№2-4227/2011 Об обжаловании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение



Гражданское дело № 2-4227/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сургут        21 июля 2011 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего - судьи Начарова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Пятковой Е.В.,

с участием:

представителя заявителя Андабекова Б.Т.,

представителя заинтересованного лица Дробитько О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джавадова Б.А.-Г.оглы к Администрации г. Сургута об обжаловании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Джавадов Б.А.-Г.оглы. обратился в суд с заявлением, в котором просит, отменить постановление Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и обязать Администрацию г. Сургута принять новое решение о переводе жилого помещения расположенного по адресу <адрес> нежилое.

Требования мотивированы тем, что отказ является незаконным, так как для перевода жилого помещения в нежилое им 07.04.2011 года были предоставлены все предусмотренные ст. 23 ЖК РФ документы: заявление о переводе помещения; правоустанавливающий документ на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и перепланировки помещения. Кроме того, при рассмотрении заявления нарушен порядок принятия обжалуемого решения, предусмотренный ЖК РФ, нарушены сроки его принятия более 45 дней и сроки его уведомления о принятом решении более 3-х дней. Постановление принято 27.05.2011 года, направлено 03.06.2011 года. Принятое постановление об отказе ему в переводе помещения нарушает его гражданские права, и право собственности в частности препятствует свободно распоряжаться принадлежащим недвижимым имуществом.

Заявитель Джавадов Б.А.-Г.о будучи извещенным в суд не явился, от него поступило заявление, согласно которому он просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.

На основании заявления суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося Джавадова Б.А.-Г.о.

Представитель заявителя Андабеков Б.Т. требования поддержал, пояснив, что вследствие планируемого перевода жилого помещения в нежилое уменьшение или присоединение общего имущества собственников многоквартирного дома не происходит. Общее имущество собственников многоквартирного дома не затрагивается. Кроме того, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» неоформленный и не поставленный на учет земельный участок, каким приходится земельный участок под домом <адрес>, не является общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Представитель Администрации г. Сургута Дробитько О.М. просит в удовлетворении требований отказать, указав, что в данном случае при переводе жилого помещения в нежилое происходит реконструкция здания, с уменьшением и присоединением общего имущества собственников многоквартирного дома, это несущие стены, в которых предполагается расширить проем для дверей и устранением подоконной стены, пристройка к дому входной группы на земельном участке принадлежащем к общему имуществу собственников дома. На данные реконструкцию и использование части общего имущества собственников, требуется согласие всех собственников помещений. Однако согласия всех собственников не представлено, что подтверждается представленным истцом к заявлению Протоколом подведения итогов по решениям, принятым общим (внеочередным) собранием собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав явившихся представителей сторон, проверив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 209, 288 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилого в нежилое производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Джавадов Б.А.-Г.о. подал в Администрацию города Сургута заявление о переводе принадлежащего ему на праве собственности помещения расположенного по адресу: <адрес> нежилой фонд с целью использования под офис. При этом с заявлением представил предусмотренные ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документы: свидетельство о государственной регистрации права; договор купли-продажи квартиры; технический паспорт переводимого помещения; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; проект перепланировки переводимого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о регистрации права (л.д.7), копией заявления, с указанием в нем приложенных документов (л.д.5), не отрицается представителем Администрации г. Сургута.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилое помещение в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Полномочия Администрации города Сургута на перевод жилого помещения в нежилое помещение подтверждаются п. 26 ст. 40 представленного Устава городского округа город Сургут (л.д.29).

Согласно данному пункту Администрация города Сургута принимает в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

Решение по заявлению Джавадова было принято с нарушением установленных сроков по истечении 50 дней после подачи им заявления и по истечении 7 дней после принятия решения по заявлению направлено уведомление, что подтверждается копией уведомления (л.д.6).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) Джавадову Б.А.-Г.о. отказано в переводе помещения из жилого в нежилое помещение в связи с несоблюдением предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ. Как пояснила в судебном заседании представитель Администрации, отказ связан с отсутствием согласия всех собственников многоквартирного дома на реконструкцию с присоединением части общего имущества собственников помещений дома.

Заявитель Джавадов считает отказ в переводе жилого помещения в нежилое незаконным.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Часть 2 ст. 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Однако, как следует из положений ЖК РФ, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, п.п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").

Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Из представленного проекта переводимого помещения (л.д.16-27) следует, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение необходимо проведение реконструкции и перепланировки, предусматривающих выполнение входной группы с использованием земельного участка, на котором расположен дом с отмостком, элементами озеленения и благоустройства.

Доводы представителя заявителя о том, что уменьшение или присоединение общего имущества собственников многоквартирного дома при данном переводе жилого помещения в нежилое не происходит, поскольку земельный участок на котором расположен дом не является общим имуществом, так как в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, не могут быть приняты во внимание.

Из разъяснений пункта 67 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком виде. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЗК РФ.

Из указанного следует, о том, что если земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, собственники многоквартирного дома, формально не являясь собственниками данного земельного участка вправе владеть и пользоваться им в той мере в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома и объектов входящих в состав общего имущества, руководствуясь при этом ч. 1 ст. 36 ЖК РФ в которой указывается о том, что земельный участок является общим имуществом собственников многоквартирного дома. То есть вправе владеть и пользоваться им на праве общего имущества в многоквартирном доме.

При данных обстоятельствах, исходя из проекта перевода переводимого помещения, возведение крыльца, входной группы сопряжено с необходимостью присоединения отмостка дома, земельного участка формально входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, с изменением режима пользования им. На данные реконструкцию и перепланировку в соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Такого согласия заявителем не получено, что подтверждается представленной представителем Администрацией копией протокола подведения итогов по решениям, принятым общим (внеочередным) собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в форме заочного голосования (л.д.73), согласно которому в голосовании приняли не все собственники, всего лишь <данные изъяты> от общего числа голосов, и за передачу земельного участка под входную группу в пользование Джавадова <данные изъяты>, против <данные изъяты>, воздержалось <данные изъяты>..

В подтверждение обстоятельств дела, оригиналы документов сторонами не представлены, однако представленные в суд копии документов, которые сторонами не оспариваются, соответствие их подтверждают, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ суд считает данные обстоятельства установленными.

Из разъяснений п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить:

-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том, случае если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действии (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействий).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Полномочия Администрации г. Сургута на принятие указанного решения подтверждены, содержание оспариваемого решения соответствует нормам регулирующих данные отношения, форма Утверждена постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 502.

При отсутствии согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на присоединение части земельного участка при переводе жилого помещения в нежилое, суд считает принятое решение Администрацией г. Сургута об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение законным и обоснованным, в связи чем требования заявителя Джавадова не подлежащими удовлетворению.

Действия Администрации г. Сургута при принятии решения, нарушение сроков рассмотрения заявления, а также сроков уведомления заявителя о принятом решении являются не законными, нарушающими права Джавадова. Однако данные нарушения суд считает не существенными, поскольку данные нарушения, не могут повлиять на законность принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Джавадова Б.А.-Г.о. к Администрации г. Сургута об обжаловании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение отказать.

На решение может быть подана жалоба в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Сургутский городской суд.

Судья                          Д.В. Начаров

Гражданское дело