Дело № 2-2534/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Сургут 15 июня 2011 г. Сургутский городской суд Ханты-мансийского автономного округа - Югры, в составе: председательствующего судьи Захарова Д.П. при секретаре судебного заседания Мирошниченко Н.А. с участием: представителя истца Лисняк А.М. представителя ответчика Марковой Ю.В. представителя ответчика Хижняк О.Н. представителя ответчика Ерофеевой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сургутского района ХМАО-Югры об обязании Администрации Сургутского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории городского поселения <адрес> дошкольные образовательные учреждения на 600 мест установил: Истец прокурор Сургутского района обратился в суд с вышеуказанным иском по следующим основаниям. Прокуратурой Сургутского района проведена проверка исполнения требований законодательства о доступности дошкольного образования на территории <адрес>. Статьей 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. (с последними изменениями и дополнениями) каждому гарантируется право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями) (далее по тексту закон №131-Ф3) организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения. Аналогичные нормы содержатся в п.2 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., п.2 ч.1 ст. 37 Устава Сургутского района (принят Думой Сургутского района от 1 7.06.2005 года № 325). На основании п. 12 ч.1 ст.9 Устава Сургутского района к вопросам местного значения муниципального района относится, в том чйсле организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В силу ч. 1 ст. 32 Устава, администрация Сургутского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, установленными ч.1 ст. 17 Закона №131-Ф3, а именно органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ. Несмотря на предоставленные органам местного самоуправления полномочия, организация общедоступного бесплатного дошкольного образования в <адрес> не соответствует социальным требованиям и количеству детей, имеющих право на дошкольное образование, о чем свидетельствуют следующие данные. На территории Сургутского района осуществляют свою деятельность 36 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, из них 8 в <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди для поступления в детские сады <адрес> состоит <данные изъяты>, в том числе от рождения до <данные изъяты> Таким образом, по достижении <данные изъяты> не могут воспользоваться правом на доступное дошкольное образование. Фактическая численность детей в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> составляет <данные изъяты> В некоторых дошкольных образовательных учреждениях <адрес> имеет место превышение предельной численности детей, предусмотренной лицензиями детских садов. По расчетам департамента образования администрации Сургутского района в настоящее время необходимое число мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> составляет 600 мест. Указанное положение длительное время нарушает права детей на доступность дошкольного образования и является предпосылкой для злоупотребления должностными лицами своими полномочиями в данной сфере при устройстве детей в детские сады. Одной из причин нарушения прав детей на доступное дошкольное образование следует считать недостаточные меры, принимаемые администрацией Сургутского района для решения данного вопроса. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе детей, которые не могут реализовать свое право на доступное дошкольное образование в настоящее время, а так же детей, у которых в будущем возникнет право на доступное дошкольное образование. В данном случае прокурор, обращаясь в суд, защищает нарушенные права значительного числа граждан по обстоятельствам, которые приобрели особое общественное значение. Восстановление нарушенных прав не возможно путем предъявления родителями единичных требований в защиту прав своего ребенка. Устранить такие нарушения возможно лишь при предоставленных прокурору полномочиях по защите общезначимых интересов, в том числе, интересов несовершеннолетних, состоящих на очереди для поступления в дошкольные общеобразовательные учреждения. На основании изложенного, ст.ст. 22, 45 ГПК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» истец просит удовлетворить заявленные требования. Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настояла в полном объеме, изложила обстоятельства дела, как это указано в описательной части решения. Суду пояснила, что истцу все равно, будут строиться новые детские сады, или ответчик иным образом увеличит количество мест в детских садах; истец, для понятия смысла слова «организовать» рекомендует ответчику обратиться к словарю Ожегова-Даля, где дано понятие данного слова. Представители ответчика возражают против исковых требований, считают их необоснованными, не подлежащими удовлетворению, т.к. истцом не определен предмет спора, непонятно, какие именно действия ответчику необходимо осуществить, фактически заявленное требование невозможно исполнить. Истцом не представлены доказательства, что ответчик не в полной мере исполняет полномочия по организации дошкольного образования. Не проведен качественный анализ действительной нуждаемости детей стоящих в очереди на получение места в детских садах <адрес>, и одновременно пользующихся услугами групп кратковременного пребывания, пользующихся услугами частных детских садов, получающих дошкольное образование в иных других формах. Кроме того, на территории поселения отсутствуют строения, ранее являвшимися детскими садами и перепрофилированными для иных нужд. Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования прокурора Сургутского района не подлежащими удовлетворению полностью, по следующим основаниям. Прокурор Сургутского района обратился в суд с заявлением к Администрации Сургутского района об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории г.