Дело №2-5370/2011 РЕШЕНИЕ 07 ноября 2011 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе председательствующего судьи Максименко И.В. при секретаре Граммаковой А.М. с участием истца Антоновой Л.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Л.Ю. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте об обязывании включения периодов работы в стаж педагогической деятельности и об обязывани назначения досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Антонова Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте (далее УПФ в г.Сургуте) за назначением досрочной трудовой пенсии, в которой истице было отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа работы. С данным отказом Антонова не согласна, так как считает, что незаконно из стажа работы были исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГда в должности <данные изъяты>, так как данная должность не предусмотрена Списком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, так как вид учреждения не предусмотрен Списком. Просит обязать включить в педагогический стаж оспариваемые периоды работы и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец Антонова на требованиях настаивает по основаниям указанным в исковом заявлении. Просит требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика УПФ в г.Сургуте в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, согласно представленного письменного отзыва, с исковыми требованиями Антоновой не согласен, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку у истца отсутствует необходимый 25-летний педагогический стаж работы. Суд рассматривает дело в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив письменные документы, находящиеся в материалах дела, заслушав лиц, участвующих в процессе, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании статьи 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ №173) право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 ФЗ №173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 указанного закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года во исполнение вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ №173, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ №173 (далее именуется список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. По смыслу положений вышеуказанных нормативных правовых актов для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо, чтобы работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем списке и одновременно в указанных этим списком должностях. Обязательным является также условие, чтобы работа имела место именно в учреждениях для детей, что подтверждается уставными задачами учреждения и возрастным составом обучающихся воспитанников. На основании протокола заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № УПФ в г.Сургуте Антоновой было разъяснено, что для назначения досрочной трудовой пенсии не достаточно педагогического стажа, поскольку не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, так как данная должность не предусмотрена Списком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, так как вид учреждения не предусмотрен Списком. Соответственно отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей. Таким образом, Антонова согласна с включенными УПФ в г.Сургуте в педагогический стаж, периодов работы в общем размере <данные изъяты>. На основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В соответствие с трудовой книжкой № № от ДД.ММ.ГГГГ Антонова ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. Однако, как следует из архивных справок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных архивным отделом Администрации <адрес> <адрес> в архивном фонде № <данные изъяты> в приказах по личному составу есть приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к о принятии Антоновой Л.Ю. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к об увольнении Антоновой Л.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> был реорганизован в акционерное общество закрытого типа <данные изъяты> На основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> было реорганизовано в закрытое акционерное общество <данные изъяты> На основании справки, уточняющей льготный характер работы № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес>, Антонова работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>. Работа выполнялась на одну ставку в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели. Отпуск по уходу за ребенком, отпуск без сохранения заработной платы, курсов повышения квалификации и т.д. не предоставлялся. На основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной комитетом по образованию администрации <адрес> на основании постановления главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № отдел народного образования <данные изъяты> реорганизован в отдел по образованию администрации <адрес>; на основании постановления главы муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение «Отдел по образованию администрации <адрес> в Комитет по образованию администрации муниципального образования <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); на основании постановления главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отдел по образованию администрации <адрес>, в муниципальное учреждение «Отдел по образованию администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); на основании постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ комитет по образованию администрации муниципального образования <адрес> <адрес> переименован в Комитет по образованию администрации <адрес> <адрес> (приказ №-а от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ согласно постановления Главы районной Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации изменений в Устав муниципального образовательного учреждения» <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> среднюю общеобразовательную школу. На основании приказа Комитета по образованию № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Постановления Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении сети муниципальных образовательных учреждений» школа реорганизована в МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа». Согласно справки, выданной Комитетом по образованию администрации <адрес> <адрес> МОУ «<адрес> СОШ» Антонова получала заработную плату, учитываемую при начислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей должность старшей пионервожатой не предусмотрена. Действующее до 01 октября 1993 года законодательство предусматривало зачет в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, работу в органах народного образования в районных, окружных и городских (в городах, где нет районных отделов народного образования, отделы народного образования в качестве заведующих, инструкторов и инспекторов, запасных учителей, поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии. Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституций Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на Пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право да пенсию за выслугу лет в связи её педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей периоды работы до 01 ноября 1999 года зачитываются в соответствии со «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей» дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, где за данными педагогическими работниками сохраняется условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В период работы Антоновой в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с пунктом 2 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, но согласно пункта 4 при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Из материалов дела следует, что стаж педагогической деятельности истца на дату обращения в Фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости без учета спорного периода составлял <данные изъяты>, то есть более 2/3 требуемого стажа. В периоды работы Антоновой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> средней школе, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с частью 1 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в средней школе в качестве штатных пионервожатых. Таким образом, Антонова имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать законно возникшее право Антоновой. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и, гражданина. Согласно статьи 28 ФЗ №173 утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии. Вид учреждения Такмыкский детский комбинат в названном Списке не указан. Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ №173 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ №173, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Согласно пункта 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», в соответствии с подпунктами 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ№173 в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии, если на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка. На основании пункта 1 «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» предусмотрена работа воспитатель, а в пункте 1.5 вид учреждения детский сад. При этом работа в должностях, указанных в разделе «Наименование должностей» Списка засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» этого же Списка. Однако, согласно пункта 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае, если период работ в определенной должности, поименованный в Списке, но отсутствует вид (тип) учреждения, то возможно установление тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тому виду, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно пунктов 4,5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст.ст.27,28 ФЗ №173 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Установлено, что истец постоянно в течение полного рабочего дня, занимался с детьми, за истца производилась уплата страховых взносов. Учитывая то, что в данном случае устанавливается тождественность выполняемых Антоновой функций, условий и характера деятельности воспитателя детского комбината к воспитателю детского сада, то период работы истца <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> детском комбинате подлежит включению в стаж педагогической деятельности. В соответствии со статьей 19 ФЗ №173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как установлено, педагогический стаж Антоновой на момент обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ по данным персонифицированного учета составлял <данные изъяты>, судом включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> в связи с чем педагогический стаж истицы на момент обращения за пенсией составляет <данные изъяты>, соответственно на день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ у Антоновой имелся необходимый 25-летний педагогический стаж, в связи с чем, требование Антоновой об обязывании назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, РЕШИЛ: Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте включить в стаж педагогической деятельности Антоновой Л.Ю. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте назначить Антоновой Л.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи жалобы через Сургутский городской суд. Судья Максименко И.В.