№1-850/2011 ч.3 ст.264 УК РФ



дело № 1- 850 - 11

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сургут                                                                   06 июля 2011 года

Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области, в составе:

председательствующего судьи Люпина Д.А.,

с участием:

государственного обвинителя - помощника прокурора города Сургута Кондаковой А.Н.,

защитника - адвоката Бохана А.И., представившего удостоверение № и ордер № ,

подсудимого Панфилова Д.Н.,

потерпевшей ФИО1

при секретаре Самойленко Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании, в общем порядке, уголовное дело по обвинению Панфилова Д.Н. <данные изъяты> военнообязанного, не судимого, обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Панфилов Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ имея в собственности автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, зная о том, что на ведущей оси автомобиля установлены шины различных размеров, моделей с разным рисунком протектора, в нарушение п. 2.3.1 Правил дорожного движения РФ, не обеспечил исправное техническое состояние транспортного средства и выехал на нем, заведомо зная, что при наличии указанной неисправности эксплуатация транспортного средства запрещается.

Около 18 часов 25 минут этого же дня, Панфилов Д.Н., управляя данным автомобилем и двигаясь на нем по улице <адрес>, в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области, со стороны улицы <адрес> в сторону улицы <адрес>, с пассажирами ФИО2 и ФИО3, которые в нарушение п. 2.1.2 Правил дорожного движения в РФ (далее так же ПДД РФ) не были пристегнуты ремнями безопасности, у дома по улице <адрес>, не выбрал безопасную скорость движения, не учел дорожные условия (дорога меняла направление движения вправо), особенности и состояние транспортного средства (на ведущей оси автомобиля были установлены шины различных размеров и моделей, с разным рисунком протектора), при возникновении опасности для движения не принял мер к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства и, не справившись с управлением, допустил занос автомобиля с последующим выездом на правую обочину дороги по ходу движения автомобиля и опрокидыванием автомобиля на крышу.

В результате дорожно-транспортного происшествия (далее так же ДТП) пассажир ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от полученных травм скончалась на месте происшествия.

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ на трупе ФИО2 обнаружены следующие телесные повреждения: многофрагментарно - оскольчатый перелом костей основания черепа (правой и левой височных, основной и затылочной костей), с повреждением твердой мозговой оболочки в правой височной области, размозжение правой височной, правой затылочной долей и миндалин мозжечка, ушибы головного мозга с субарахноидальными кровоизлияниями в правой височной и левой теменных долях, субарахноидальным кровоизлиянием в средней черепной ямке 70 мл, перелом тела нижней челюсти справа и слева, кровоизлияние в мягкие ткани головы, рвано-ушибленные раны на правой ушной раковине и нижней губе, ссадины на лице, шее, грудной клетке и левой верхней конечности. Все телесные повреждения являются прижизненными, возникли непосредственно перед смертью, от ударов о выступающие части салона автомобиля при дорожно-транспортном происшествии ДД.ММ.ГГГГ, относятся к телесным повреждениям, повлекшим за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, находятся в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти.

Своими действиями Панфилов Д. Н. нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации, введенные в действие с 01.07.1994 года, а именно:

- пункт 1.5: Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда;

- пункт 2.1.2: Водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями;

- пункт 2.3.1: Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства (п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и п. 5.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств - запрещается эксплуатация автомобилей, если на одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, моделей с различными рисунками протектора);

- пункт 10.1: Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Смерть пассажира ФИО2, находится в прямой причинной связи с нарушением водителем Панфиловым Д. Н. вышеперечисленных пунктов Правил дорожного движения РФ.

