№ 5-27/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ г. Сургут-ХМАО-Югра Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Булавинов А.М., с участием законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО4, ФИО5, государственного инспектора Сургутского района по пожарному надзору ФИО2, действующего на основании доверенности начальника Главного управления МЧС России по ФИО1 ФИО3, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги», УСТАНОВИЛ: На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности (по Сургутскому району) УНД Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № - о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ОАО «РЖД» на объекте, используемом в качестве <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> В ходе внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 20 мин. выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, допущенные юридическим лицом ОАО «РЖД», установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года введенных в действие 30.06.2003, а также стандартами и нормами в области пожарной безопасности, а именно: 1. п. 3 ППБ 01-03; п.п. 3, 4, 14. прил. 1 табл. 1 НПБ 110-03 - помещения на третьем этаже, используемые в качестве общежития не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации. 2. п. 3 ППБ 01-03; п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03 - здание и помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах (2 типа). 3. п. 108, приложения 3 ППБ-01-03 - здание в целом и помещения общежития не обеспечены необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями). 4. п. 3 ППБ 01-03; п. 6.25 СНиП 21-01-97* - допускается отделка пола на путях эвакуации в коридоре второго этажа линолеумом с неизвестными показателями пожарной опасности. 5. п. 126 ППБ 01-03 - граждане, проживающие в общежитие не ознакомлены (под роспись) с правилами пожарной безопасности. 6. п. 14, абзаца 1 п. 15 ППБ 01-03 - в здании не определены и не оборудованы места для курения. Курение допускается в коридорах общежития. 7. п. 53 ППБ 01-03 - допускается загромождение эвакуационного пути в лестничной клетке на втором этаже различными материалами (досками, строительным мусором). 8 п. 53 ППБ 01-03 - дверь эвакуационного выхода из здания на первом этаже закрыта досками. 9. п. 52 ППБ 01-03 - двери в тамбуре на путях эвакуации на первом этаже открываются не по направлению выхода из здания. Законный представитель юридического лица ОАО «Российские железные дороги» ФИО4 при рассмотрении дела об административном правонарушении вину признал полностью по всем пунктам, перечисленным в протоколе об административном правонарушении и пояснил, что на момент проведения проверки в здании бытового корпуса велась работа по монтажу пожарной сигнализации, в настоящее время монтаж пожарной сигнализации закончен. Деревянные полы были демонтированы. Огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения не может быть выполнена зимой, будет выполнена летом. На первом и втором этажах здания находится Нижневартовская дистанция путей, где работают диспетчеры, дефектоскописты. На третьем этаже бытового корпуса проживают десять семей. Часть здания сдается в аренду Сбербанку России. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности будут устранены в ближайшее время. Законный представитель юридического лица ОАО «Российские железные дороги» ФИО5 при рассмотрении дела об административном правонарушении вину признал полностью и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по пожарному надзору уже проводилась проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в помещении, используемом в качестве <данные изъяты> по адресу: <адрес>. По результатам проверки был составлен акт, в котором были указаны нарушения, для устранения которых установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 48 Административного регламента, при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства. ДД.ММ.ГГГГ проверка юридического лица была проведена незаконно. В настоящее время юридическим лицом проводятся работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно в здании бытового корпуса смонтирована пожарная сигнализация, демонтированы деревянные полы. В здании расположены службы, которые отвечают за безопасность движения поездов. В соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности не применяется, если может повлечь необратимые последствия для производственного процесса. Государственный инспектор Сургутского района по пожарному надзору ФИО2 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по Сургутскому району УНД Главного управления МЧС России по ФИО1 ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № - о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ОАО «РЖД» на объекте, расположенном по адресу: с<адрес>. Распоряжение было вынесено во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом участившихся случаев гибели людей во время пожара. Проведение данной проверки не было связано с проверкой исполнения выданного ДД.ММ.ГГГГ предписания. В ходе проведенной проверки было выявлено пятнадцать нарушений, которые перечислены в протоколе об административном правонарушении, создающих реальную угрозу жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара. Представители юридического лица ОАО «РЖД» в устной форме сообщили ему о том, что в здании бытового корпуса в настоящее время произведен монтаж пожарной сигнализации, однако документально это не подтверждено. Настаивает на назначении юридическому лицу наказания в виде административного приостановлении деятельности, поскольку нарушения правил пожарной безопасности, перечисленные в протоколе об административном правонарушении, создают реальную угрозу жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара. Исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему: В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги» установлено нарушение юридическим лицом ОАО «Российские железные дороги» в здании бытового корпуса, используемом в качестве <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, требований пунктов правил пожарной безопасности, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, а именно: 1. п. 3 ППБ 01-03; п.п. 3, 4, 14. прил. 1 табл. 1 НПБ 110-03 - помещения на третьем этаже, используемые в качестве общежития не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации. 2. п. 3 ППБ 01-03; п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03 - здание и помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах (2 типа). 3. п. 108, приложения 3 ППБ-01-03 - здание в целом и помещения общежития не обеспечены необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями). 