№2-1806/2011 О возмещении ущерба, причиненного лесам и лесным насаждениям, о запрещении незаконного лесопользования



Гражданское дело № 2-1806/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Бочневич Н.Б.,

при секретаре Швыревой А.Г.,

с участием прокурора Альшевского М.Ю., представителя третьего лица Сургутского отдела Природнадзора Югры Шрейдер О.А., представителя ООО "Сургут перевалка" Борисова А.А., ООО "Газстрой" Караченцева И.Н., представителя ООО "ЮГРА-Автодор" Ахмадеевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой", ООО "ЮГРА-Автодор" о возмещении ущерба, причиненного лесам и лесным насаждениям, и о запрещении незаконного лесопользования,

у с т а н о в и л:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой", ООО "ЮГРА-Автодор" о возмещении ущерба, причиненного лесам и лесным насаждениям, и о запрещении незаконного лесопользования, мотивируя свои исковые требования тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства на территории Сургутского района ХМАО-Югры. Проверкой выявлены грубые нарушения лесного и градостроительного законодательства, допущенные при строительстве (реконструкции) объекта: "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" на арендованных земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных в юго-восточном направлении от Сургутского завода стабилизации конденсата ООО "Газпром переработка" в Сургутском районе ХМАО-Югры и прилегающей территории. Строительство (реконструкцию) вышеуказанного объекта в соответствии с договором строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляет ООО "Сургут перевалка" (заказчик) с привлечением ООО "Газстрой" (генподрядчик). В свою очередь ООО "Газстрой" к проведению работ по строительству (реконструкции) вышеуказанного объекта в соответствии с договором строительного подряда № от ДД.ММ.ГГГГ привлечено ООО "ЮГРА-АвтоДор" (субподрядчик). Заведомо зная, что при реконструкции объекта: "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" демонтаж выведенного из эксплуатации блокировочного трубопровода светлых и темных нефтепродуктов будет проводиться с использованием лесных участков, на которые правоустанавливающие документы отсутствуют, ООО "Сургут перевалка" не приняты все необходимые меры для получения данных документов в Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры. Несмотря на это, генеральным директором ООО "Сургут перевалка" издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о начале демонтажа, выведенного из эксплуатации блокировочного трубопровода светлых и темных нефтепродуктов протяженностью <данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> в Сургутском районе ХМАО-Югры. Кроме того, в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса РФ ООО "Сургут перевалка" как заказчиком работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" своевременно не предприняты меры по получению в администрации Сургутского района разрешения на строительство (реконструкцию) данного объекта. Во исполнение вышеуказанного приказа ООО "Газстрой" и ООО "ЮГРА-АвтоДор", заведомо зная об отсутствии у ООО "Сургут перевалка" как заказчика работ разрешительных документов на строительство (реконструкцию) вышеуказанного объекта капитального строительства, приступило к выполнению работ по демонтажу выведенного из эксплуатации блокировочного трубопровода светлых и темных нефтепродуктов, а ООО "ЮГРА-АвтоДор" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически проведены работы по расчистке территории вблизи трубопровода от лесной растительности и землеройные работы с применением тяжелой гусеничной и автомобильной техники, при этом была самовольно снята и уничтожена лесная почва. При проведении указанных работ ООО "ЮГРА-АвтоДор" допущен выход за границы арендованного под трубопровод земельного участка, в отсутствие разрешительных документов, заняты и использованы лесные участки общей площадью <данные изъяты> расположенные в выделах 69,72 квартале 397 Сургутского участкового лесничества в Сургутском районе ХМАО-Югры. Основаниями для использования лесов, рубок лесных насаждений в соответствии со ст.ст. 9,26,45, ч.1 ст. 88 Лесного кодекса РФ, ст.22, ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ в целях осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов являются договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация. В ст. 16 Лесного кодекса РФ указано, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания, а порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Согласно п. 22 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г., заготовка древесины допускается только при наличии специального разрешения. При этом никакие документы, а также устные распоряжения должностных лиц не могут служить основанием для рубки древесных и кустарниковых пород. Проведенной проверкой установлено, что, вопреки указанным требованиям закона, ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой" и ООО "ЮГРА - АвтоДор" в отсутствие разрешительных документов в выделах 69,72 квартала № Сургутского участкового лесничества в Сургутском районе ХМАО-Югры при проведении подготовительных работ по демонтажу блокировочного трубопровода светлых и темных нефтепродуктов при расчистке лесных участков с использованием бульдозерной и экскаваторной техники уничтожены лесные почвы на площади <данные изъяты>, осуществлена незаконная рубка лесных насаждений породы сосна и береза, уничтожен подрост сосны, а также допущено самовольное использование лесов на общей площади <данные изъяты> под обустройство подъездных путей, мест для размещения демонтированных металлоконструкций, обустройства и планировки площадки для складирования песка, а также снятии напочвенного покрова. На основании ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ. В соответствии с расчетом специалистов Сургутского отдела Природнадзора Югры и территориального отдела - Сургутское лесничество Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, произведенного на основании такс и методик утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", ущерб лесному фонду в результате незаконных действий ответчиков по незаконной рубке деревьев, уничтожению подроста и лесных почв, а также самовольного использования лесов составил <данные изъяты>, который ответчиками не оплачен. При этом, ущерб вследствие незаконной рубки деревьев породы сосна и береза и уничтожения подроста сосны составил <данные изъяты>, самовольного снятии (уничтожения) лесных почв <данные изъяты>, самовольного использования лесов <данные изъяты>. Самовольное занятие и использование лесного участка может привести к негативным воздействиям на окружающую среду в результате эксплуатации строений и сооружений, возведенных и эксплуатируемых без соответствующих разрешений. Кроме того, поскольку лесной участок занят самовольно, это препятствует законному использованию земель как природного ресурса. Просит суд запретить ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой" и ООО "ЮГРА-АвтоДор" использование лесов в выделах 69,72 квартала 397 Сургутского участкового лесничества в Сургутском районе ХМАО-Югры в отсутствии договора аренды лесных участков, проекта освоения лесов и лесной декларации, а также запретить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" в отсутствии разрешения на строительство (реконструкцию), предусмотренного ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Взыскать с ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой" и ООО "ЮГРА-АвтоДор" солидарно ущерб в сумме <данные изъяты>, причиненный лесам и лесным насаждениям.

