№2-1463/2011 Об обязании включения в льготный стаж периодов работы и зачете в трудовой стаж работу в поселках



Дело №2-1463/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе

председательствующего судьи Максименко И.В.,

при секретаре Граммаковой А.М.,

с участием

представителя истца Мурадян А.А.,

представителя ответчика Новиковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Л.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте об обязывании включения в льготный стаж периодов работы и зачете в трудовой стаж работу в поселках,

УСТАНОВИЛ:

Антонова Л.С. неоднократно обращалась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте (далее УПФ в г.Сургуте) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ Антоновой было отказано в назначении пенсии ввиду не достаточности стажа. С данным отказом Антонова Л.С. не согласна, так как из стажа работы в связи с медицинской деятельностью незаконно были исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, так как дородовый и послеродовый отпуска не предусмотрены для исчисления медицинской деятельности за 1 год и три месяца; и не подлежит включению отпуск по уходу за ребенком от полутора до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит обязать включить в льготный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>; обязать засчитать в трудовой стаж работу в поселках в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В судебное заседание истица Антонова Л.С. не явилась, была извещена надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях настаивает в полном объеме. Суд рассматривает дело в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца Мурадян А.А., выступающая на основании нотариально заверенной доверенности, уточнила исковые требования, просит периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> включить в льготный стаж работы, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислить как трудовой стаж в рабочих поселках, дающий право на назначение пенсии лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, как год за год и три месяца.

В судебном заседании представитель УПФ в г.Сургуте Новикова Е.А. с заявленными требованиями согласилась частично, считает, что истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости правомерно, поскольку у Антоновой Л.С. не достаточно стажа лечебной деятельности. Кроме того, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как это отменено законодательно, независимо от того, что отпуск начался до 06.10.1992г. Кроме того, оспариваемые периоды работы Антоновой Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в стаж лечебной деятельности лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, как год за год и три месяца. Просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Изучив письменные документы, находящиеся в материалах дела, заслушав участников процесса, суд считает требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно статьи 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ №173) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При назначении пенсии до 01 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066).

Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» женщине в возрасте 50 лет необходимо наличие 30-летнего стажа лечебной деятельности в соответствие со «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствие с подпунктом 20 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утверждены Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года.

Право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с «Правилами…», приложением к данным «Правилам..» является Перечень структурных подразделений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющим лечебную иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

На основании протокола заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ у Антоновой Л.С. стаж лечебной деятельности в соответствие со Списком на дату подачи заявления составляет <данные изъяты>, вместо необходимых 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. Не включен в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии как год и три месяца период нахождения Антоновой Л.С. в дородовом и послеродовым отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. В связи с чем, Антоновой Л.С. ГУ УПФ РФ в г.Сургуте было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Указанные обоснования были также подтверждены ГУ УПФ РФ в г.Сургуте в письменном отзыве и пояснениями, данными представителем УПФ в г.Сургуте в судебном заседании.

Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать не обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствие с трудовой книжкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Антонова Л.С. ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена в распоряжение главного врача <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена по уходу за ребенком <данные изъяты>.

Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Антонова Л.С. была принята ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена. Согласно указанным в справке № данным Антонова Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпусках по уходу за ребенком до года, до полутора лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Лишь с принятием Закона Российской Федерации №3543-I от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Как установлено, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком имел место 29 декабря 1991 года по 31 января 1994 года, то есть начало до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ по ряду дел, связанных с сохранением социальных прав граждан, после внесения законодателем изменений в условия приобретения прав, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них, до вступления в силу нового правового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования, и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права (Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. №320-О).

Как следует из материалов дела, Антонова Л.С. до внесения изменений в статью 167 КЗоТ РФ совершила юридически значимые действия в виде рождения ребенка и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ и вправе была рассчитывать на включение всего периода своего нахождения в таком отпуске, включительно и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, учитывая, что указанный период у истицы является продолжающимся.

Новое регулирование данного вопроса, введенное законодателем с 6 октября 1992 года, в случае не включения спорных периодов в специальный стаж означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, что ведет к нарушению конституционного принципа равенства и является недопустимым.

Таким образом, УПФ в г.Сургуте, отказав во включении в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за детьми до и после 6 октября 1992 года, нарушил тем самым нормы материального права вследствие их неправильного толкования и применения.

Кроме того, в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, не подлежат включению в специальный стаж, учитываемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости медицинским работникам только периоды обучения на курсах повышения квалификации и переквалификации, нахождения в учебных отпусках, в отпусках без сохранения заработной платы, вынужденных отпусках по инициативе администрации, в отпусках по уходу за детьми (отпуск по уходу за ребенком засчитывается до ДД.ММ.ГГГГ). Как установлено материалами дела, Антонова Л.С. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась не в отпусках по уходу за детьми, а в дородовых и послеродовых больничных листах, что дает истице право на включение данных периодов в льготный стаж работы.

На основании изложенного, требования Антоновой Л.С. об обязывании включения периода нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на дородовых и послеродовых больничных листах и в отпуске по уходу за ребенком начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть и в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, являющийся длящимся и неразрывным периодом нахождения в отпуске по уходу за ребенком как до ДД.ММ.ГГГГ, так и в период и после данного периода, в льготный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержден Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года. Этим же постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствие с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложения, год работы засчитывается в указанный стаж как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) в организациях (структурных подразделениях), осуществляющих лечебную деятельность.

Согласно письму УПФ РФ от 30 сентября 2002 года № МЗ-25-27/8791 «О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения» возникновение права на пенсию за выслугу лет связано с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, что обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников приводящей к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

В силу статьи 10 ФЗ-173 предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, без номера и даты, выданной <данные изъяты> <адрес> Антонова Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает медсестрой полный рабочий день и на полную ставку.

Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Антонова Л.С. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> рабочий день на полную ставку.

В соответствии с пунктом 1 подпункта 11 статьи 28 ФЗ №173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6.09.1991 года, а также постановлениями Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 года и №781 от 29.10.2002 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списках в разделе «Наименование должностей» при условии ее выполнения в учреждениях здравоохранения, названных в разделе «Наименование учреждений» соответствующих Списков.

Как установлено, Антонова Л.С. просит обязать включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как год и три месяца. Однако, как видно из материалов дела УПФ в г.Сургуте указанные периоды работы Антоновой Л.С. включило в стаж лечебной деятельности лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, как год и три месяца.

Таким образом, суд считает, что требования Антоновой Л.С. об обязывании включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж лечебной деятельности лицам, осуществляющим медицинскую деятельность не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Антоновой Л.С. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте включить периоды работы Антоновой Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью как один год три месяца.

В требованиях Антоновой Л.С. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте об обязывании включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи жалобы через Сургутский городской суд.

Судья Максименко И.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200