В ходе судебного следствия подсудимый Панфилов Д.Н., виновным себя в объеме предъявленного обвинении признал полностью и в соответствии со ст. 51 Конституции РФ пояснил суду, что в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он получил водительские права. В ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в собственность автомобиль <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ он пробил колесо на даче и поскольку, у него не было другого колеса, он установил зимнюю покрышку. ДД.ММ.ГГГГ он катался со знакомыми девушками ФИО2 и ФИО3 по городу Сургуту, которые не были пристегнуты ремнями безопасности. Около 18 часов 25 минут они двигались по улице <адрес>, со стороны улицы <адрес> в сторону улицы <адрес>, со скоростью 70- 80 км/час. Проезжая затяжной поворот он почувствовал, что машину начало заносить. Он пытался затормозить и стабилизировать машину, но его потащило юзом. Затем автомашину развернуло и вынесло на правую обочину. Ударившись о бордюр, автомашина перевернулась на крышу и ударилась о столб. Он выбрался из салона и, поняв, что ФИО2 мертва, достал из салона ФИО3.

Вину в содеянном признает в полном объеме. Раскаивается в содеянном и полностью осознает, что нарушение им правил дорожного движения привели к последствиям, повлекшим смерть ФИО2.

В ходе судебного следствия изучены доказательства представленные стороной обвинения.

Допрошенная в судебном заседании потерпевшая ФИО1 пояснила суду, что погибшая ФИО2 является ей дочерью. Охарактеризовала дочь только с положительной стороны. О смерти дочери ей стало известно от старшей дочери, позвонившей ей ДД.ММ.ГГГГ после ДТП. Об обстоятельствах ДТП ей стало известно из материалов уголовного дела.

В настоящее время она не готова заявить исковые требования о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда, в связи с чем, просит оставить за ней право на обращение с исковыми требованиями в гражданском судопроизводстве.

В ходе судебного следствия, по ходатайству стороны обвинения, при наличии законных оснований и с согласия сторон, оглашены показания свидетелей ФИО5 (л.д. ), ФИО3 (л.д. ), ФИО4 (л.д. ).

Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 25 минут она проходила около «<данные изъяты>» распложенного у дома по улице <адрес>. Она увидела как из-за поворота, со стороны улицы <адрес>, по проезжей части зигзагами от бордюра к бордюру двигается автомобиль <данные изъяты>. Затем автомашину развернуло и автомобиль, ударившись о бордюр, расположенный справа по ходу движения, перевернулся на крышу. Она вызвала скорую помощь. Прохожие в это время стали оказывать помощь пострадавшим.

Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что она была ранее знакома с ФИО2. С Панфиловым Д.Н. она знакома непродолжительное время. ДД.ММ.ГГГГ она с ФИО2 решили покататься с Панфиловым Д.Н. на машине. ФИО2 сидела на переднем пассажирском сидении, а она - на заднем. Все были не пристегнуты и, о необходимости пристегнуться Панфилов Д.Н. не говорил. Около 18 часов 25 минут они ехали по улице <адрес>, и возле музыкального училища, где находится затяжной поворот направо, машину начало заносить. Скорость была высокой и она поняла, что в поворот они не войдут. Как автомашина столкнулась с бордюрным камнем и перевернулась, она не помнит. Пришла в сознание, когда лежала на газоне рядом с машиной.

Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что он, ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 25 минут находился дома и в окно своей квартиры видел, как по улице <адрес> со стороны улицы <адрес> в сторону улицы <адрес> движется автомобиль <данные изъяты> белого цвета. Других автомобилей на дороге не было. Автомобиль двигался с заносом влево, почти левым боком. При этом автомобиль смещался по дороге вправо к заезду на прилегающую территорию к дому по улице <адрес>. Ударившись о бордюр, автомобиль перевернулся на крышу. Тут же к автомобилю подбежали прохожие и стали оказывать помощь пострадавшим.

