№2-2533/2011 Об оспаривании решения об отказе в досрочном начислении трудовой пенсии



Дело № 2-2533/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Сургут           01 июня 2011 г.

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в составе:

председательствующего судьи                             Захарова Д.П.

при секретаре судебного заседания Мирошниченко Н.А.

с участием:

представителя истца      Редькина А.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулебякиной Т.И. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры, о признании решения Комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Кулебякиной Т.И. незаконным; обязании Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры включить в трудовой стаж Кулебякиной Т.И. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> , периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначении досрочной пенсию по старости с момента обращения

установил:

Истица Кулебякина Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры о признании решения Комиссии ГУ-УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным; обязании включить в трудовой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> , периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначении досрочной пенсии по старости с момента обращения, по следующим основаниям.

Решением комиссии ГУ-УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тому основанию, что стаж работы по педагогической специальности составляет 21 год 6 месяцев, 4 дня, при необходимом 25-летнем стаже работы, при этом в него не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <адрес>, на том основании, что указанная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы; ДД.ММ.ГГГГ г. - служебная командировка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации.

Истица считает указанное решение ответчика незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости раннее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 Закона закреплено правило, согласно которому исчисление периодов работы (деятельности) и назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, осуществляется в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, должность пионервожатой не включена.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 г., учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 данного Положения указанная работа подлежала включению в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 установлено, что 01 октября 1993 г. на территории РФ постановление Совмина СССР № 1397 не применяется. Однако до принятия Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях» работа в должности старшей пионервожатой давала право на пенсию за выслугу лет.

В последующем постановлении Правительства РФ от 06 сентября 1991 г. № 463 и от 22 сентября 1999 г. № 1067 указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет включена не была.

Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 г. установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в т.ч. стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Таким образом, истица считает, что имеет право на зачет указанного периода работы в должности <данные изъяты> в специальный стаж и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать право истицы.

Истица проработала в должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что подтверждается данными трудовой книжки, и фактически выработала более 2/3 стажа, требуемого для ее назначения.

Истице так же отказано во включении периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 16 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им 3 лет.

Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 г.), период нахождения в отпуске женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в специальный стаж работы по специальности. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, истица считает, что имеет право на зачет указанного периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение и на равные условия реализации ранее приобретенного права, что не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного, ст.ст. 131, 254-256 ГПК РФ, истица просит удовлетворить заявленные требования.

Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Редькин А.Л. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настоял в полном объеме, изложил обстоятельства дела, как это указано в описательной части решения.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что решением комиссии ГУ-УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тому основанию, что стаж работы по педагогической специальности составляет 21 год 6 месяцев, 4 дня, при необходимом 25-летнем стаже работы, при этом в него не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <адрес>, на том основании, что указанная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы; ДД.ММ.ГГГГ г. - служебная командировка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации.

Суд считает указанное решение ответчика незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости раннее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 Закона закреплено правило, согласно которому исчисление периодов работы (деятельности) и назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, осуществляется в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, должность пионервожатой не включена.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 г., учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 данного Положения указанная работа подлежала включению в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 установлено, что 01 октября 1993 г. на территории РФ постановление Совмина СССР № 1397 не применяется. Однако до принятия Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях» работа в должности старшей пионервожатой давала право на пенсию за выслугу лет.

В последующем постановлении Правительства РФ от 06 сентября 1991 г. № 463 и от 22 сентября 1999 г. № 1067 указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет включена не была.

Вместе с там Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 г. установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в т.ч. стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Таким образом, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию ранее, не должно нарушать право истицы.

Истица проработала 2/3 стажа в должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что подтверждается данными трудовой книжки, и фактически выработала более 2/3 стажа, требуемого для ее назначения.

Истице так же отказано во включении периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

До введения в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 16 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им 3 лет.

Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 г.), период нахождения в отпуске женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в специальный стаж работы по специальности. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, истица имеет право на зачет в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> <адрес>.

Отпуска по уходу за ребенком в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку предоставлялись после ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что истица на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии имела двадцатипятилетний трудовой стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, требование о назначении досрочной трудовой пенсии со дня обращения за нею подлежит удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд                                                               

решил:

Исковые требования Кулебякиной Т.И. удовлетворить частично.

Признать решение Комиссии Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Кулебякиной Т.И. незаконным;

обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры включить в трудовой стаж Кулебякиной Т.И. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> , период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в должности <данные изъяты> <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры назначить Кулебякиной Т.И. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ

Отказать Кулебякиной Т.И. в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированной части решения в суд <адрес> - Югры, подачей кассационной жалобы через Сургутский городской суд.

Судья:                      Захаров Д.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200