Дело № 4024\2011 Решение Именем Российской Федерации г.Сургут 23 августа 2011 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югра в составе: председательствующего - судьи Шкилева П.Б., при секретаре Сафоновой М.Ю., с участием прокурора Бондаренко К.Ю., представителя ответчика Платонова П.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сургута к Управлению внутренних дел по г.Сургуту в интересах неопределенного круга лиц о понуждению к исполнению обязанности, установил: Прокурор г.Сургута обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по г.Сургуту, в обоснование которого указал, что прокуратурой города Сургута проведена проверка соблюдения УВД по г Сургуту законодательства о лицензировании. В ходе проведенной проверки исполнения законодательства о лицензировании установлены нарушения требований указанного законодательства в деятельности управления внутренних дел по городу Сургуту. В соответствии с требованиями Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно требованиям п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно - поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В ходе проверки проведенной прокуратурой города Сургута установлено, что в ИВС -1 и ИВС - 2 УВД по г. Сургуту имеются медицинские кабинеты, которые функционируют с момента ввода в эксплуатацию зданий ИВС-1 с 1982г., ИВС-2с 1991 года. В указанных кабинетах медицинские работники ИВС-1 и ИВС-2 оказывают доврачебную медицинскую помощь подозреваемым, обвиняемым, доставленным в ИВС УВД по городу Сургуту. Медицинские работники данных учреждений состоят в штатном расписании подразделений и были приняты в спецучреждения милиции на должности медицинских работников на основании приказов УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с и от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно должностной инструкции фельдшера ИВС-1 УВД <адрес> ФИО5, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника УВД по Сургуту, в должностные обязанности фельдшера входит организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС-1. Согласно должностной инструкции фельдшера ИВС-2 УВД г. Сургута ФИО3, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником МОБ УВД по Сургуту, в должностные обязанности фельдшера входит организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС-2. Проверкой было установлено, что лицензии на осуществление деятельности по оказанию доврачебной помощи лицам, доставленным в ИВС-1 И ИВС-2 УВД по г. Сургуту у УВД по городу Сургуту не имеется. Считает, что отсутствие лицензии у УВД по Сургуту на осуществление доврачебной медицинской помощи не может гарантировать оказания качественных услуг (работ) гражданам, содержащимся ИВС-1 и ИВС-2 УВД по городу Сургуту, что в свою очередь также может повлечь нарушения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Просит обязать УВД по г.Сургуту получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи в срок до 01 октября 2011 года. В судебном заседании прокурор Бондаренко К.Ю. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просит удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Платонов П.О. иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам гражданского дела. Дополнительно суду пояснил, что в ИВС имеются журналы обследования арестованных, записи в котором свидетельствуют о том, что осмотры производятся визуально. Также имеется журнал выезда в больницу арестованных, из которого следует, что арестованные доставляются в больницу для оказания медицинской помощи. В ИВС проводятся медицинские осмотры следственно-арестованных, медицинские осмотры этапов, медицинские осмотры административно-арестованных, с целью выявления инфекционных заболеваний и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи, проводятся противоэпидемические мероприятия, санитарно-гигиеническое обеспечение. В настоящее время в штате УВД нет фельдшеров, так как они уволились. Законом и нормативно правовыми документами на УМВД России по г. Сургуту не возложена обязанность по оказанию медицинской помощи, не предусмотрена обязанность по получению лицензии на оказание медицинской помощи. Вся медицинская деятельность оказывается в учреждениях здравоохранения города Сургута, куда заболевшие доставляются силами сотрудников ИВС. Просит в иске отказать. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы, безопасности, предназначены для держания под стражей задержанных. по подозрению в совершении преступлений. Согласно п. 195 Приказа МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного держания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативно правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, В соответствии с п.п. 1,2 Приказа МВД РФ и. Минздрава РФ от 22 ноября 1999 года № 115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико - санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. При оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. N 5487-1, другими нормативными актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Инструкцией. Одной из основных задач медицинского работника ИВС в соответствии с п. 7 Приказа является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. Согласно ст. 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территорий Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государств культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. В соответствии с требованиями данной статьи медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно требованиям п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность -предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно - поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Согласно приказов УВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в здании изоляторов временного содержания № и № подозреваемых, обвиняемых УВД по г Сургуту имеется медицинская часть. Согласно положения о медицинской части ИВС № 2 УВД по г.Сургуту при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС медицинсая часть осуществляет: выявление заболеваний, осмотр при поступлении, покамерных обходах, организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении, организацию оказания скорой медицинской помощи. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ выданной УВД по г.Сургуту в управлении согласно штатного расписания 2 должности фельдшера медицинской части в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых № 1, 2. Должности вакантны, так как работавшие фельдшеры ФИО5, ФИО3 расторгли трудовые договоры. Согласно п. 8.2. должностной инструкции фельдшера изолятора временного содержания утвержденной начальником МОБ УВД по г.Сургут в должностные обязанности фельдшера входит оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной ( доврачебной), в том числе неотложной, медико-санитарной помощи. С учетом объяснений сторон, установленных обстоятельств, исследованных доказательств, суд находит заявленный иск прокурора подлежащим удовлетворению. Суд считает, что отсутствие лицензии у УВД по г.Сургуту на осуществление доврачебной медицинской помощи не может гарантировать оказания качественных услуг гражданам, содержащихся в ИВС №1, № 2, что может повлечь нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора города Сургута к Управлению внутренних дел по городу Сургуту в интересах неопределенного круга лиц о присуждении к исполнению обязанностей удовлетворить. Обязать Управление внутренних дел по городу Сургуту получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной медицинской помощи, в срок до 01 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи кассационной жалобы через Сургутский городской суд. Судья П.Б. Шкилёв