№2-4638/2011 О незаконном отказе в принятии на учет



Гражданское дело № 2-4638/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сургут        24 августа 2011 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего - судьи Начарова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Пятковой Е.В.,

с участием:

представителя истицы Азимовой Н.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилюк А.Ф. к администрации города Сургута о незаконном отказе в принятии на учет и включении в список ветеранов Великой отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Истица Данилюк А.Ф. обратилась в суд с иском к администрации города Сургута, в котором просит признать постановление администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поставить на учет и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Требования мотивированы тем, что постановлением администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в связи с наличием в собственности ФИО1 являющейся супругой ее внука и не являющейся членом ее семьи доли в праве собственности на <адрес>, в которой она и зарегистрирована.

Внук ФИО2. и его жена ФИО1. являются отдельной семьей. ФИО1. не вселена как член семьи и не признана судом членом ее семьи, в связи с чем отказ администрации города считает незаконным.

Истица Данилюк А.Ф будучи извещенной в суд не явилась, в суд явилась ее представитель. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся истицы, с участием ее представителя.

Представитель истицы Азимова Н.Т. в судебном заседании требования поддержала, пояснив, что ранее все вместе проживали в квартире расположенной в <адрес> <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году муж, являясь войном-афганцем с учетом ее, сына, а также истицы ее мамы получил квартиру, расположенную по <адрес>, в <адрес>. Квартира была приватизирована на нее, мужа и сына, на нее установлена долевая собственность, мать от участия в приватизации отказалась. Несмотря на то, что мать оставалась долгое время зарегистрированной в п. <адрес>, она с ДД.ММ.ГГГГ года проживала с ними в полученной квартире. Сноха вселена в квартиру как член семьи сына, но не как член всей семьи, сегодня она живет с сыном, завтра могут вместе не жить, поэтому имеющаяся в ее собственности <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру по <адрес> учитываться не должна. При ее вселении, каких либо договоров с собственниками квартиры о ее правах пользования квартирой не заключалось, не заключалось договоров и с истицей. Собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на <адрес> вместе со снохой является ее мать, которая проживает в этой квартире вместе с незарегистрированным в квартире племянником.

В настоящее время фактически в квартире проживает несколько семей, это мама - истица, она с мужем и сын - внук истицы с женой и ребенком. Мама желает проживать отдельно, в тишине и спокойствии. Совместное проживание является невозможным, из-за возникающих конфликтов, ее супруг иной веры - мусульманин, поэтому происходит непонимание друг друга. В связи с невозможностью совместного проживания последние несколько месяцев сын со снохой и внуком вынуждены снимать жилье по <адрес>, за которое производят оплату.

Представитель ответчика администрации г. Сургута, будучи извещенным в суд не явился. От него поступил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Из представленного представителем ответчика отзыва следует, что при принятии решения о признании данной категорий граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий применяются ст.51, 53 ЖК РФ (п.2.4, 2.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении положения о порядке предоставления жилых помещений или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО - Югры»).

На территории города Сургута учетная норма установлена решением Сургутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ -ШГД и составляет не менее 14 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Согласно представленным истицей в администрацию документам, а также акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному Данилюк А.Ф., заявитель следующим составом семьи проживает в трехкомнатной <адрес>: 1) Данилюк А.Ф. - заявитель, 2) ФИО3. - зять, 3) ФИО4 - дочь, 4) ФИО2. - внук, 5) ФИО5 - правнук, 6) ФИО1. - жена внука.

Занимаемое жилое помещение находится в общей долевой собственности дочери, зятя и внука заявителя, указанных выше, на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель - Данилюк А.Ф. вселена в качестве членов семьи собственников (дочери, зятя и внука) в ДД.ММ.ГГГГ года.

Выводы заявителя о том, что внук и его жена - ФИО1. являются членами отдельной семьи и не должны учитываться при определении нуждаемости заявителя считаем необоснованными, поскольку: - внук - ФИО2 является сособственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>, который вселял заявителя в качестве члена семьи; -ФИО2. состоит с ДД.ММ.ГГГГ года в зарегистрированном браке с ФИО1. согласно свидетельству о заключении брака . Следовательно, жена внука является супругой собственника жилого помещения, проживающая совместно с ним; -у ФИО32 имеется несовершеннолетний сын - ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., который также проживает в указанном выше жилом помещении и является членом семьи собственника, -согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному Данилюк А.Ф., на момент вселения заявителя в <адрес>, в жилом помещение собственниками уже были вселены и проживали супруга внука и правнук заявителя.

В связи с тем, что заявитель в отношении занимаемого жилого помещения является членом семьи, а не собственником квартиры, с учетом положений ст.30, 31 ЖК РФ для того, чтобы при определении нуждаемости не учитывать жену внука - супругу собственника, отсутствуют юридические основания.

Жена собственника жилого помещения ФИО1 проживающая совместно с ним, в том числе не имеющая регистрацию по месту жительства, не может в силу ст.31 ЖК РФ не учитываться в качестве члена семьи.

Исходя из требований ч.2 ст.51 ЖК РФ, в связи с наличием у ФИО1 <данные изъяты> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, при определении нуждаемости заявителя - Данилюк А.Ф необходимо учитывать общую площадь, находящуюся в собственности всех членов семьи, проживающих в <адрес>, в том числе жилое помещение, находящееся в собственности супруги внука - члена семьи собственника.

