№2-4170/2011 О признании права на меры социальной поддержки



                                                                                                             дело № 2-4170\2011

Решение
Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 года                              г.Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе председательствующего судьи Шкилёва П.Б., при секретаре Сафоновой М.Ю., с участием истца Маникиной Т.А., представителя ответчика по доверенности Бражник Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маникиной Т.А. к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, управлению социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о признании права на меры социальной поддержки как гражданина подвергшегося радиационному воздействию,

установил:

    Маникина Т.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, управлению социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании принять соответствующие документы, подтверждающие её право и направить в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бездействий для решения, обязать выдать удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в форме установленной « Правилами выдачи удостоверений единого образца, гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Требование мотивировала тем, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в последствии проживала в <адрес>, Казахской ССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В указанный период времени проводились ядерные испытания. На основании данных полученных в результате исследований в <адрес> и с соблюдением порядка предусмотренного ст. 11 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 г. № 1787-ХП «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» ей было выдано удостоверение гражданина пострадавшего вследствие ядерных испытаний серия ВК . Согласно ст. 10 указанного Закона Республики Казахстан под его действие подпадают так же граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территориях в зоне риска в период проведения подземных ядерных взрывов с <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим законом в соответствии с межгосударственными соглашениями. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району с заявлением о замене удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. К заявлению были приложены документы, подтверждающие факт нахождения в период ядерных испытаний в зоне радиоактивного излучения, подтверждающие уровень радиационного воздействия, подтверждающие право на соответствующие льготы на территории Республики Казахстан. Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в замене удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на том основании, что <адрес> не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний утвержденному распоряжением Правительства РФ № 356-р от 15.03.1995 года.

Полагает, что согласно удостоверению Республики Казахстан, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, <адрес> был расположен в зоне повышенного радиационного риска. Зона повышенного радиационного риска в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1787-ХП «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» характеризуется уровнем радиации от 7 до 35 бэр. Считает, что в соответствии с Указом Президента РФ № 2228 от 20.12.1993 года граждане, подпадающие под действие Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1787- ХП и проживающие за пределами Республики пользуются теми же льготами.

Считает, что на основании ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 10.12.1994 г., наличие удостоверения выданного Республикой Казахстан, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском без дополнительного документального подтверждения является основанием для признания права на соответствующие льготы на территории РФ. Полагает, что согласно Определения Конституционного суда РФ № 960-О-П от 04.12.2007 г. само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Просит иск удовлетворить.

       В судебном заседании Маникина Т.А. поддержала исковые требования по основаниям изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что не знает какая у нее суммарная доза облучения, однако в справке выданной в Республике Казахстан указано, что местность где она проживала относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35 бэр. Цитогенетический анализ крови она не делала, суммарную дозу облучения не знает, полагает, что указанной справки выданной на основании удостоверения и самого удостоверения выданного также в Республике Казахстан достаточно для признания её права на льготы.

        Представитель ответчика по доверенности Бражник Е.В. иск не признала, суду пояснила, что перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р. Согласно представленным документам, Миникина Т.А. проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Указанный населенный пункт не включен в перечень, кроме того период проживания истца не соответствует периоду, определенному законодательством. ( 1949 - 1963 гг). Указ Президента РФ № 2228 от 20.12.1993 г. на который ссылается истец в обоснование требований, не действует, так как признан утратившим силу Указом Президента от 06.11.1995 г. № 1081.

       Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела приходит к следующим выводам.

        В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ).

      В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. № 356-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.

     Как следует из материалов дела, истица родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Казахской ССР и проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

    Указанный населенный пункт не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

     В настоящее время Маникина Т.А. является гражданкой Российской Федерации, проживает в <адрес>.

     В <данные изъяты> истица изменила фамилию <данные изъяты> указанную в выданном удостоверении и справке от ДД.ММ.ГГГГ на фамилию Маникина, в связи с регистрацией брака, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ПН от ДД.ММ.ГГГГ Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством РФ на основании указанной методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения «НИИ Региональных медико-экономических проблем» в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента РФ (от 4 апреля 1997 года № 469) и Правительства РФ (от 9 апреля 1997 года № ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора по теме «Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт».

       Истица не представила суду достоверных данных, свидетельствующих, что население <адрес> вследствие ядерных испытаний получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

       Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 960-О-П «По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», часть первая статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

    Однако, в том же Определении Конституционного суда указано, что вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Доказательств, подтверждающих получение Маникиной Т.А. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, истицей суду не представлено и в материалах дела не имеется.

      Как пояснила Маникина Т.А. результаты цитогенетического анализа крови она не проводила, данные свидетельствующие о получении ею ионизирующего облучения в суммарной дозе более 5 сЗв у нее отсутствуют, однако полагает, что выданного в <адрес> удостоверения и справки с указанием дозой воздействия от 7 до 35 Бэр является достаточным основанием, для обмена удостоверения.

     Согласно Порядку выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденному Приказом МЧС России от 18.09.2009 г. № 540, при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

       Суд считает, что представленные истцом справка ГУ труда и социальной защиты населения <адрес> о проживании в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр выданная при этом на основании представленного удостоверения в свою очередь выданного администрацией <адрес>, не могут являться бесспорным основанием для выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденному Приказом МЧС России от 18.09.2009 г. № 540.

      Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств - членов Содружества Независимых Государств, граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся стороны.

     Суд считает, что предоставление правовой защиты гражданам и лицам, проживающим в государствах - участниках конвенции, на территории других государств не подразумевает наделение их всеми правами, которыми обладают местные граждане и жители. Речь идет только о способах защиты уже имеющихся прав. Общий принцип п. 1 ст. 1 Конвенции конкретизируется в п. 2, где перечислен ряд процессуальных прав, призванных гарантировать справедливое судебное разбирательство. Право на льготы и компенсации - материальное право, которое может быть предметом правовой защиты, но не является ее элементом.

     На территории Российской Федерации в соответствии со ст. 1 Конвенции правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам.

Конвенция распространяется только на транснациональные отношения - возникающие на территории одного государства, но затрагивающие права граждан и жителей других государств. Из этого следует, что Конвенция не дает гражданам Российской Федерации права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан.

     Статья 13 Конвенции всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Признание аутентичности документа не означает обязательности его автоматического исполнения.

     Таким образом, то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства.

     Межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по взаимному признанию социальных гарантий пострадавших от радиации лиц, ранее проживавших в зоне деятельности Семипалатинского ядерного полигона, отсутствуют.

     Вопросы социальных гарантий гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с конкретным механизмом компенсаций в России и Казахстане решаются самостоятельно.

     Учитывая, что законодателем определены обязательные условия для предоставления гражданам мер социальной поддержки, которые в данном случае отсутствуют, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Маникиной Т.А. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Маникиной Т.А. к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, управлению социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязании принять соответствующие документы, подтверждающие её право и направить в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бездействий для решения, обязать выдать удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в форме установленной «Правилами выдачи удостоверений единого образца, гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи жалобы через Сургутский городской суд.

             Судья                П.Б. Шкилёв