В ходе судебного следствия изучены материалы уголовного дела, предложенные стороной обвинения:

  • протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, графическая таблица к нему и схема к протоколу осмотра места происшествия (л. д. ), в ходе которого установлены дорожные и метеорологические условия на момент осмотра: ясная погода, светлое время суток; естественное освещение, температура воздуха +5 градусов по Цельсию. Проезжая часть имеет сухое асфальтированное покрытие без видимых выбоин и неровностей. Справа и слева проезжая часть ограничена бордюрным камнем, высотой 0,2 метра. Профиль дороги горизонтальный. Движение на осматриваемом участке проезжей части одностороннее. На проезжей части имеются парные параллельные зигзагообразные следы шин автомобиля, которые меняют направление вправо-влево до края въезда на прилегающую территорию, ограниченную бордюрным камнем, за которым на крыше лежит автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>. Кузов автомобиля имеет многочисленные механические повреждения. Правая сторона автомобиля в районе правой средней стойки кузова упирается в стойку дорожных знаков 2.4 и 5.7.1, установленную на правой обочине дороги. На правом заднем колесе автомобиля установлена шина <данные изъяты>, размерности <данные изъяты>, на остальных колесах установлены шины <данные изъяты>, размерности <данные изъяты>. У шины <данные изъяты> рисунок протектора направленный, у шин <данные изъяты> рисунок протектора асимметричный. Селектор автоматической коробки передач автомобиля <данные изъяты> находится в положении «D». Рычаги подвески левого заднего колеса автомобиля <данные изъяты> погнуты. Все четыре шины автомобиля накачаны. Шины не ошипованы. Рядом с автомашиной обнаружен труп девушки с телесными повреждениями. В ходе осмотра изъят автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>;
  • протокол осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. ), в ходе которого осмотрен автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> и установлена исправность рулевого управления и тормозной системы;
  • протокол осмотра предмета (л.д. ) и фото-таблица к нему (л.д. ), в ходе которого повторно осмотрен автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, установлены повреждения и установка на заднем правом колесе, отличной от других шин покрышки;
  • акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. ), согласно которого Панфилов Д.Н. находился в трезвом состоянии;
  • копия водительского удостоверения на имя Панфилова Д.Н., выданное ДД.ММ.ГГГГ с открытой категорией «В»; копия свидетельства о регистрации технического средства <данные изъяты> подпадающего под категорию «В», копия технического талона, свидетельствующего о технически исправном состоянии автомобиля (л.д. );
  • заключение судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. ), в выводах которого сказано, что на трупе ФИО2 обнаружены следующие телесные повреждения: многофрагментарно - оскольчатый перелом костей основания черепа (правой и левой височных, основной и затылочной костей), с повреждением твердой мозговой оболочки в правой височной области, размозжение правой височной, правой затылочной долей и миндалин мозжечка, ушибы головного мозга с субарахноидальными кровоизлияниями в правой височной и левой теменных долях, субарахноидальным кровоизлиянием в средней черепной ямке 70 мл, перелом тела нижней челюсти справа и слева, кровоизлияние в мягкие ткани головы, рвано-ушибленные раны на правой ушной раковине и нижней губе, ссадины на лице, шее, грудной клетке и левой верхней конечности. Все телесные повреждения являются прижизненными, возникли непосредственно перед смертью, от ударов о выступающие части салона автомобиля при дорожно-транспортном происшествии ДД.ММ.ГГГГ, относятся к телесным повреждениям, повлекшим за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, находятся в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти.

Стороной защиты доказательств представлено не было.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд признает их достоверными, относимыми и допустимыми, поскольку они нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, получены с соблюдением требований УПК РФ, дополняют друг друга, и являются достаточными для разрешения данного уголовного дела.

В ходе судебного следствия достоверно установлено, что подсудимый, заведомо зная о неисправности транспортного средства, при котором запрещена эксплуатация, явно создавая опасность для движения, стал эксплуатировать данный автомобиль, и пригласил покататься на нем ФИО2 и ФИО3.

Скорость движения автомашины, согласно показаний Панфилова Д.Н., составляла более 70 км/час, при разрешенной - 60 км/час. При затяжном повороте, с учетом неисправности транспортного средства, небольшого водительского стажа подсудимого, он не справился с управлением и допустил опрокидывание автомобиля.