В судебном заседании прокурор настаивает на исковых требованиях в полном объеме, суду пояснил, что рубка лесных насаждений и уничтожение напочвенного покрова осуществлялись в отсутствие каких-либо разрешительных документов. Трубопровод, демонтаж которого производился в 2010-2011 г. в эксплуатации не находился, к дальнейшей эксплуатации не планировался. В то время как охранная зона трубопроводов устанавливается для обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводов, предотвращение возможных аварийных ситуаций при их эксплуатации. Данный трубопровод в реестре опасных производственных объектов не состоял и декларация промышленной безопасности на него не составлялась. Охранная зона для указанного объекта не установлена. Правила эксплуатации магистральных трубопроводов на него не распространяются. Указанный трубопровод является технологическим. Прошу суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд иск удовлетворить.

Представитель ООО "Сургут перевалка" исковые требования не признал, суду пояснил, что акты осмотра, составленные сотрудниками природоохранной прокуратуры являются ненадлежащим доказательством, т.к. понятые и представители юридических лиц отсутствовали. По приобщенной фототаблице не возможно установить где проводилась съемка. Копии актов сторонам не вручались. Доводы истца о причинении вреда не подтверждены. Ответчик осуществлял очистку территории в охранных целях. Уведомление о рубке отправлено ДД.ММ.ГГГГ Просит суд в удовлетоврен6ии иска отказать.

