№2-553/2011 О признании права на досрочную трудовую пенсию



                                                                                           Дело №2-553/2011

                                                         РЕШЕНИЕ

                                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2011 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе

председательствующего судьи Максименко И.В.

при секретаре                               Прокопьевой С.Г.

с участием

истца                                             Потоцкого В.М.

представителя истца                    Корневой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Потоцкого В.М. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы и об обязывании назначения досрочной трудовой пенсии со дня обращения,

                                                УСТАНОВИЛ:

        Потоцкий В.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте (далее УПФ) с заявлением за назначением пенсии. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано ввиду отсутствия стажа работы по Списку №2. В специальный стаж Потоцкого не был засчитан период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С данным отказом Потоцкий не согласен так как до службы в армии и после нее он работал на вредном производстве <данные изъяты> а согласно п.<данные изъяты> Положения о порядке начисления и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на работах с вредными условиями труда по Списку №2 военная служба приравнивается к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием данного периода. Кроме того, время нахождения граждан на военной службе засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащим, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в перечни, утвержденные Правительством РФ. Постановлением Конституционного суда РФ (далее КС РФ) №2-П предусмотрено применение норм ранее действовавшего пенсионного законодательства, а определением КС РФ №320-О конкретизирована правовая позиция в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. На основании позиции КС РФ от24.05.2001г. о конституционности положений ч.1 ст.1, ст.2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с Конституцией РФ. Закон «О трудовых пенсиях в РФ» не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию. Однако это не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002г. независимо от того, выработан ими до 01.01.2002г. общий или специальный стаж полностью или частично, по нормам ранее действовавшего законодательства, в том числе применение порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения пенсии ранее действовавшим законодательством. В связи с чем, при определении права на пенсию, в том числе с применением льготного (1 год за 1,5) порядок исчисления периодов работы в районах приравненных к районам Крайнего Севера. Поэтому пенсия с особыми условиями труда Потоцкому должна быть установлена с уменьшением возраста в 50 лет и применением норм пенсионного законодательства 1956,1990 годов и стаж его работы составляет <данные изъяты>. Просит признать право на досрочную трудовую пенсию по старости, включить в трудовой стаж работы по Списку №2 период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ

          В судебном заседании истец Потоцкий В.М. на требованиях настаивает в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что хотя пенсия должна была ему назначена в <данные изъяты> лет, но он просит назначить ее с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ Он служил в Армии 2 года, остальные 3 года служил по контракту, где ему обещали, что он не потеряет в пенсии ничего и служба будет засчитана в льготном порядке, хотя служил он не в горячих точках. Просит требования удовлетворить в полном объеме.

          Представитель истца адвокат Корнева Л.Е. требования истца поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ГУ УПФ РФ в г.Сургуте не явился, был извещен надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями Потоцкого В.М. не согласен, так как у истца отсутствует необходимый по Списку №2 стаж работы. Суд рассматривает дело в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив письменные документы, находящиеся в материалах дела, заслушав участников процесса, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №173) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона №173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона №173, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона №173 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 27 Закона №173, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением №537 от 18 июля 2002 года сохранило действие Списков №№ 1,2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26 января 1991 года, в том числе в части отнесения работы по должности (профессии) к работам подпадающим под Списки №1 или №2 в зависимости от того в каких производствах они заняты.

Согласно пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26 января 1991 года) (далее Список №1); при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятых на работах с тяжелыми условиями труда,- Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда (утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26 января 1991 года) (далее Список №2).

Установлено, что Потоцкий В.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Советской Армии, как указано в трудовой книжке. Согласно справки военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Потоцкий В.М. проходил военную службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был уволен из рядов Российской Армии с воинским званием <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вновь работал <данные изъяты>.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сургуте от ДД.ММ.ГГГГ Потоцкому В.М. отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.

Как установлено материалами дела, на дату подачи Потоцким В.М. в УПФ заявления на назначение досрочной пенсии, на ДД.ММ.ГГГГ, у истца продолжительность общего трудового стажа составляла <данные изъяты>, в том числе работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составлял <данные изъяты> и специальных трудовой стаж в особых условиях труда по Списку №2 - 5 лет <данные изъяты> без учета периода военной службы <данные изъяты>.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Закона №173).

Решение же законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О).

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 30 Закона №173 в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера или по Списку №2 при определении права на пенсию в соответствии с со статьей 27 и пунктом 6 части 1 статьи 28 Закона №173. Вместе с тем, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, военная служба не является разновидностью трудовой деятельности гражданина, это особый вид государственной службы, и пенсионное обеспечение военнослужащих по призыву осуществляется исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих, и отличается от аналогичных параметров трудовых пенсий на основании Закона №173. Законодатель, определяя порядок пенсионных прав военнослужащих, и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной службы в специальный стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, не усмотрев в этом ограничения конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную службу, и нарушения требований, вытекающих из конституционного принципа равенства. На основании изложенного, период службы Потоцкого в рядах Советской Армии, подлежит суммированному зачету лишь в общий страховой стаж истца.

Причем, период службы Потоцкого в рядах Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по призыву и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по контракту) не может быть приравнен к работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как с учетом включения службы в Армии, стаж на соответствующих видах работ, по состоянию на <данные изъяты> год составит <данные изъяты>, вместо положенных 12 лет 6 месяцев (период службы в армии суммируется со стажем работы по Списку №2).

Учитывая то, что Потоцкий В.М. настаивает на включении периода службы в Армии именно в льготный стаж по Списку №2 как с вредными условиями труда, а указанные требования не предусмотрены законом, то требования Потоцкого В.М. о включении в трудовой стаж работы по Списку №2 период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что период службы в армии не подлежит зачету в специальный стаж, которого у Потоцкого В.М. на момент обращения в пенсионный фонд было не достаточно, то требование о признании право на досрочную трудовую пенсию по старости также не подлежат удовлетворению.

         Согласно статьи 19 ФЗ №173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Суд считает, что ГУ УПФ РФ в г.Сургуте в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Потоцкому В.М. было отказано обоснованно ввиду отсутствия необходимого стажа работы по Списку №2, следовательно не подлежат удовлетворению и требования истца об обязывании ГУ УПФ РФ в г.Сургуте назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

          Руководствуясь статьями 194,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

                                                            

                                                                РЕШИЛ:

       Потоцкому В.М. в исковых требованиях к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы и об обязывании назначения досрочной трудовой пенсии со дня обращения отказать

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи жалобы через Сургутский городской суд.

Судья                                                                                  Максименко И.В.