Дело № 2-2869-2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2011г. г. Сургут Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе : председательствующего судьи Кузнецовой Г.Н., при секретаре Глушенко Л.В., с участием истца Артемова И.И., представителя истца Цупко О.Н., представителя ответчика Шамовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемова И.И. к Администрации г.Сургута о признании семьи участницей подпрограммы, включении в очередь семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Артемов И.И. обратился в суд с иском к Администрации г.Сургута мотивируя свои требования тем, что письмом директора Департамента молодежной политики и спорта Администрации города Сургута ФИО1 за № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в признании его семьи, имеющей статус молодой семьи, участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.03.2006 года №285 (с изм. от 27.01.2009 года) (далее постановление Правительства №285 от 13.03.2006 года). Основанием для отказа в признании семьи участницей подпрограммы явилось не предоставление в полном объеме необходимых документов. Отказ Администрации города Сургута не основан на законе и нарушает его конституционные права. Перечень необходимых для постановки на учет документов указан в пункте 15 постановления Правительства №285 от 13.03.2006 года, ДД.ММ.ГГГГ в указанный орган им был представлен пакет документов Согласно указанному перечню. В результате рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в постановке на учет для обеспечения жильем в рамках подпрограммы, т. е. было отказано в признании семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Из письма директора Департамента молодежной политики и спорта Администрации города Сургута следует, что им не был предоставлен кредитный договор, справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), а также документы, подтверждающие признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент включения кредитного договора. Что касается документов, подтверждающих признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, то указанные документы он не мог представить, так как не состоит на учете в органе местного самоуправления для улучшения жилищных условий. Правила признания семьи участницей подпрограммы не ставят признание семьи участницей подпрограммы в зависимость от нахождения семьи на учете для улучшения жилищных условий. В связи с изложенным, он не имел возможности предоставить такую справку. Более того, согласно пункту 2.4 распоряжения Администрации города №41 от 16.01.2007 года «Об определении взаимодействия структурных подразделений администрации города по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации города обязан самостоятельно определять молодые семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке на основании представленных документов. Представленных им документов было достаточно для определения семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из пункта 1 постановления Правительства №285 от 13.03.2006 года следует, что социальные выплаты на приобретение жилья молодым семьям могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по эти ипотечным жилищным кредитам или займам. Из пунктов 39, 44 и 46 постановления Правительства №285 от 13.03.2006 года следует, что распорядитель счета (молодая семья) вправе В судебном заседании истец, представитель истца Цупко О.Н. исковые требования поддержали по основаниям указанным в иске. Истец Артемов И.И. суду пояснил, что квартира <адрес> была ими приобретена по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ согласно закона ХМАО-Югры №103-оз от 11.11.2005г. о программе ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 2005-2015г. по подпрограмме №4 «Ипотечное жилищное кредитование» в виде компенсации части процентной ставки, их семья, на момент приобретения квартиры, состояла из трех человек, приобретенная квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., после приобретения данной квартиры, их семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий до рождения второго ребенка ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за предоставлением субсидии на детей по подпрограмме 2 «Молодой семье - доступное жилье», по приобретенной квартире, не обращались, на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ о признании их семьи участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной программы «Жилище» на 2002-2010г., кредит по приобретенной квартире был почти погашен в связи с этим для улучшения жилищных условий они желали приобрести новую квартиру, считает, что все необходимые документы ответчику были представлены, в настоящее время новая квартира ими приобретена также по ипотеке. Представитель ответчика Администрации г.Сургута Шамова А.М. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что истец в ДД.ММ.ГГГГ улучшил свои жилищные условия в рамках подпрограммы №4 согласно Закона ХМАО-Югры от 11.11.2005г. о программе ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 2005-2015, мог одновременно быть участником подпрограммы №2 «Молодой семье - доступное жилье», документы необходимые для включения их семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» ДД.ММ.ГГГГ истцом были представлены не в полном объеме, решение об отказе было законное. В настоящее время программа, на которую ссылается истец, в обоснование своих требований закрыта, финансирование по ней не производится, утверждена новая программа, список очередников участников по ранее действующей программы в новую программу не перенесен и не включен. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из письма Администрации г.Сургута Департамента культуры и молодежной политики и спорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец просил пересмотреть решение об отказе участия их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и ему было сообщено, что в соответствии с п.п. «б» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является : не предоставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил. С 01 января 2011 года подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» утратила силу. В соответствии с п.г ч.15 вышеуказанных правил молодая семья в орган местного самоуправления должна подать документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006г. Согласно п.