п. <адрес> дошкольные образовательные учреждения на количество мест, обеспечивающее ликвидацию нуждаемости населения <адрес> в дошкольных образовательных учреждениях. Впоследствии истцом были уточнены исковые требования, просит обязать Администрацию Сургутского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории г.п. <адрес> дошкольные образовательные учреждения на 600 мест. Судом неоднократно предлагалось истцу уточнить исковые требования, что истцом сделано не было. Так, истцом не определен предмет спора, поскольку непонятно, какие именно действия необходимо осуществить ответчику. Ссылку истца на обращение к словарю Ожегова-Даля суд считает несостоятельной, поскольку по смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, исковые требования должны быть сформулированы предельно четко и ясно, и указано, в чем выражается нарушение прав и каким образом истец просит восстановить нарушенное право. В соответствии со ст. 10 и ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 10 и ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Как правило, дети от 0 до 3 лет получают семейное воспитание, и менее детей других возрастов нуждаются в предоставлении мест в детских садах, в связи с чем, групп для детей указанного возраста в существующих детских садах достаточно мало, а новые детские сады исключительно ориентированы на детей с 3 лет. Как следует из письма Департамента образования Администрации Сургутского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> мест <данные изъяты> С целью обеспечения прав детей на доступность дошкольного образования на территории <адрес> департамент образования предпринял следующие меры: проведен анализ эффективности эксплуатации имеющихся площадей в ДОУ, перепрофилированы кабинеты в группу для работы в режиме полного дня (дополнительно открыта ДД.ММ.ГГГГ группа на 20 мест в МДОУ д/с общеразвивающего вида <данные изъяты>»); реализуются вариативные формы образования детей дошкольного возраста; в рамках целевой программы автономного округа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» предусмотрено строительство дошкольного учреждения в <адрес> на 280 мест (2012-2013 гг.), количественный показатель дефицита мест 405 против 280 указывает на невозможность решения 100% обеспечения доступности дошкольного образования в данной территории, но, региональные нормативы обеспечения общедоступности из расчета 70 мест на 100 детей напротив указывают, что необходимый порог практически будет достигнут. Кроме того, сравнение количественных показателей детского населения (2009 г. и 2010 г.) указывает на снижение демографического роста; превышение предельной численности посещающих ДДУ в размере 13 % не нарушает нормы СанПиН и лицензионных требований. В соответствии со статьей 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальное образование Сургутский район осуществляет на территории Сургутского района организацию доступного бесплатного дошкольного образования. Данный вопрос местного значения включает в себя комплекс полномочий органов местного самоуправления и мероприятий, направленных на обеспечение населения качественными услугами в сфере дошкольного образования. Под данными мероприятиями подразумевается решение вопросов по модернизации системы дошкольного образования, разработка реализация муниципальных программ в области дошкольного образования, участие в окружных программах по внедрению новых педагогических технологий, иной инновационной деятельности, строительства новых детских садов, надлежащее содержание существующих детских садов, обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, создание на территории района условий для появления частных дошкольных образовательных учреждений, реализация вариативных форм доступности дошкольного образования детей, организация консультативной, методической помощи гражданам, имеющим детей, организация методической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, разработка нормативно-правовых актов по исполнению полномочий в сфере дошкольного образования, иные мероприятия. Таким образом, создание муниципальных учреждений, так же как и строительство муниципальных учреждений не подразумевает под собою «организацию дошкольного образования», а являются одними из многих других мероприятий, в т.ч. перечисленных выше, составляющих комплекс вопроса местного значения по организации дошкольного образования. Принимая во внимание изложенное, с учетом заявленных исковых требований, невозможно определить какие конкретно действия истец просит совершить ответчика в дополнение к осуществляемой им деятельности по организации доступного и бесплатного дошкольного образования на территории <адрес>, для устранения дефицита мест в детских садах. В исковом заявлении не указано в чем заключается «недостаточность принимаемых администрацией района мер» для устранения дефицита мест в детских садах. Не представлены доказательства, подтверждающие, что ответчик исполняет полномочия по организации дошкольного образования не в полной мере. Истцом не проведен качественный анализ действительной нуждаемости детей стоящих в очереди на получение места в детских сада <адрес>, и одновременно пользующимися услугами групп кратковременного пребывания, пользующимися услугами частных детских садов, получающих дошкольное образование в иных других формах. Также на территории поселения отсутствуют строения, когда либо ранее, являвшиеся детскими садами и перепрофилированными для иных нужд. Учитывая изложенное исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Прокурору Сургутского района в удовлетворении исковых требований к Администрации Сургутского района ХМАО-Югры об обязании Администрации Сургутского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории городского поселения <адрес> дошкольные образовательные учреждения на 600 мест - отказать. Решение может быть обжаловано, опротестовано, в течение десяти дней со дня составления мотивированной части решения, в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подачей кассационной жалобы, представления, через Сургутский городской суд. Судья: Захаров Д.П.