Представитель ООО "Газстрой" исковые требования не признал, суду пояснил, что на объекте действительно проводились демонтажные работы, которые не являются строительными работами, поэтому получение разрешения не требуется. Под данный блокировочный трубопровод выделен земельный участок на основании договора аренды. Данный объект был приобретен ООО "Сургут перевалка" по договору купли-продажи без документов. При обследовании было принято решение о демонтаже. На данный трубопровод распространяются Правила охраны магистральных трубопроводов. Законодательством- ст. 24 ЛК РФ и п.4 ст. 45 ЛК предусматривается использование лесных участков без предоставления лесных участков. Слой плодородной почвы был снят, торф передан ООО "ЮГРА-АвтоДором" на хранение. Была проведена зачистка охранной зоны в целях противопожарной безопасности, только после этого был произведен демонтаж. Поскольку, договор аренды заключен на указанный лесной участок, где производились работы, ущерб не нанесен. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель ООО "ЮГРА-АвтоДор" исковые требования не признала, суду пояснила, что в данном случае производство по делу подлежит прекращению, поскольку данный спор подведомственен Арбитражному Суду. Кроме того, считает, что акты осмотра, составленные сотрудниками природоохранной прокуратуры, являются ненадлежащим доказательством. С ДД.ММ.ГГГГ работы прекращены. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1, ст. 2 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом земля, растительный мир, недра - это компоненты природной среды, обеспечивающие в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В свою очередь, охрана окружающей среды - это деятельность юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

На основании ст.4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ в состав земель Российской Федерации входят земли лесного фонда.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и непокрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

На основании ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 13 ст. 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Основаниями для использования лесов, рубок лесных насаждений в соответствии со ст.ст. 9,26,45, ч.1 ст. 88 Лесного кодекса РФ, ст.22, ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ в целях осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов являются договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация.

В соответствии с ч.1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.

В ст. 16 Лесного кодекса РФ указано, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания, а порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Согласно п. 22 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г., заготовка древесины допускается только при наличии специального разрешения. При этом никакие документы, а также устные распоряжения должностных лиц не могут служить основанием для рубки древесных и кустарниковых пород.

Как установлено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Сургутского района и ООО "ГЭС Сургут перевалка" заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Администрация Сургутского района сдает, а ООО "ГЭС Сургут перевалка" принимает в аренду участки земли общей площадью 48,594 га категория земель- земли промышленности, расположенные по адресу: ХМАО-Югра (Тюменская область), Сургутский район, Западно-Сибирское месторождение под объекты, в том числе: нефтебазу Сургутский район (кадастровый номер земельного участка №); под сооружение: блокировочный трубопровод светлых и темных нефтепроводов (кадастровый номер №). Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к указанному договору внесены изменения в преамбулу -стороной является ООО "Сургут перевалка" (л.д. 54-61).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Сургут перевалка" (заказчик) и ООО "Газстрой" (генподрядчик) заключен договор строительного подряда №, по условиям которого, Генподрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций по заданию Заказчика все виды строительных, монтажных, специальных строительных работ, пусконаладочных работ, осуществить инструктаж персонала Заказчика, поставок и услуг, устранение дефектов, возникших в гарантийный срок (далее- "работы") на объекте "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в ж/д транспорт", расположенный по адресу: ХМАО-Югры (Тюменская область), Сургутский район, Западно-Сибирское месторождение в границах, указанных в кадастровых паспортах кадастровыми номерами земельных участков №, в соответствии с проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами (СНиП), ведомственными строительными нормами (ВСН) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору строительного подряда № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п. 1.1. договора: Генподрядчик, обязуется в установленный Договором срок выполнить собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций по заданию заказчика следующие виды работ: демонтажные, строительные, монтажные, специальные строительные; пусконаладочные работы, осуществить инструктаж персонала Заказчика и т.д. (л.д. 66-78).

При этом, календарным планом производства работ на сентябрь 2010 г.- сентябрь 2012 г. (являющегося Приложением к договору- п. 1.4 договора) предусмотрены работы по демонтажу трубопроводов (сентябрь 2010 г.- февраль 2011 г.) и мероприятия по зачистке охранной зоны объекта (сентябрь 2010 г.- апрель 2011 г.) (л.д. 79-81).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Газстрой" (Генподрядчик) и ООО "ЮГРА-АвтоДор" (Субподрядчик) заключен договор строительного подряда №. Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что по настоящему договору Генподрядчик поручает Субподрядчику, а Субподрядчик обязуется выполнить на объекте: "Сургутская НФБ", расположенной по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Промзона, Нефтебаза ОАО "Сургутнефтепродукт", работы, включающие в себя: в том числе: 1.1.3 зачистка территории в охранной зоне (л.д. 106-115).

