РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Сургут 18 февраля 2011 г. Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Кладько Е.А. при секретаре Трофимовой А.С. с участием прокурора Бондаренко К.Ю., заявителя Алакаева Р.Р., представителя территориальной избирательной комиссии Брюханова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1249/2011 по заявлению Алакаева Рустема Рафаильевича об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Сургут, установил: Алакаев Р.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий территориальной избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Сургут (далее территориальная избирательная комиссия города Сургута). В обоснование заявления указал, что постановлением территориальной избирательной комиссии города Сургута № 997 от 09 февраля 2011 года ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Сургута пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения. Считает названное постановление необоснованным и незаконным, поскольку комиссия отказала в регистрации кандидатом в депутаты городской думы ввиду отсутствия в представленных им в комиссию документах списка населённых пунктов, где осуществлялся сбор подписей избирателей, а также документов, подтверждающих изготовление подписных листов за счёт средств избирательного фонда, несмотря на то, что указанные документы были представлены территориальной избирательной комиссии 07 февраля 2011 года. Кроме того, полагал, что территориальная избирательная комиссия города Сургута намеренно ввела в заблуждение выдвиженцев, разместив на стенде образец подписного листа, несоответствующий форме, установленной законом. В связи с чем сто процентов голосов избирателей, собранных в его поддержку, были признаны недействительными, так как подписные листы были изготовлены в соответствии с образцом, размещённым на стенде в территориальной избирательной комиссии. В-третьих, в нарушение требований окружного закона о выборах депутатов представительного органа муниципального образования территориальная избирательная комиссия не известила его о времени и месте проведения проверки подписных листов. Заявитель просил суд отменить постановление территориальной избирательной комиссии города Сургута № 997 от 09 февраля 2011 года, зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города Сургута пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения. В судебном заседании заявитель Алакаев Р.Р. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель территориальной избирательной комиссии Брюханов С.Г., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился. Суду пояснил, что законом установлено императивное требование относительно единовременного представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата. Документы, предусмотренные статьёй 3.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе», а именно: список населённых пунктов, где осуществлялся сбор подписей избирателей, и документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счёт избирательного фонда, - были представлены Алакаевым Р.Р. не единовременно с иными необходимыми для регистрации документами, а позднее, соответственно их представление не влечёт за собой правовых последствий. Полагает, что несоблюдение требования закона о единовременном предоставлении в избирательную комиссию полного перечня документов, необходимых для регистрации, надлежит рассматривать как непредставление документов. Пояснил, что основаниями для признания подписей избирателей недействительными послужило нарушение требований окружного избирательного законодательства. Все подписные листы, представленные Алакаевым Р.Р., оформлены или заполнены не в соответствии с требованиями закона. Полагал, что территориальная избирательная комиссия осуществляла свои действия в полном соответствии с законодательством. Заслушав объяснения заявителя, представителя территориальной избирательной комиссии города Сургута, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии города Сургута, вынесенного в отношении Алакаева Р.Р. В судебном заседании установлено, что 21 января 2011 года Алакаев Р.Р. уведомил территориальную избирательную комиссию города Сургута о выдвижении кандидатом в депутаты Думы города Сургута пятого созыва по одномандатному округу № 1 в порядке самовыдвижения (л.д.22-23). 31 января 2011 года Алакаев Р.Р. представил избирательной комиссии документы на регистрацию и папку с подписными листами на 58 листах, содержащую 227 подписей избирателей. Постановлением территориальной избирательной комиссии города Сургута № 997 от 09 февраля 2011 года Алакаеву Р.Р. отказано в регистрации в качестве депутата в депутаты Думы города Сургута пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения. Пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата. Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. В силу пункта 1 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее Закон ХМАО № 35-оз) для регистрации кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 названного Закона. Если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей, для регистрации кандидата также представляются подписные листы, протокол об итогах сбора подписей и иные документы, указанные в статье 3.1 названного Закона, оформленные в соответствии с названным Законом. Таким образом, законом установлено императивное требование относительно единовременного представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата. В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона ХМАО № 35-оз документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счёт средств избирательного фонда (договор, акт, платёжные иные документы), кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с документами для регистрации кандидата. Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 3.1 Закона ХМАО № 35-оз кандидат, осуществляющий сбор подписей, должен представить для регистрации в избирательную комиссию список всех населённых пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей избирателей. Из материалов дела (соответствующих справок о приёме документов на выдвижение и регистрацию от 21 января 2011 и 31 января 2011 года) следует, что Алакаев Р.Р. представил названные документы в территориальную избирательную комиссию не единовременно, вместе с иными необходимыми для регистрации документами, а позднее 07 февраля 2011 года, о чём свидетельствует копия его заявления в территориальную избирательную комиссию (л.д.28). В силу пункта 2.1 статьи 6 Закона ХМАО № 35-оз решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом ХМАО № 35-оз сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются. Таким образом, суд находит отказ территориальной избирательной комиссии в регистрации Алакаева Р.Р. в качестве кандидата в депутаты Думы города Сургута по основанию, что предусмотренные законом документы были представлены им в нарушение установленных сроков и порядка, правомерным. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатом в депутаты Думы города Сургута пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 равно 205. Алакаевым Р.Р. представлено территориальной избирательной комиссии 227 подписей избирателей. В соответствии со статьёй 5 Закона ХМАО № 35-оз рабочей группой территориальной избирательной комиссии проведена проверка порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Согласно представленной в материалы дела ведомости проверки подписных листов и обжалуемому постановлению территориальной избирательной комиссии города Сургута (л.д.8-21) рабочей группой проверено 225 подписей избирателей, которые признаны недействительными, поскольку все подписные листы оформлены или заполнены не в соответствии с требованиями закона. Основаниями для признания подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Алакаева P.P., недействительными послужило нарушение требований избирательного законодательства, предусмотренных абзацами 2,10 подпункта 9 пункта 9 статьи 5 Закона ХМАО № 35-оз, а также абзацем 6,8,11 подпункта 9 пункта 9 статьи 5 Закона ХМАО № 35-оз и подпункта 3,6,7 пункта 9 статьи 5 названного закона. Одним из оснований признания подписей избирателей недействительными явилось несоответствие формы подписного листа приложению № 3 к Закону ХМАО № 35-оз. Так, в соответствии абзацем вторым подпункта 9 пункта 9 статьи 5 Закона ХМАО № 35-оз недействительными являются все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист оформлен или заполнен не в соответствии со статьёй 3.1 или приложением 3 к названному закону, либо если при его изготовлении или заполнении была нарушена форма, утверждённая приложением 3, либо если в нём отсутствуют какие-либо сведения, предусмотренные статьёй 3.1 названного закона или приложением 3 к нему. Подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Довод заявителя, что территориальная избирательная комиссия города Сургута намеренно ввела в заблуждение выдвиженцев, разместив на стенде избирательной комиссии образец подписного листа, несоответствующий форме, установленной законом, не может повлиять на факт, установленный в судебном заседании, что все подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата, в соответствии со статьёй 9 Закона ХМАО № 35-оз являются недействительными, что в свою очередь является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты. Все законы, издаваемые в Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации, следовательно, доступны для населения. Довод заявителя о том, что он не был извещён территориальной избирательной комиссией о месте и времени проведения проверки подписей не нашёл своего подтверждения. Согласно представленному представителем территориальной избирательной комиссии журналу телефонограмм, обозревавшемуся в ходе судебного заседания, Алакаев Р.Р. в числе других кандидатов был извещён о предстоящем проведении проверки подписных листов. На основании изложенного, суд полагает, что указанные доводы не являются основанием для отмены постановления территориальной избирательной комиссии города Сургута. Суд приходит к выводу о законности решения территориальной избирательной комиссии города Сургута об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Сургута. Принимая указанное решение, территориальная избирательная комиссия действовала в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Алакаева Рустема Рафаильевича об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Сургут № 997 от 09 февраля 2011 года и возложении обязанности по регистрации кандидатом в депутаты Думы города Сургута пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Сургутский городской суд. Судья подпись Е.А. Кладько Копия верна Судья Сургутского горсуда Е.А. Кладько