№2-992/2011 Об устранении нарушений



Дело № 2- 992\2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Сургут           15 февраля 2011 г.

Сургутский городской суд Ханты -Мансийского автономного округа-Югры, в составе:

председательствующего судьи                           Ткача В.Н.

секретаря судебного заседания Асмоловой А.Л., с участием заместителя Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Аргышева А.Е., представителя ответчика ООО « АЗС-Простор» по доверенности Завражного А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к ООО « АЗС-Простор» об устранении нарушений природоохранного законодательства, третье лицо служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

установил:

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории г. Сургута и Сургутского района.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «АЗС-Простор» осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Проверкой установлено, что ответчиком осуществляется эксплуатация автозаправочной станции - АЗС , находящейся по адресу: ХМАО-Югра, <адрес> с грубыми нарушениями действующего законодательства.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда

В соответствии с п. 18.1 РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» (утверждены приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 г. № 229) данная автозаправочная станция является организованным стационарным источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В ходе работы автозаправочной станции происходит выброс в атмосферный воздух испарений нефтепродуктов при эксплуатации резервуаров с нефтепродуктами, топливораздаточных колонок и иных объектов станции.

Кроме того, указанный пункт Правил предусматривает, что при эксплуатации автозаправочных станций должны выполняться экологические требования, определенные природоохранным законодательством и действующими нормативными техническими документами по охране окружающей среды. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) нефтепродукты включены в перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками.

Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «АЗС-Простор» не имеет, чем грубо нарушаются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет предельно допустимый выброс как норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000г. №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Исходя из требований федерального законодательства, обязанность по оформлению и наличию разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, а также разработку нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух возлагается на                     ООО «АЗС-Простор», так как именно данная организация является природопользователем и непосредственно эксплуатирует - АЗС , находящейся по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с требованиями п.3 ст. 12 и ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч.5 ст. 14, ч.7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены такие основные принципы охраны окружающей среды, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый выброс - это норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух. В то время как атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Таким образом, в нарушение требований природоохранного законодательства ООО «АЗС-Простор» не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории г. Сургута ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В соответствии с обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 г.) дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, за совершение ими экологических правонарушений, не носят экономического характера и подведомственны судам общей юрисдикции.

Прокурор просит в соответствии с п.3 ст.35 Закона РФ « О прокуратуре Российской Федерации, ст.45 ГПК РФ обязать общество с ограниченной ответственностью « АЗС-Простор» в срок до 01 июня 2011 года получить разрешение на выбросы вредных ( загрязняющих) вещество в атмосферный воздух для автозаправочной станции- АЗС , находящейся по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>

Запретить ООО «АЗС-Простор» с ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию автозаправочной станции АЗС , находящейся по адресу: ХМАО-Югра, <адрес> в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Представитель ответчика ООО « АЗС-Простор» по доверенности Завражный А.М. исковые требования признал в полном объеме, пояснив суду, что требования прокурора исполнены ответчиком добровольно в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, приобщив к материалам дела необходимые документы.

Представитель третьего лица службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд определил рассмотреть в отношении него дело в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании заместитель Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Аргышев А.Е. от иска отказался в связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований, просит дело производством прекратить.

Проверив материалы дела, суд считает заявление истца подлежащим удовлетворению, так как в соответствии со ст. 220 ГПК РФ истец отказался от иска и отказ принят судом.

В порядке ст.101 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства также государственная пошлина.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

            В связи с отказом истца производство по гражданскому делу № 2- 992\ 2011 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к ООО « АЗС-Простор» об устранении нарушений природоохранного законодательства, третье лицо служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

        Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АЗС-Простор» для зачисления в местный бюджет государственную пошлину по требованиям неимущественного характера в размере <данные изъяты>

        Определение может быть обжаловано в течение десяти дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, с подачей жалобы через Сургутский городской суд.

Судья                                                                                                   В.Н.Ткач.