Дело №2- 3170-2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года г.Сургут Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Г.Н., при секретаре Семеновой Д.Ю., с участием представителя ответчика Администрации г.Сургута Макаровой Т.Ф., представителя третьего лица Комитете по опеке и попечительству Администрации г.Сургута Сабадашевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тагиров Е.Т. к Администрации г.Сургута, третье лицо Комитет по опеке и попечительству Администрации г.Сургута о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма, УСТАНОВИЛ: Тагиров Е.Т. обратилась в суд с иском к Администрации г.Сургута о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма мотивируя свои требования тем, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением объединенного МО Сорокинского района Тюменской области № от 27.09.2004г. ему назначен попечитель, за ним был закреплен дом по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный жилой дом родителями не оформлено, после смерти матери наследственное имущество также не оформлено, так как его брат, он же попечитель, Ступников Н.М. не дал согласия на оформление наследства. В настоящее время он проживает и зарегистрирован в <адрес> по ул.50 лет ВЛКСМ г.Сургута, где зарегистрировано восемь человек, квартира принадлежит на праве собственности Исмаиловым. В предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке ему отказано. Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причину не явки суду не сообщил. Согласно ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и предоставить доказательства уважительности этих причин. Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины неявки неуважительными. Суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствии истца. Представитель ответчика Администрации г.Сургута Макарова Н.Ф. в судебном заседании настаивала на рассмотрение дела по существу, просила в иске отказать, поддержала отзыв на иск из которого следует, что в соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ предоставление жилых помещений на условиях договоров социального найма муниципального жилищного фонда осуществляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Иным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены жилых помещения из муниципального жилищного при наличии соответствующего закона о передаче государственных полномочий. В данном случае в отношении отдельных категорий граждан порядок признания их нуждающимися осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом и (или) федеральным законом. Порядок предоставления им жилых помещений определяется с учетом требований Жилищного кодекса, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, определяющим данную категорию (ч.3 ст.49 ЖК РФ). В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения предусмотрены ст. 148 Семейного кодекса РФ - за несовершеннолетним ребенком на период попечительства сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, и только при отсутствии жилого помещения указанные граждане имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 20.06.2006 № 60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» муниципальное образование городской округ город Сургут наделено отдельным государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Таким образом, Администрация города Сургута предоставляет жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках реализации государственных полномочий в соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ. Муниципальному образованию городской округ город Сургут переданы финансовые средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при соблюдении следующих условий, предусмотренных ст.8 Закона № 159-ФЗ и ст. 148 СК РФ, а именно: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеют закрепленного жилого помещения с момента установления опеки до момента окончания периода опекунства (попечительства), пребывания в специализированных учреждениях, по окончании обучения, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обеспечение жилым помещением осуществляется по месту жительства ребенка, а не по месту временного пребывания. Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и содержит перечень категорий граждан, имеющих право получение жилых помещений вне очереди. Учитывая, что к вопросам местного значение относится только обеспечение малоимущих граждан, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечении родителей обеспечиваются жилыми помещениями независимо от их имущественного положения, при определении наличия оснований предоставления жилья указанным гражданам необходимо применять критерии, позволяющие отнести гражданина к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, которые определены Законом № 159-ФЗ. Таким образом, при решении вопроса о предоставлении жилого помещения органами местного самоуправления лицу, из числа детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей необходимо применять ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона № 159-ФЗ и ст. 148 СК РФ в совокупности. Тагиров Е.Т. обратился в Администрацию города с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении ему жилого помещения на условиях договора социального найма как лицу, из числа детей-сирот. Исходя из представленных документов следовало: Постановлением Главы объединенного муниципального образования <адрес> от 27.09.2004 №«Об учреждении попечительства на несовершеннолетним Тагировым Е.Т.» в связи со смертью обоих родителей над истцом было установлено попечительство. При установлении попечительства п.3 указанного постановления за Тагировым Е.Т было закреплен жилой дом по адресу: Тюменская область, сорокинский район, <адрес>. Таким образом, истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющее закрепленное жилое помещение. Постановлением Администрации города от 19.11.2010 № ему было отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке по месту жительства (при Администрации города Сургута), в связи с наличием закрепленного жилого помещения. Доводы истца о том, что у него отсутствует жилое помещение, поскольку право собственности за закрепленное жилое помещение не зарегистрировано, считает несостоятельными. В данном случае бездействие законного представителя - попечителя Тагирова Е.Т. и органов опеки, по осуществлению государственной регистрации права собственности на дом, а также самого истца после достижения им совершеннолетия не может порождать право на получение жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма. Тагиров Е.