Работы по разработке грунта, зачистке охранной зоны, снятие и хранение грунта (торфа) были приняты ООО "Сургут перевалка" у ООО "Газстрой", что подтверждается актами о приемке выполненных работ за январь 2011 г. (л.д.86-89).

ООО "Газстрой" в свою очередь принял указанные работы у ООО "ЮГРА-АвтоДор", что подтверждается актами о приемке выполненных работ за декабрь 2010 г. (л.д. 116-122).

Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным Государственным инспектором Сургутского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры по требованию Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокуратуры территории, расположенной по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, район промышленной базы ООО "ГазпромГазЭнергосеть", установлено, что на данной территории проведена зачистка охранной зоны трубопроводов. В процессе зачистки охранной зоны производится вырубка хвойных деревьев породы сосна и лиственных кустарников. Работы по зачистке производятся подрядной организацией ООО "ЮГРА-АвтоДор".

Актом осмотра Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в выделах 69 и 72 квартала 397 Сургутского участкового лесничества произведены рубка деревьев, уничтожение подроста, частичная отсыпка песком лесных почв, а также снятие плодородного слоя лесных почв с использованием тяжелой гусеничной техники. С применением измерительных приборов участвующими в осмотре специалистами произведены замеры площади рубки деревьев, а также самовольного использования лесов. По результатам измерений в выделе 69 на площади <данные изъяты>, а также в выделе 72 на площади <данные изъяты> произведена рубка лесных насаждений породы береза и сосна, а также уничтожение подроста сосны (в выделе 72). Кроме того, на участке общей площадью <данные изъяты> допущено самовольное использование лесов, в отсутствие правоустанавливающих документов на лесные участки. На данной площади произведена зачистка от порубочных остатков, имеются мелкие фрагменты древесины породы сосна и береза, спиленные деревья на момент осмотра на участке отсутствуют. Предметом осмотра являлась территория нефтебазы, принадлежащая ООО "Сургут перевалка", расположенная на территории Западно-Сургутского месторождения нефти, в юго-восточном направлении от Сургутского завода стабилизации конденсата ООО "Газпром переработка" и прилегающая территория (лесные участки в выделах 69, 72 квартала 397 Сургутского участкового лесничества). (л.д. 20-23).

Актом осмотра Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт уничтожения почв на площади <данные изъяты> в квартале 397 выделы 69, 72 Сургутского участкового лесничества (л.д. 34-43).

Таким образом, грубые нарушения лесного и градостроительного законодательства, допущенные при строительстве (реконструкции) объекта: "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" на арендованных земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных в юго-восточном направлении от Сургутского завода стабилизации конденсата ООО "Газпром переработка" в Сургутском районе ХМАО-Югры и прилегающей территории нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Доводы ответчиков о том, что данные акты являются недопустимыми доказательствами по делу, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Осмотры и обследование, зафиксированные актами, проводились в рамках соответствующей прокурорской проверки. К проведению обследования участков лесного фонда согласно ст.22 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокуратурой привлечены специалисты уполномоченных государственных органов, в том числе, Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (Природнадзора Югры), Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры. Действующее законодательство не устанавливает требований, к актам осмотра, актам обследования, проводимым в рамках прокурорской проверки, в том числе, по привлечению к осмотрам понятых, а также представителей какого-либо юридического лица.

Доводы ответчиков о том, что рубка деревьев и снятие напочвенного покрова производились с целью обеспечения безопасной эксплуатации блокировочного трубопровода светлых и темных нефтепродуктов, а также обеспечения пожарной безопасности в лесах, в границах его охранной зоны, которая составляет 100 метров от оси объекта с каждой стороны, поэтому проводить это возможно без оформления каких-либо документов, суд также считает необоснованными.

Как пояснили сами представители ответчиков, велись подготовительные работы и демонтаж существующего объекта (трубопровода) при строительстве нового объекта: "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт".