В соответствии с 2.1.2. ПДД РФ водитель обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнем безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Вместе с тем, Панфилов Д.Н. и пассажиры пристегнуты ремнями безопасности не были, что усугубило положение ФИО2 при опрокидывании автомашины.

Таким образом, подсудимый Панфилов Д.Н. нарушил пункты 1.5, 2.1.2, 2.3.1, 10.1 Правил дорожного движения в РФ, которые привели к общественно - опасным последствиям - смерти пострадавшей ФИО2, и состоят в причинно-следственной связь между собой.

Нарушая Правила дорожного движения в РФ, превышая установленную для населенных пунктов скорость, Панфилов Д.Н., заведомо зная, что он двигается на неисправном автомобиле, предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть их.

Нарушений Правил дорожного движения в РФ ФИО2 судом не усматривается.

Таким образом, суд признает виновным Панфилова Д.Н. в инкриминируемом ему деянии и квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 264 УК РФ - как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При определении вида и меры наказания подсудимому Панфилову Д.Н. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, которое в силу ст. 15 УК РФ относится к категории средней тяжести, является преступлением, совершенным по неосторожности, а также, наступившие последствия, личность подсудимого, который ранее не судим, имеет постоянное место жительство и регистрацию на территории г. Сургута, в ПНД г. Сургута на учете не состоит, положительно характеризуется.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого Панфилова Д.Н., в соответствии со ст. 61 УК РФ, суд признает полное признание вины, принесение потерпевшей извинений, раскаяние в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Панфилова Д.Н., в соответствии со ст. 63 УК РФ, суд по делу не находит.

При назначении наказания суд учитывает все обстоятельства совершенного преступления, его последствия, личность подсудимого, его отношение к содеянному и приходит к выводу о назначении Панфилову Д.Н. реального наказания в виде лишения свободы, так как иное наказание, не достигнет цели восстановления социальной справедливости, исправлению подсудимого и предупреждению совершения им новых преступлений.

Каких-либо исключительных обстоятельств, существенно снижающих общественную опасность совершенного преступления, каким-либо образом оправдывающих цели и мотивы совершенного деяния, позволяющих при назначении наказания применить к подсудимому положения ст.ст. 64 и 73 УК РФ, судом не установлено.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 62 УК РФ суд по делу не находит.

Дополнительный вид наказания в виде лишения права управления транспортными средствами является безальтернативным, а поэтому применение данного наказания судом не обсуждается.

Вид исправительного учреждения, с учетом смягчающих наказание обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, в соответствии со ст. 58 УК РФ следует определить - колонию поселение.

Гражданский иск по делу не заявлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296 - 299, 307 - 309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

Признать Панфилова Д.Н. виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде ДВУХ лет лишения свободы, с лишением права управлять транспортными средствами на ДВА года, с отбыванием наказания в колонии поселении.

Меру пресечения Панфилову Д.Н. до прибытия к месту отбывания наказания оставить без изменения в виде подписки о невыезде.

Срок наказания исчислять со дня прибытия осужденного в колонию поселение.

Обязать Панфилова Д.Н. самостоятельно следовать к месту отбывания наказания после получения предписания о направлении к месту отбывания наказания в территориальном органе уголовно- исполнительной системы.

Вещественные доказательства: автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> - оставить у законного владельца.

Оставить право за потерпевшей обращения с исковыми требованиями в гражданском судопроизводстве.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Суд Ханты -Мансийского автономного округа - Югры, в течение ДЕСЯТИ суток со дня провозглашения, путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

В случае подачи кассационного представления, осужденный вправе заявить ходатайство о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, в течение 10 суток со дня его получения.

Председательствующий:                                                                   Люпин Д.А.

Копия верна.

Судья Сургутского городского суда

Люпин Д.А..