б ч.5 вышеуказанных правил участницей подпрограммы может быть молодая семья соответствующая условиям признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил. Согласно п.6 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Истец и его семья на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли и не состоят, решения о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления также не принималось. Согласно п.2.4. распоряжения Администрации г.Сургута от 16 января 2007г. №41 «Об определении порядка взаимодействия структурных подразделений Администрации города по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010г. на территории города Сургута определять молодые семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке поручено Департаменту культуры, молодежной политики и спорта. Согласно п.2 ч.1 ст.51 гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных помещений. В соответствии с Решением городской думы муниципального образования город окружного значения Сургут № 515-111ГД от 26 октября 2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м. Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади. Согласно п. д ч.15 вышеуказанных правил молодая семья должна подать документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор ( договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). Истцом ответчику был приложен государственный сертификат на материнский семейный капитал на ФИО3 на сумму <данные изъяты> рублей. Истцом суду был предоставлен расчет, подтверждающий достаточность доходов либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части превышающей размер предоставляемой выплаты на ДД.ММ.ГГГГ Истец указывает, что заявление им было подано ответчику на включение семьи в состав участников подпрограммы для приобретения жилья, однако доказательств этого суду предоставлено не было из поданного истцом заявление это не следовало, к заявлению был приложен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что она приобретена по кредитному договору, однако кредитный договор (договор займа) и справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) истцом ответчику предоставлены не были. Следовательно, ответчик имел право считать, что ему был представлен не полный объем документов, указанных в п.15 Правил. Кроме того, в соответствии со ст. 196 ГПК суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В резолютивной части решения суда должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленным требованиям, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при его исполнении. Истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, просит суд обязать включить его семью в очередь молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, организованную в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2009 года» с ДД.ММ.ГГГГ Однако данная программа прекратила свое действие с 01.01.2011г., доказательств, что данная очередь существует, суду не предоставлено. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Артемову И.И. в иске к Администрации г.Сургута о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в признании семьи участнице подпрограммы «Обеспечение жильем моложых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2009 года», о признании семьи участницей подпрограммы»Обеспечение жильем молодых семей, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг., включении в очередь семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявлении от ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа в течение десяти дней путем подачи жалобы через Сургутский городской суд. Судья подпись Копия верна: Судья Г.Н.Кузнецова
самостоятельно решать порядок использования социальной выплаты,
которая может быть использована не только на погашение кредита, но и на
приобретение жилья по другим основаниям. На момент подачи заявки для признания семьи участницей подпрограммы он не намерен был использовать субсидию на погашение кредита, тем более, что купленная в кредит квартира не решила бы проблему обеспечения семьи жильем по установленным нормам. Квартира <адрес>, приобретена ДД.ММ.ГГГГ с обременением - ипотека в силу закона, общей площадью
<данные изъяты> кв. м. на состав семьи 4 человека: я, жена -ФИО3, двое
несовершеннолетних детей. Обеспеченность на одного человека составляет <данные изъяты> кв. м., т. е. менее нормы предоставления жилья, установленной в городе Сургуте (12 кв. м. общей площади). Таким образом, предоставление субсидий для погашения кредитного займа не изменило бы статуса семьи с нуждающейся в улучшении жилищных условий на обеспеченных по установленным в городе нормам, т. е. цель подпрограммы бы не была достигнута. Следовательно, системное толкование указанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что на момент подачи заявления им были предоставлены все необходимые документы для постановки его и членов его семьи на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». В настоящее время очередь, организованная органами местного самоуправления в целях обеспечения жильем молодых семей во исполнение федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.03.2006 года №285 (с изм. от 27.01.2009 года), официально существует. Из распоряжения Правительства РФ от 25.12.2008 года №1996 «Об утверждении плана подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2010 года» и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей») следует, что органы государственной власти намерены принимать меры реализации указанной подпрограммы. Органы местного самоуправления своими действиями лишили его и членов его семьи возможности реализовать свое право на улучшение жилищных условий при поддержке государства. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на жилище. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Просит признать незаконным отказ органа местного самоуправления в лице директора Департамента молодежной политики, культуры и спорта Администрации города Сургута в признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной программы «Жилище» на 2002-2009 годы». Признать его семью, имеющей статус молодой семьи, участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденной постановление Правительства РФ от 13.03.2006 года №285 (с изм. от 27.01.2009 года). Обязать Администрацию города Сургута включить его и членов его семьи в очередь молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, организованную в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной программы «Жилище» на 2002 -2009 года» семьи с момента подачи заявления № от ДД.ММ.ГГГГ.