Ни в 2010, ни в 2011 году блокировочный трубопровод светлых и темных нефтепродуктов, расположенный на земельном участке с кадастровым номерам № ООО "Сургут перевалка", либо иной организацией не эксплуатировался. Акты ввода указанного объекта в эксплуатацию в материалах дела отсутствуют.

Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью генерального директора ООО "Сургут перевалка" в октябре 2010 года указанной организацией с привлечением подрядных организаций ООО "Газстрой" и ООО "ЮГРА - АвтоДор" начат демонтаж, выведенного из эксплуатации трубопровода светлых и темных нефтепродуктов, а не расчистка охранной зоны указанного объекта для безопасной эксплуатации трубопровода.

Все работы по расчистке лесной растительности, а также уничтожению напочвенного покрова выполнялись в рамках исполнения договора строительного подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО "Сургут перевалка" и ООО "Газстрой" на строительство объекта: "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт".

Указанное подтверждается как утвержденным ответчиками планом на производство строительных работ (предусматривающий демонтаж существующего трубопровода), графиком финансирования работ на объекте, актами выполненных работ, объяснениями данными представителями подрядных организаций в прокуратуре.

Охранные зоны магистральных трубопроводов устанавливаются для объектов находящихся в эксплуатации, что прямо закреплено в п.4.1 "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992г. № 9.

В материалах дела отсутствует проектная документация на указанный нефтепровод, паспорт объекта, декларация промышленной безопасности, сведения о коррозионной стойкости примененных материалов, сведения о числе порывов, результаты диагностики технического состояния объекта, экспертиза промышленной безопасности; не произведен расчет остаточного ресурса эксплуатации объекта, в реестре опасных производственных объектов разрешенных к эксплуатации данный объект также отсутствует.

На основании п. 1, п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.03.2001г. №241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" принятие решения о безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса) на территории РФ осуществляется на основании заключения экспертизы промышленной безопасности.

В силу ст. 14 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Таким образом, ООО "Сургут перевалка" не проводило должный анализ риска эксплуатации трубопровода, не оценивало возможность аварии на опасном производственном объекте и возможность его эксплуатации в целом.

При этом, в силу п.7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 05.02.2010г. № 28 использование лесов в охранных зонах трубопроводов без предоставления лесных участков разрешается только в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации трубопроводов.

Учитывая, что эксплуатация объекта не планировалась, необходимости в рубке лесных насаждений в охранной зоне трубопровода не имелось.

Кроме того, действующее законодательство, даже в случае использования лесов без предоставления лесных участков, не дает оснований самовольно и безвозмездно осуществлять лесопользование.

Так, в соответствии с ч.5 ст.45 Лесного кодекса РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти.

Согласно п. 10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 05.02.2010г. № 28 при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка.

Рубка деревьев и лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов допускается только после уведомления органов государственной власти, уполномоченных в области лесных отношений о сроках, площади вырубки, объеме, породном составе вырубаемой древесины, о месте осуществления рубки (п.7 указанных Правил).

В материалах дела отсутствует уведомление органов государственной власти, уполномоченных в области лесных отношений о сроках, площади вырубки, объеме, породном составе вырубаемой древесины, о месте осуществления рубки.

В силу п. 8 указанных Правил, после выполнения работ по рубке деревьев, организации, эксплуатирующие линейные объекты, должны привести земельные угодья в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также возместить ущерб, нанесенный при проведении работ, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Кроме того, рубка лесных насаждений, а также уничтожение напочвенного покрова осуществлены на лесном участке не входящем в состав охранной зоны какого-либо трубопровода. При этом, ссылка ответчика на "Правила охраны магистральных трубопроводов" не состоятельна.

Так, в силу п.1 "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992г. № 9, указанный правовой акт регулирует правоотношения связанные с эксплуатацией магистральных трубопроводов.

Довод о том, что п. 1.2 указанных Правил закреплено, что они распространяют свое действие на все трубопроводы, которые используются для перевалки нефтепродуктов и газа на другой вид транспорта, не соответствует действительности. Указанной императивной нормы данный пункт Правил не содержит.

