№2-4154/2011 Об обязании назначить пенсию с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица



Дело №2-4154/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июля 2011 г.                                                                     город Сургут                                                                                             

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Мироненко М.И. при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой О.К., с участием представителя истца Сорока В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко С.Ф. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югре о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 с момента назначения пенсии, перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Истец Максименко С.Ф. обратился в суд с иском к ответчику ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 с момента назначения пенсии, перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Истец мотивирует исковые требования следующим. Истцу ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001 года. В конце <данные изъяты> г. истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сургуте ХМАО-Югры с заявлением о назначении пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ и перерасчете пенсии. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным фондом истцу было разъяснено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации применяется для лиц независимо от их места жительства, если они по состоянию ДД.ММ.ГГГГ проработали не менее <данные изъяты> календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; для лиц, проживающих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствует стаж работы на территории ХМАО, ему рекомендовано обратиться в суд для установления факта проживания на территории ХМАО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Истецсчитает, что ему незаконно отказано в перерасчете пенсии с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ. При обращении в Пенсионный фонд за назначением пенсии истцом была представлена справка ОАО «<данные изъяты>», уточняющая особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. В справке сообщалось, что истец работал на Автобазе технологического автотранспорта (АТА) Якутского производственного объединения по добыче угля «<данные изъяты>» (ПО «<данные изъяты>») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> автомобиля а/к № 3, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе по добыче угля из разреза «<данные изъяты>». Предприятие находится в г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), который расположен в районе Крайнего Севера, к заработной плате истца выплачивался районный коэффициент 1,7 на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.04.1975г. № 352 «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса». Работа в указанном районе дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст.28 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федераций». Стаж работы истца в Автобазе технологического автотранспорта (АТА) Якутского производственного объединения по добыче угля «<данные изъяты>» (ПО «<данные изъяты>») составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Истец полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. он имеет ему право на применение при расчете размера пенсии повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 с момента назначения пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, и на перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного истец просит исковые требования удовлетворить.

Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца исковые требования истца поддержал. Представитель истца в обоснование исковых требований ссылается на норму права, предусматривающую установление повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при определении расчетного размера трудовой пенсии «лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона». При этом представитель истца считает, что указанная норма права, содержится в п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Ответчик предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен.

Неявка представителя ответчика, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением ответчика, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу. Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Максименко С.Ф. не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27, ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001 года. После назначения пенсии истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сургуте ХМАО-Югры с заявлением о перерасчете пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ. Пенсионным фондом перерасчет размера пенсии истца не произведен, дан письменный ответ на заявление истца, в котором разъяснено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не может быть применено при определении расчетного размера пенсии истца, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствует стаж работы на территории ХМАО.

Суд приходит к выводу, что доводы истца основаны на неправильном понимании норм права.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ вступил в силу с 1 января 2002 г., с этой даты размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно Разъяснению Минтруда РФ от 22 апреля 2003 г. N 3
"О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей"
(утв. постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 г. N 22) повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно, не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Как установлено при рассмотрении дела, расчетный размер пенсии Максименко С.Ф. определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (далее отношение ЗР/ЗП) в размере 1,2. Истец считает, что подлежит применению отношение ЗР/ЗП в размере 1,7, при этом не оспаривает сам порядок определения расчетного размера трудовой пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из чего следует, что истец полагает возможным производить расчет размера трудовой пенсии по формуле, предусмотренной п. 3 ст. 30 Закона, но с применением повышенного отношения ЗР/ЗП в размере 1,7. В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, не выходя за пределы заявленного иска.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых работодателями либо государственными (муниципальными) органами, в том числе архивными.

Как следует из искового заявления и объяснений представителя истца, истец не оспаривает определение расчетного размера пенсии в указанном выше порядке.

Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, предусмотрено более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Поскольку истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что не оспаривается истцом, то оснований для расчета размера его трудовой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в соответствии с порядком, установленном п. 3 ст. 30 Закона, не имеется.

Пунктом 4 ст. 30 Закона Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен иной порядок определения расчетного размера трудовой пенсии ( по формуле: РП = ЗР х СК, где:

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 мес. работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (архивами);

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,2).

Пунктом 4 ст. 30 Закона предусмотрено применение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) для двух категорий лиц: 1) лицам, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате; 2) лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона. Указанное увеличение производится независимо от места жительства (абзац 42 п. 4 ст. № 30. Закона N 173-ФЗ).

Поскольку истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел специальный стаж работы по Списку № 2 не менее <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, при этом осуществлял указанную трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, то расчетный размер его трудовой пенсии может быть определен в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Закона, с применением отношения ЗР/ЗП в размере 1,7.

При расчете размера трудовой пенсии в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, даже с применением повышенного отношения ЗР/ЗП, размер пенсии истца будет меньше установленного истцу размера пенсии, рассчитанного в порядке п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, поскольку абзацем 40 п. 4 ст. 30 Закона установлены предельные размеры трудовой пенсии. Применение повышенного отношения ЗР/ЗП в размере 1,7 в этом случае приведет к ущемлению прав истца на получение пенсионного обеспечения в полном размере. При возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера установленной истцу пенсии с учетом повышенного соотношения ЗР/ЗП приведет к образованию задолженности истца перед Пенсионным фондом.

Норма закона, предусматривающая возможность применения повышенного соотношения ЗР/ЗП, вырвана истцом из контекста статьи 30 Закона N 173-ФЗ, что привело к неправильному пониманию нормы права. Норма абзаца 42 п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ не применима к порядку расчета размера трудовой пенсии, предусмотренному п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Сравнивая два размера пенсии, приходим к выводу, что истцу, безусловно, выгоднее получать пенсию, рассчитанную в порядке п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ. При этом при расчете пенсии в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, применение повышенного соотношения ЗР/ЗП в размере 1,7 невозможно, поскольку не соблюдено условие проживания истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Поскольку требований о применении при расчете размера пенсии порядка, установленного п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, истцом не заявлено, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Кроме того, в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ истец вправе определять по своему усмотрению порядок расчета размера трудовой пенсии. В случае, если истец посчитает необходимым избрать для расчета размера трудовой пенсии порядок, предусмотренный п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, он вправе будет обратиться с соответствующим заявлением в Пенсионный орган. На основании волеизъявления истца, выраженного в письменной форме, Пенсионный орган сможет произвести перерасчет пенсии и уменьшить ее размер.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Максименко С.Ф. отказать в удовлетворении исковых требований о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 с момента назначения пенсии, перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югре.

Решение может быть обжаловано в суд ХМАО-Югры в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Сургутский городской суд.

Судья                                                                          Мироненко М.И.