№ 2-5859/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «02» ноября 2011 года г.Сургут Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Луданой Г.А. при секретаре Швыревой А.Г. с участием истца Л.Д. представителя третьего лица С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Д., третье лицо комитет по опеке и попечительству к администрации г.Сургута о представлении жилого помещения во внеочередном порядке у с т а н о в и л : Л.Д. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, мотивируя свои исковые требования тем, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в комитете по опеке и попечительству Администрации города Сургута. Постановлением Администрации города Сургута от 18.05.2006 г. над ней была установлена опека, в связи с тем, что мать С.Е. и отец Л.Д. Дамир уклонялись от ее воспитания. Опекуном назначена бабушка П.О. Решением Нижневартовского городского суда от 16.04.2007 г. мать лишена родительских прав, решением Сургутского городского суда от 08.02.2007 г. отец лишен родительских прав. Она зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 84, 2 кв.м. Квартира принадлежит на праве совместной собственности П.А., П.О., Л.Е., П.А., Т.А. В квартире зарегистрировано 7 человек, на каждого приходится по 12,03 кв.м. общей площади. Постановлением Администрации города от 01.07.2009 г. она была принята на учет в целях внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Постановлением Администрации города от 28.07.2011 г. ее исключили из внеочередного списка нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма имеющих право получение внеочередного жилья, так как она имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Исключение ее из внеочередного списка нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма нарушает ее права. На основании п. 2 ст. 57 ЖК РФ просит обязать Администрацию города во внеочередном порядке предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте города Сургута на условиях договора социального найма, общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилья. В судебном заседании истец поддержала исковые требования. Представитель комитета опеки и попечительства поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в письменном заключении. Ответчик администрация г. Сургута в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном отзыве представитель С.О., действующая на основании доверенности от 20.10.2010 г. № 276 исковые требования не признала по следующим основаниям: В рамках реализации государственного полномочия муниципальному образованию городской округ город Сургут переданы финансовые средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при соблюдении следующих условий: - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеют закрепленного жилого помещения с момента установления опеки до момента окончания периода опекунства (попечительства, пребывания в специализированных учреждениях); - обеспечение жилым помещением осуществляется по месту жительства ребенка, а не по месту временного пребывания. Истец имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющее закрепленное жилое помещение. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ предоставление жилых помещений на условиях договоров социального найма муниципального жилищного фонда осуществляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, определенных федеральным законом или законом субъекта РФ. Исходя из требований Федерального закона № 159-ФЗ, право на внеочередное получение жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья. Статья 57 ЖК РФ предусматривает общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и содержит перечень категорий граждан, имеющих право получение жилых помещений вне очереди. Критерии же, позволяющие отнести гражданина к категории детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей определены федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996. Считают, что при решении вопроса о предоставлении жилого помещения лицу, оставшемуся без попечения родителей необходимо применять ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., ст. 148 СК РФ в совокупности. Заслушав истца, представителя комитета опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению. Истец относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации города Сургута от 18.05.2006 г. над несовершеннолетней Л.Д., имеющей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> установлена опека, в связи с тем, что мать С.Е. и отец Л.Д. Дамир от воспитания дочери уклоняются. Опекуном назначена бабушка П.О. Родители истца лишены родительских прав мать - решением Нижневартовского городского суда от 16.04.2007 г., отец - решением Сургутского городского суда от 08.02.2007 г. Постановлением администрации г.Сургута от 01.07.2009 г. истец принята на учет в целях внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма как относящаяся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г.Сургута от 28.07.2011 г. истец исключена из внеочередного списка граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, т.к. она зарегистрирована и проживает квартире по адресу: <адрес>. В соответствии с п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании ими пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилыми помещениями указанная категория детей обеспечиваются, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения. Норма ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, предусматривающая право на внеочередное предоставление жилого помещения указанной категорией детей только вслучае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения противоречит п. 2 ч. 2ст. 57ЖК РФ, который не предусматривает такого ограничения для предоставления вне очереди жилого помещения, как наличие закрепленного жилого помещения. Поскольку, согласно ч.8 ст. 5 ЖК РФ, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах к иных нормативных правовых актах РФ, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ, суд приходит к выводу, что наличие закрепленной за истцом жилой площади само по себе не является основанием для отказа в предоставлении вне очереди жилого помещения. В данном случае, при решении вопроса о возможности обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке указанной категории граждан должно иметь значение наличие нуждаемости в жилом помещении. На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением городской Думы г. Сургута от 26.10.2005 № 515 на территории города установлена учетная норма площади жилого помещении - менее 14 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека. При решении вопроса о принятии на учет администрацией г. Сургута принято во внимание проживание истца в жилом помещении по <адрес>. Квартира на основании договора приватизации от 26.02.1998 г. на праве общей совместной собственности П.А., П.О., Л.Е., П.А., Т.А. Кроме собственников квартиры в ней также зарегистрированы истец и Л.Д.. Общая площадь квартиры 84,2 кв.м., на каждого члена семьи приходит по 12,02 кв.м. общей площади, т.е. истец обоснованно была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке и оснований для ее исключения из внеочередного списка по предоставлению жилья администрация г. Сургута не имела. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Л.Д., третье лицо комитет по опеке и попечительству к администрации г.Сургута о представлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить. Обязать администрацию г.Сургута предоставить Л.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в черте города Сургута на условиях договора социального найма, общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилья. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи жалобы в Сургутский горсуд. Председательствующий подпись Копия верна: Судья Г.А. Луданая