В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на указанный объект не отражено, что объектом права ООО "Сургут перевалка" является магистральный трубопровод.

Указанный объект, как магистральный трубопровод не зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов (ст.2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

Трубопроводы, на которые распространяется действие "Правил охраны магистральных трубопроводов", относятся к объектам повышенной опасности. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. В тоже время указанный выше трубопровод в эксплуатации не находился (п.2.1 Правил); на районной карте землепользования не нанесены материалы фактического положения указанного выше трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций. Следовательно, охранная зона указанного объекта не определялась (п. 1.4 Правил).

В соответствии со ст.83, 96 Лесного кодекса РФ, Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (Природнад-зор Югры), утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 06.09.2010г. №177, исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному контролю и надзору в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) является Природнадзор Югры.

В п.5.9 вышеуказанного Положения указано, что Природнадзор Югры определяет размеры вреда окружающей среде и предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в установленной сфере деятельности.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (часть 1). Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Согласно п. 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение №3 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273) в соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

В ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что окружающая среда, природная среда (природа) - это совокупность компонентов природной среды. Ими являются земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир.

Таким образом, возмещения вреда, причиненного лесам и лесным насаждениям, относящимся к компонентам природной среды, является возмещением вреда, причиненного природной среде.

В соответствии с расчетом специалистов Сургутского отдела Природнадзора Югры и территориального отдела - Сургутское лесничество Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, произведенного на основании такс и методик утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", ущерб лесному фонду в результате незаконных действий ответчиков по незаконной рубке деревьев, уничтожению подроста и лесных почв, а также самовольного использования лесов составил <данные изъяты>, который ответчиками не оплачен. При этом, ущерб вследствие незаконной рубки деревьев породы сосна и береза и уничтожения подроста сосны составил <данные изъяты>, самовольного снятии (уничтожения) лесных почв <данные изъяты>, самовольного использования лесов <данные изъяты>.

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При этом, вред подлежит возмещению при наличии совокупности следующих условий: наличие ущерба, виновное и противоправное поведение причинителя вреда и причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и ущербом.

Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В силу ст. 16 Лесного Кодекса РФ, рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

При этом, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. N 700), или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Поскольку договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключен после фактической вырубки деревьев, уничтожению подроста и лесных почв, а также самовольного использования лесов, что подтверждено актами о приемке выполненных работ, требования о возмещении ущерба подлежат удовлетворению.

Непосредственные работы по рубке деревьев, уничтожению подроста и лесных почв, а также самовольного использования лесов проводились ООО "ЮГРА-АвтоДор", что подтверждается договором строительного подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, актами о приемке выполненных работ, пояснениями ответчиков, объяснениями представителей Общества, приобщенными к материалам дела.

Как указано в части 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

ООО "ЮГРА-АвтоДор" не представило суду доказательств отсутствия его вины.

Доказательств того, что непосредственные работы по рубке деревьев, уничтожению подроста и лесных почв, а также самовольного использования лесов производились иной организацией, суду не представлены.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ущерб за лесонарушение подлежит взысканию с ООО "ЮГРА-АвтоДор", как с непосредственного причинителя вреда, действующего в отсутствие разрешительных документов на лесопользование, что является противозаконным.

Противоправными действиями ООО "ЮГРА-АвтоДор" причинен ущерб лесному фонду в сумме <данные изъяты>.

Сумму ущерба суд считает обоснованной, проведенной на основании соответствующей методики утвержденной постановлением Правительства РФ и документально ответчиками не опровергнутой.

В силу п. 4 ч.1 ст. 46 БК РФ, за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, - в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

На основании ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Согласно требований ст. 1 Лесного кодекса РФ основными принципами лесного законодательства являются обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде, платность использования лесов.

В ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями и дополнениями) указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра, поверхностные и подземне воды, леса и иная растительность.

В статье 5 Лесного кодекса РФ закреплено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Таким образом, осуществление незаконной рубки деревьев, незаконное лесопользование влечет возможность бесконтрольного, нерационального использования лесов, и как следствие, угрозу возникновения негативных последствий для земель лесного фонда и ведет к явному изменению природной среды (нарушению охраны окружающей среды).