Т. имеет в городе Сургуте регистрацию по месту жительства с 13.02.2010 (по достижению 19-летнего возраста), при этом его фактическое проживание в городе Сургуте не подтверждено, об этом свидетельствуют акты обследования жилищных условий от 01.11.2010 и от 14.02.2010. К акту представленному комитетом по опеке и попечительству следует отнестись критически, поскольку до разбирательства в суде неоднократные выезды подтвердили, что истец в городе Сургуте не проживает, а принадлежность вещей, показанных представителям опеки в качестве личных вещей Тагирова Е.Т. в отсутствии самого гражданина, не являются достаточным доказательством его постоянного проживания в городе Сургуте. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях на то, что регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-0 и от 6 октября 2008 года N 619-О-П), следовательно, наличие или отсутствие регистрации само по себе не может являться основанием для порождения либо прекращения каких-либо прав и обязанностей. Учитывая изложенное, однозначные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания Тагирова Е.Т. в городе Сургуте в материалах дела отсутствуют. В кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 03.05.2011 по рассматриваемому делу суд полагает, Представитель третьего лица комитета опеки и попечительства Администрации г.Сургута Сабадашева В.В. в судебном заседании исковые требования не поддержала, считала, что иск не подлежит удовлетворению, так как доказательств, что г.Сургут является местом жительства истца не предоставлено, истец проживает <адрес>, из телефонного разговора с ним следует, что <адрес> он оформил в свою собственность, женился и приезжать в г.Сургут не собирается, обещал предоставить сведения о регистрации брака и сняться с регистрационного учёта в г.Сургуте. Заслушав представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельствами о смерти. Постановлением объединенного МО <адрес> № от 27.09.2004 года над несовершеннолетним истцом Тагиров Е.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено попечительство, попечителем назначен брат Ступников Н.М. За несовершеннолетним закреплен жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 10). 13 февраля 2010 года истец зарегистрирован по адресу: г.Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>. Квартира принадлежит на праве собственности сестре истца Исмаиловой (Тагировой) З.Т., ее мужу и их дочери (л.д. 13). Согласно сведений ОАО Страховая медицинская компания «Югория-мед» Тагиров Е.Т. застрахованным не является. Истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по мотиву наличия закрепленного жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 36). Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, абзац второй ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159 ФЗ, предусматривает право на внеочередное предоставление жилого помещения указанной категории детей только в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дел, какой стороне надлежит их доказывать. Истцу необходимо было предоставить доказательства о не пригодности закрепленного за ним жилого дома для постоянного проживания, заключение межведомственной комиссии ( п.п.4, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). В соответствии с ч.1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истцу необходимо было предоставить доказательства его нуждаемости, предоставить сведения кому и на каких основаниях принадлежит право пользования закрепленным за ним жилом домом <адрес> <адрес> в <адрес>. Истцом, указанных доказательств, суду представлено не было. Согласно выписки из ЕГРП Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Викуловский отдел от 16 августа 2011г. жилой дом площадью 40 кв.м. по адресу : <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Денисовой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ограничения ( обременение) права : ипотека, регистрация ДД.ММ.ГГГГ срок в течении трех месяцев, залогодержатель : Тагиров Е.Т.. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Тагиров Е.Т. в иске к Администрации г.Сургута, третье лицо Комитет по опеке и попечительству Администрации г.Сургута о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма - отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты -Мансийского автономного округа в течение десяти дней путем подачи жалобы через Сургутский городской суд. Судья подпись Копия верна: Судья Г.Н.Кузнецова
что для определения нуждаемости истца необходимо обсудить вопрос о
пригодности для постоянного проживания закрепленного жилого помещения. В данном случае необходимо также учитывать, что право собственности либо право пользования за несовершеннолетним подлежит сохранению на период нахождения под опекой (попечительством) в силу ст. 148 Семейного кодекса РФ. Законодатель, в данном случае, не определяет - какие жилые помещения не подлежат сохранению (закреплению), а какие подлежат. Кроме того, при определении нуждаемости необходимо применять ст.51 ЖК РФ в полном объеме. Следовательно, для определения нуждаемости также необходимо наличие сведений из органов осуществляющих государственную регистрацию права собственности на момент рассмотрения спора, сведения об общей площади жилого дома в <адрес>, указанной в кадастровом (техническом) паспорте жилого дома, количестве граждан имеющих право пользования данным домом и характер отсутствия в данном жилом помещении Тагирова Е.Т. - временное отсутствие или постоянное, в связи с переездом на другое постоянное место жительство. При отсутствии документов, определяющих указанные обстоятельства, бездействии самого истца, либо отсутствия желания бывшего его попечителя надлежаще оформлять документы на занимаемое жилое помещение, в том числе на Тагирова Е.Т., не может являться основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в городе Сургуте, путем предоставления ему квартиры в городе Сургуте на условиях договора социального найма во внеочередном порядке. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 8 Федерального закона от 211.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 148 СК РФ, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации считает исковые требования Тагирова Е.Т. к Администрации города о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке не подлежащими удовлетворению.