю.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что полигон охраняется МУП «»Сургутрайторф», в настоящее время закрыт до его реконструкции, вина администрации Сургутского района не установлена, лесной участок за территорией полигона относится к категории земель лесного фонда и находится в федеральной собственности. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что полигон ТБО п. Нижнесортнымский Сургутского района в соответствии с распоряжением главы Сургутского района № 1794р от 24.12.2004 года находится в собственности администрации Сургутского района и передан в хозяйственное ведение МУП «Сургутрайторф». Эксплуатация полигона прекращена с 01.02.2011 года до момента реконструкции, в связи с убыточностью содержания, отсутствием лицензии у МУП «Сургутрайторф» на обращение с опасными отходами и несоответствием полигона санитарно-эпидемиологическим требованиям. 21.06.2011года между администрацией Сургутского района и МУП «Сургутрайторф» был заключен договор № 12 о предоставлении субсидий на возмещение затрат по содержанию неэксплуатируемого полигона, согласно которому МУП «Сургутрайторф» осуществляет охрану полигона, содержит подъездную автодорогу и проводит мероприятия по предотвращению возгорания свалочных масс. 26.05.2011г. мастером леса Нижнесортымского участкового лесничества Территориального отдела Сургутское лесничество Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры было обнаружено загрязнение в виде разбросанного мусора: пакетов, пластиковых бутылок и прочего бытового мусора по периметру полигона ТБО п. Нижнесортымский Сургутского района на расстоянии 100-150 метров от заграждения в сторону лесного массива. По состоянию на 06.07.2011 года в ходе комиссионного обследования (проводилось в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика) было установлено, что полигон оборудован по периметру легким металлическим заграждением в виде металлических столбов и натянутых металлических тросов в 3 ряда с большими разрывами, отходы производства и потребления в виде полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, обрывков бумаг, оберточной бумаги и целлофана, «тряпья», алюминиевых банок размещены за огороженной территорией полигона на площади ориентировочно 17 000 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются: сообщением о нарушении лесного законодательства от 27.05.2011 года, распоряжением главы Сургутского района № 1794р о приеме в муниципальную собственность имущества ОАО «Сургутнефтегаз» в п. Нижнесортымский от 24.12.204г., перечнем имущества, ответом из Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района № 2407 от 28.06.2011 года, приказом № 04 директора МУП «Сургутрайторф» от 13.01.2011 года «О прекращении деятельности полигона ТБО п.Нижнесортымский, ответом главы сельского поселения Нижнесортымский № 1178 от 27.06.2011года, актом обследования территории полигона ТБО п. Нижнесортымский и лесного участка по периметру полигона от 06.07.2011 года, письмом начальника Сургутского отдела Природнадзора-Югры № 1370 от 01.07.2011 года главе администрации Сургутского района о направлении представителя для участия в комиссионном обследовании места загрязнения, распоряжением начальника Сургутского отдела Природнадзора-Югры № 260 от 05.07.2011 года, договором № 12 о предоставлении субсидий на возмещение затрат от 21.06.2011 года, фотоснимками, объяснениями сторон. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ Согласно ст. 13 Закона «Об отходах производства и потребления - территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 28 Закона «Об отходах производства и потребления - неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст. 15 закона 131 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения муниципального района относятся: 9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 29) осуществление муниципального лесного контроля. Вина ответчика в загрязнении лесного участка, в квартале 279, выделе 58, 40,39 расположенного около полигона ТБО п. Нижнесортымский Сургутского района подтверждается совокупностью доказательств: актом комиссионного обследования от 06.07.2011 года, сообщением от 26.05.2011г. мастера леса Нижнесортымского участкового лесничества Территориального отдела Сургутское лесничество Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры, ответом из Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района № 2407 от 28.06.2011 года, фотоснимками. Кроме того, ни Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (статьи 5,6,7), регулирующий отношения в сфере охраны окружающей среды в целом, ни специальный Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (статьи 5,6,8), разграничивающие полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не содержат положения, которые относили бы решение вопроса по очистке территории вокруг полигона ТБО, принадлежащего органам местного самоуправления, к компетенции органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Таким образом, учитывая наличие вины ответчика, ненадлежащее исполнение им обязанностей, связанных с ведением деятельности на полигоне ТБО и, оказывающей воздействие на окружающую среду, при этом не соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, суд считает требования Сургутского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Сургутского района не позднее двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать вывоз и утилизацию отходов на лесном участке в квартале 279, выделе 58,40,39, расположенном около полигона ТБО п. Нижнесортымский Сургтского района. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд. Председательствующий подпись. Согласовано___________________________ Судья Сургутского районного суда Т.В.Новицкая.
«Об отходах производства и потребления» (далее Закон «Об отходах производства и потребления) - к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.