В соответствии со ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды алогической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Требование истца о запрете ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой" и ООО "ЮГРА-АвтоДор" использование лесов в выделах 69,72 квартала 397 Сургутского участкового лесничества в Сургутском районе ХМАО-Югры в отсутствии договора аренды лесных участков, проекта освоения лесов и лесной декларации, а также запретить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" в отсутствии разрешения на строительство (реконструкцию), предусмотренного ст.51 Градостроительного кодекса РФ, суд считает подлежащим удовлетворению частично.

Суд считает необходимым возложить запрет использование лесов в отсутствие лесной декларации на ОАО "Сургут перевалка", поскольку, строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" производилось по заданию и в интересах данной организации, которой планируется дальнейшая эксплуатация данного объекта.

Согласно ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику.

Поскольку судом установлено, что ОАО "Сургут перевалка" приступило к строительству (реконструкции) объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" без лесной декларации, использование лесов в отсутствие разрешительных документов незаконно и подлежит запрету.

Деятельность других ответчиков на данном объекте на момент рассмотрения дела прекращена, что свидетельствует из пояснения сторонами.

Доводы представителя ООО "ЮГРА-АвтоДор" о том, что данное дело подлежит прекращению, поскольку оно подведомственно Арбитражному суду, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В статье 1 Лесного кодекса РФ закреплено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе использование лесов с учетом их глобального экологического значения, сохранение функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - это деятельность юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" зафиксированы основные принципы охраны окружающей среды. Одним из указанных принципов является презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также допустимости воздействия на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Установлено, что в нарушение всех основополагающих принципов охраны окружающей среды вследствие незаконной рубки лесных насаждений, уничтожении лесных почв и самовольного занятия лесных участков незаконно причинен вред экологической системе, бесконтрольно нерационально используются природные ресурсы.

Согласно ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Как следствие, в силу закона, возмещенный за незаконное уничтожение напочвенного покрова и лесных насаждений вред, будет направлен на восстановление окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В статье 22 ГГЖ РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений, в том числе с участием юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 27 АПК РФ Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основным критерием отнесения спора к подведомственности арбитражного суда, помимо субъектного состава является экономический характер спорного правоотношения, а не само участие юридического лица в спорном правоотношении.

Деятельность юридического лица с нарушением природоохранного законодательства, создающим угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека, никоим образом не может касаться экономических правоотношений и стоит гораздо выше экономических споров, поскольку нарушает гарантированные Конституцией РФ (ст. 42) права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным требования.

С ООО "ЮГРА-АвтоДор" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>, с ОАО "Сургут перевалка" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> (требование неимущественного характера).

На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой", ООО "ЮГРА-Автодор" о возмещении ущерба, причиненного лесам и лесным насаждениям, и о запрещении незаконного лесопользования удовлетворить частично.

Запретить ООО "Сургут перевалка" использование лесов в выделах 69, 72 квартала 397 Сургутского участкового лесничества в Сургутском районе ХМАО-Югры в отсутствии лесной декларации, а также запретить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства "Комплекс перевалки 2,5 млн. тонн в год стабильного газового конденсата Сургутского ЗСК в железнодорожный транспорт" в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), предусмотренного ст. 51 Градостроительного Кодекса.

Взыскать с ООО "ЮГРА-Автодор" ущерб в сумме <данные изъяты>, причиненный лесам и лесным насаждениям в доход федерального бюджета.

Взыскать с ООО "Сургут перевалка" в доход бюджета Муниципального образования г. Сургута государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с ООО "ЮГРА-Автодор" в доход бюджета Муниципального образования г. Сургута государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

В части исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к ООО "Газстрой", ООО "ЮГРА-Автодор" о запрещении незаконного лесопользования отказать.

В части исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к ООО "Сургут перевалка", ООО "Газстрой" о возмещении ущерба отказать.

Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Сургутский городской суд.

СУДЬЯ подпись

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ Н.Б.БОЧНЕВИЧ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200