Согласно имеющимся документам в материалах дела, обеспеченность заявителя составляет по <данные изъяты> кв.м на каждого члена семьи (<данные изъяты>), что более учетной нормы.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1. показала, что является женой ФИО2.. Их семья это муж, сын и она в квартире является отдельной семьей, проживают отдельно, ведут от остальных отдельное хозяйство, однако питаются вместе. Она проживала в квартире со времени регистрации брака с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года, она в квартире не зарегистрирована, в квартире зарегистрирован ребенок. В квартире своей семьей занимали большую комнату. Вселялась в квартиру как член семьи собственника мужа, но не как член семьи остальных собственников. При этом между ней и остальными собственниками никаких договоров не заключалось. В настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с невозможностью совместного проживания, поскольку для всех в квартире мало места, жилплощади на всех не хватает, она со своей семьей проживает в съемной квартире по <адрес>, за которую производят оплату.

Выслушав представителя истицы, свидетеля, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ранее истица совместно с дочерью ФИО4 зятем ФИО3., внуком ФИО2., внуком ФИО43. проживали по адресу <адрес> <адрес>

Зятю как войну - афганцу на состав семьи его жену ФИО4., сына ФИО2., истицу в ДД.ММ.ГГГГ году предоставлена <данные изъяты> <адрес>.

В том же в ДД.ММ.ГГГГ году истица вселена в данное помещение в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, и проживает в нем по настоящее время.

Квартира в <адрес> на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ передана в собственность дочери истицы ФИО4 зятя ФИО3., внука ФИО2., что подтверждается представленными копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности (л.д. 16, 17, 18) от участия в приватизации истица отказалась.

В соответствии со справкой ООО УК ДЕЗ ВЖР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77) на ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> проживали истица Данилюк А.Ф., зять ФИО3 дочь ФИО4., внук ФИО2. правнук ФИО5 жена внука ФИО1

Истица является инвалидом второй группы и относится к категорий граждан имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается представленной копией удостоверения серии Б № 016116 (л.д.26), не оспаривается ответчиком.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года за № 5 - ФЗ «О ветеранах» членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников войны, ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26.10.2010 года № 90-п «Об утверждении положения о порядке предоставления или приобретение жилого помещения за счет субвенции из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры» полномочия по приему документов и постановке на учет или отказу в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на органы местного самоуправления.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 года постановлено завершить обеспечением жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Пунктом 2.4 положения «о порядке предоставления или приобретение жилого помещения за счет субвенции из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры» утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26.10.2010 года № 90-п предусмотрено, что основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;3- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Сургутской городской Думы от 26 октября 2005 г. N 515-IIIГД установлено, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя по договору социального найма либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 14 квадратных метров.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ - при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).

В силу указанных норм истица имеет право на предоставление жилого помещения, при условии ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Истице постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии на учет, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в связи с обеспеченностью семьи общей площадью жилого помещения более учетной нормы, более 14 кв.м. на одного человека.

Истица просит признать отказ не законным, поскольку внук ФИО2. и его жена ФИО1. являются отдельной семьей, ФИО1 не вселена как член семьи и не признана судом членом ее семьи, обязать администрацию г. Сургута поставить на учет и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как было указано выше, вселена истица в <адрес> в качестве члена семьи нанимателя ФИО3, соответственно и члена семьи дочери ФИО4., внука ФИО2.

После приватизации квартиры, стала членом семьи собственников зятя ФИО3., дочери ФИО4., внука ФИО2

Следовательно, после регистрации брака в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 11) и вселения в квартиру внуком своей жены ФИО1., а также сына ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ.р. в качестве членов семьи собственника, последние стали членами семьи истицы, ее зятя ФИО3., дочери ФИО4

Учитывая указанное, доводы истицы, изложенные в иске, а также представителя истицы, свидетеля о том, что фактически в квартире проживают три семьи, и в связи с невозможностью совместного проживания ФИО2 со своей женой и сыном вынуждены снимать квартиру, суд считает необоснованными.

Кроме того, свидетель в судебном заседании пояснила, что все проживающие в квартире занимали отдельные комнаты, что суд считает естественным, поскольку она не проживала бы совместно в комнате с истицей или свекром, при этом питались все вместе, что указывает на совместное ведение хозяйства, взаимном уважении и заботой. При этом, каких либо договоров указывающих о предоставлении ФИО1 в безвозмездное пользование или нам части жилого помещения как члену отдельной семьи внука суду не представлено.

Таким образом, при установлении нуждаемости необходимо исчисление суммы всех площадей членов семьи.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Поскольку сумма площадей членов семьи составляет <данные изъяты> кв.м. <адрес> (л.д.18) <адрес> доля принадлежащая ФИО1<адрес> (л.д. 19) равна <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> проживающих, членов семьи = <данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи приходиться по <данные изъяты> кв.м., что составляет более учетной нормы. Поэтому истица нуждающейся признана быть не может.

Иные обстоятельства, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для признания истицы нуждающейся не имеется.

Доказательством вселения истицы в ДД.ММ.ГГГГ года не представлено, наличие ее регистрации доказательством даты ее вселения служить не может.

Таким образом, суд считает, что решение органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является законным, не нарушающим права истицы, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Данилюк А.Ф к администрации города Сургута о незаконном отказе в принятии на учет и включении в список ветеранов Великой отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета отказать.

На решение может быть подана жалоба в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Сургутский городской суд.

Судья                      Д.В. Начаров