№2-817/2011 О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий



                                                                                                                                     № 2-817/ 2011                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       «09» февраля 2011 года                                                                              г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Луданой Г.А.

при секретаре Киямовой А.А.

с участием истца М.В.

       представителя ответчика Д.Т.

        рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску М.В., третье лицо М.В. к ОАО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, сохранении очередности по участию в подпрограмме «Доступное жилье молодым», признании право на участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование»

                                                    у с т а н о в и л:

М.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои исковые требования тем, что вместе с мужем М.В. ДД.ММ.ГГГГ подала в Филиал ОАО «Ипотечное агентство Югры» по городу Сургуту и Сургутскому району ХМАО-Югра документы, необходимые для заключения трехстороннего соглашения для перечисления компенсации, части банковской процентной ставки предусмотренной Программой ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО- Югры на 2005-2015 годы». ДД.ММ.ГГГГ им отказали в возможности заключения трехстороннего соглашения по компенсации части банковской процентной ставки, т.к. в соответствии с п.8 ст. 17.1 Закона ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы» государственная поддержка участникам подпрограммы № 4 не предоставляется по кредитам, выданным на приобретение жилых помещений, в случае, если соответствующие кредитные договоры были заключены до даты постановки на учёт, для получения государственной поддержки в рамках подпрограммы №4. Считает отказ не законным, т.к. их семья для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» обратилась 16.10.2009 года, п. 8 ст. 17.1 Закона (введен Законом ХМАО - Югры от 12.10.2009 N 150-оз) вступил в силу с 22.10.2009 г., поэтому считает, что на них действие данного пункта распространяться не может. Основания для отказа в заключении трехстороннего соглашения предусмотрены п. 4.3 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 08.02.2006 г. № 23-П. Все перечисленные п. 4.4. указанного Постановления документы были сданы ими в апреле 2010 года, недостатки не выявлены, документы приняты. Они подпадают под категорию молодой семьи, на момент сбора документов ДД.ММ.ГГГГ являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.к. не являлись собственниками жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ они заключили предварительный договор о покупке квартиры на вторичном рынке, внесли залог, ДД.ММ.ГГГГ они обратились на консультацию к ответчику, где в связи с большим количеством желающих, их записали на сдачу документов только на ДД.ММ.ГГГГ. Условия Подпрограммы № 2 распространяются на молодые семьи, принятые на учет в качестве участников подпрограммы 2 и заключившие договоры на строительство или приобретение жилого помещения после вступления в силу настоящего Закона, в законе не оговаривается постановка на учет до заключения кредитного договора и сроки приобретения жилого помещения. Условия подпрограммы 2 Программы ХМАО Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005-2015 годы» распространяются на молодые семьи и молодых специалистов, принятых на учет в качестве участников подпрограммы 2 и заключивших договоры на строительство или приобретение жилого помещения после вступления в силу настоящего Закона, в Законе не оговаривается постановка на учёт до заключения кредитного договора и сроки приобретения жилого помещения. Условия настоящей подпрограммы также распространяются на молодые семьи и молодых специалистов, являющихся собственниками жилых помещений, приобретенных с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных подпрограммой "Ипотечное жилищное кредитование", входящей в состав Программы. (п. 17 в ред. Закона ХМАО - Югры от 24.02.2009 N 3-оз) Просит восстановить нарушенное право и признать ее семью составом семьи, включая мужа М.В. и сына М.Я. нуждающимися, в улучшении жилищных условий. Обязать Филиал ОАО «Ипотечное агентство Югры» по городу Сургуту и <адрес> ХМАО-Югра предоставить государственную поддержку молодой семьи, имеющей детей, в виде предоставления субсидии на погашение части кредита, путем сохранения очередности в списке участников подпрограммы №2 Программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы». Обязать Филиал ОАО «Ипотечное агентство Югры» по городу Сургуту и Сургутскому району ХМАО-Югра предоставить право одновременного участия в подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование" Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы».

В судебном заседании истец поддержала исковые требования, суду пояснила, что их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. своего жилья не имели, были прописаны в квартире ее брата, жили на съемной квартире. В ДД.ММ.ГГГГ г. им в сбербанке одобрили кредит на сумму <данные изъяты> и они стали искать вариант покупки квартиры, за такие деньги они могли купить только вторичное жилье. ДД.ММ.ГГГГ они заключили предварительный договор о покупке квартиры и обратились в ипотечное агентство за консультацией, где им пояснили, что для постановки на учет они успеют собрать все документы и записали на сдачу документов только на ДД.ММ.ГГГГ из-за большого объема желающих сдать документы. Она объясняла, что они уже покупают квартиру, но их верили, что это не имеет значения. ДД.ММ.ГГГГ они заключили договор купли-продажи квартиры, оплата по договору произведена с использованием ипотечного кредита <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ ими было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности. ДД.ММ.ГГГГ они написали заявление на участие в подпрограмме № 2, т.к. на момент обращения Закон предоставлял право на получение субсидии на вторичное жилье, документы о приобретении жилья им сказали надо предоставить при подходе их очереди на предоставление субсидии. В ДД.ММ.ГГГГ документы о приобретении жилья она сдала в ипотечное агентство. Одновременно с заявлением на участие в подпрограмме № 2 им сказали написать заявление на участие в подпрограмме № 4, но на момент обращения не было предусмотрено право на получение мер государственной поддержки при покупке вторичного жилья, поэтому за заключением трехстороннего соглашения на имеющийся кредит они не обращались. Как пояснил им специалист агентства возможно законодательство изменится. В ДД.ММ.ГГГГ внесли изменения в Закон о предоставлении мер государственной поддержки по подпрограмме № 4 на вторичное жилье, она обратилась в банке для подготовки такого трехстороннего соглашения и ДД.ММ.ГГГГ обратилась с этим соглашением к ответчику. ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в заключении трехстороннего соглашения о компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту. Считает, что отказ незаконен, т.к. изменения о возможности компенсации % ставки на кредиты, заключенные после принятия на учет вступили в силу после принятия их на учет ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время им не отказано в получении субсидии по подпрограмме № 2, однако она предполагает, что ей также могут отказать в получении субсидии по подпрограмме № 2. Также считает, что они должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ           