4. п. 3 ППБ 01-03; п. 6.25 СНиП 21-01-97* - допускается отделка пола на путях эвакуации в коридоре второго этажа линолеумом с неизвестными показателями пожарной опасности. 5. п. 126 ППБ 01-03 - граждане, проживающие в общежитие не ознакомлены (под роспись) с правилами пожарной безопасности. 6. п. 14, абзаца 1 п. 15 ППБ 01-03 - в здании не определены и не оборудованы места для курения. Курение допускается в коридорах общежития. 7. п. 53 ППБ 01-03 - допускается загромождение эвакуационного пути в лестничной клетке на втором этаже различными материалами (досками, строительным мусором). 8 п. 53 ППБ 01-03 - дверь эвакуационного выхода из здания на первом этаже закрыта досками. 9. п. 52 ППБ 01-03 - двери в тамбуре на путях эвакуации на первом этаже открываются не по направлению выхода из здания. Из протокола об административном правонарушении судья исключает нарушение юридическим лицом:п. 3 ППБ 01-03; п. 6.25 СНиП 21-01-97* - допускается отделка пола на путях эвакуации в коридоре третьего этажа горючим материалом - деревянные полы; п.16, п. 125 ППБ 01-03 - в здании, помещениях с одновременным пребыванием более 10 человек, а также в номерах общежития на третьем этаже не разработаны и на видных местах не вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара; п. 3 ППБ 01-03; п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП - не проведены замеры сопротивления изоляции осветительной электросети в здании общежития; п. 89, п.91 ППБ 01-03 - пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода, расположенные на лестничных клетках, не укомплектованы рукавами и стволами. Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода; п. 3. п.36 ППБ 01-03; п. 1.8 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*; п.7.1, п.7.2 СНиП ДД.ММ.ГГГГ* - не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (кровли) здания; п. 3, п.34 ППБ 01-03; п.6.18 СНиП ДД.ММ.ГГГГ* - двери лестничных клеток здания не оборудованы устройствами самозакрывания и уплотнения в притворах, поскольку указанные нарушения были выявлены при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ и за эти нарушения правил пожарной безопасности юридическое лицо уже привлекалось к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ, и ему было выдано предписание об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Помимо признания законными представителями юридического лица ФИО4, ФИО5 вины, факт совершения юридическим лицом ОАО «Российские железные дороги» административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-5); распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-7); актом проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8-9); фото-таблицей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14); копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 15); копией технического паспорта на нежилое здание бытовой корпус <данные изъяты> (л.д. 16-17); копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.. 18); копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ (л.д. 19); копией постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (л.д. 20-21); копией устава открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (л.д. 22-25); копией постановления судья Сургутского районного суда ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; заключением об угрозе жизни и здоровью людей. Доводы представителя юридического лица ФИО5 о том, что проведенная ДД.ММ.ГГГГ проверка была незаконной, являются необоснованными. 3) распоряжение начальника органа ГПН, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Как видно из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ проверка в отношении ОАО «Российские железные дороги» проводилась на основании распоряжения Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № изданного в соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Доводы представителя юридического лица ФИО5 о том, что административное приостановление деятельности служебно-бытового корпуса поставит под угрозу безопасность движения поездов, жизнь и здоровье пассажиров, сохранность перевозимых грузов со ссылкой на абз. 2 ч.2 ст. 32.12 КоАП РФ, необоснованны. Статья 32.12 КоАП не содержит исключений при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, в абзаце 2 части 2 статьи 32.12 КоАП РФ речь идет не о запрете назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, а о не применении в ходе административного приостановления деятельности мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Установлено, что юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса. За нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса санкция статьи 20.4 ч.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает признание законными представителями юридического лица вины. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, что подтверждается копией постановления судьи Сургутского районного суда ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. При назначении наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, создающего угрозу жизни и здоровью людей, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающего и отягчающего административную ответственность обстоятельства. Учитывает, что за нарушение пунктов правил пожарной безопасности на объекте бытового корпуса, расположенного по адресу: <адрес> юридическое лицо уже привлекалось к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ и ему назначалось административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток, однако оно должных выводов для себя не сделало, вновь допустило нарушения требований пожарной безопасности. С учетом изложенного судья считает необходимым назначить юридическому лицу ОАО «Российские железные дороги» наказаниев виде административного приостановления деятельности здания бытового корпуса. При определении срока административного приостановления деятельности, судья учитывает то, что юридическим лицом ОАО «Российские железные дороги» в настоящее время приняты меры к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а именно монтаж пожарной сигнализации в здании бытового корпуса. Вместе с тем, судья учитывает, что доказательств того, что пожарная сигнализация фактически действует, в суд не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности здания бытового корпуса <адрес>, расположенного в <адрес> на срок 15 (пятнадцать) суток. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Судья Сургутского районного суда подпись А.М. Булавинов Копия верна: Судья Сургутского районного суда А.М. Булавинов