Третье лицо М.В. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель ответчика исковые требования не признала, считает, что истцу обоснованно отказано в заключении трехстороннего соглашения по условиям подпрограммы № 4, по основаниям, изложенным в отказе. Оснований для неприменения норм действующего Закона на момент обращения в ДД.ММ.ГГГГ у них не имелось. При принятии семьи истца на учет по подпрограмме № 2 и подпрограмме № 4 ими не были сообщены сведения о наличии у них в собственности жилого помещения, в своих заявлениях они сообщили об отсутствии жилья и расписались. По имеющемуся у истцов в собственности жилому помещению они не относятся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. на каждого члена семьи приходится более 12 кв.м. общей площади. Семья истца до настоящего времени состоит в списках участников подпрограммы № 2 и решения об исключении из списков участников или об отказе в предоставлении субсидии не принималось.

Заслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

По договору от ДД.ММ.ГГГГ М.В., действующая также как законный представитель несовершеннолетнего М.Я., М.В. купили в общую долевую собственность по 1/3 доли каждому квартиру по <адрес> общей площадью 39,7 кв.м. Расчет за покупаемую квартиру вносится покупателями в т.ч. из кредитных средств, предоставленных Сберегательным банком по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ М.В. выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на приобретенную квартиру.

ДД.ММ.ГГГГ супруги М.В., имеющие одного ребенка обратилась в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о постановке на учет для предоставления субсидии в соответствии с Подпрограммой «Доступное жилье молодым» и для предоставления государственной поддержки в соответствие с Подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» Программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры» на 2005-2015 годы», утвержденную Законом ХМАО - Югры от 11.11.05г. № 103-оз (Далее Закона).

К заявлениям были представлены документы об отсутствии жилого помещения на праве собственности (справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ), справка о регистрации по месту жительства в квартире по <адрес>.

Из представленных документов ОАО «Ипотечное агентство Югры» был сделан вывод о соответствии семьи истцов критериям участников Программы «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры» на 2005-2015 годы» и уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ супруги М.В. были уведомлены о принятии на регистрационный учет для предоставления субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование» в соответствии с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ При этом срок действия уведомления о постановке на учет для предоставления государственной поддержки по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» до ДД.ММ.ГГГГ.

Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2009 года № 150-оз «О внесении изменений в Закона ХМАО-Югры «О программе улучшения жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы» ст. 17.1 Закона дополнена пунктом 8 следующего содержания « Государственная поддержка участникам подпрограммы 4 не предоставляется по кредитам (займам), выданным на приобретение жилых помещений, в том случае, если соответствующие кредитные договоры (договоры займа) были заключены до даты постановки на учет для получения государственной поддержки в рамках подпрограммы 4», изменения вступили в силу с 22 октября 2009 года.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с документами для заключения трехстороннего соглашения по компенсации части процентной ставки по кредитному договору, заключенному со <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в рамках подпрограммы № 4 «Ипотечное жилищное кредитование».

ДД.ММ.ГГГГ в заключении трехстороннего соглашения отказано со ссылкой на п. 8 ст. 17.1 Закона. Суд считает данный отказ обоснованным.

Кредитный договор для приобретения жилья заключен истцом ДД.ММ.ГГГГ, на учет по предоставлению мер государственной поддержки в рамках подпрограммы № истец принята ДД.ММ.ГГГГ, за заключением трехстороннего соглашения по компенсации процентной ставки истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Доводы истца о том, что на них не может распространяться п. 8 ст. 17.1 Закона, т.к. они приняты на учет по подпрограмме № 4 до вступления действия данного пункта в законную силу, суд считает необоснованным. За использованием мер государственной поддержки, предусмотренных подпрограммой № 4 истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, отказано было в соответствии с действующей на момент обращения редакцией Закона.

Требования истца о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий не подлежат удовлетворению, т.к. признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не входит в компетенцию суда.

Требования истца о сохранении очередности в списке участников подпрограммы № 2 «Доступное жилье молодым» также не подлежат удовлетворению, т.к. семья истца из списков участников указанной подпрограммы не исключена, в предоставлении субсидии по подпрограмме № 2 им не отказывалось.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                   Р Е Ш И Л:

                    М.В., третье лицо М.В. в иске к ОАО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, сохранении очередности по участию в подпрограмме «Доступное жилье молодым», признании права на участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» отказать.

              Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи жалобы в Сургутский горсуд.

      Председательствующий              подпись

Копия верна: Судья                                                       Г.А. Луданая