Гражданское дело № 2-6017/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Сургут 14 ноября 2011 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего - судьи Начарова Д.В., при секретаре судебного заседания Головковой Н.В., с участием: представителя заявителя Мартыненко Д.В., представителя заинтересованного лица Дробитько О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баймбитовой Н.В. об оспаривании действий органов местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Баймбитова Н.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просит, признать незаконным отказ Администрации города Сургута Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования изменения границ территориальной зоны Р.3.-Д, расположенной по адресу: уч. №, <адрес>», г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Россия, кадастровый номер: № обязать администрацию города Сургута внести изменения в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования изменения границ территориальной зоны Р.3.-Д, расположенной по адресу: уч. №, <адрес>», г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Россия, кадастровый номер: №. Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года она является собственником земельного участка № расположенного по <адрес> г. Сургута. В Департамент Архитектуры и градостроительства г. Сургута было подано заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования путем изменения границ территориальной зоны Р.3 на Р.3-Д, в связи с необходимостью возведения капитального жилого дома. 11.07.2011 года было получено Постановление от 08.07.2011 года № 4285 об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута. Поводом для отказа администрации города Сургута в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с зоны Р.3 на зону Р.3.-Д послужило заключение градостроительной комиссии от 31.05.2011 года Протокол №92, согласно которому территория садоводческих и огороднических объединений не обеспечена всей необходимой инфраструктурой и транспортной сетью. При вынисении данного решения Градостроительная комиссия не руководствовалась Федеральными законами, Земельным Кодексом РФ, Градостроительным Кодексом РФ т.к. данные законы не имеют обязательного условия в создании инфраструктуры и транспортной сети, а так же не где не указано, что красные линии и инфраструктуру должен делать собственник земли. Согласно гл.10 Правила землепользования и застройки на территории города Сургута от 28.06.2005 №475-III ГД зоныР.3 -Д иР.3-36 находятся в рекреационной зоне итребования для данных зон одинаковы, что подтверждается и п.7 ст. 5 СНиП 30-02-97 от 1 января 1998 г. на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях устанавливается архитектурно-планировочным заданием, что не было изначально соблюдено департаментом Архитектуры и Градостроительства. Следовательно отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования изменения границ териториальной зоны Р.3-43. для земельного участка расположенного в <адрес> незаконным по следующим основаниям. Согласно п.4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, следовательно Администрация г. Сургута не может мотивировать свой отказ ссылаясь на СНиП 30-02-97 от 1 января 1998 г. На основании ст. 6 положения Правила землепользования и застройки на территории города Сургута Г 28.0612005 №475- III ГД для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливаетсяединый градостроительный регламент. Согласно п. 1,2 ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными. Согласно ч. 3 ст. 37 ГК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 37ГК РФ). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменениеградостроительного регламента является снованием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 2 ч. 2 сг. 33 ГК РФ). Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 31 и 32 ГК РФ, устанавливающими обязательность согласительных процедур с федставительным органом местного самоуправления. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются их правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Положении Правила землепользования и застройки на территории города Сургута от 28.06.2005 года № 475-III ГД не исключают возможность самостоятельного изменения вида разрешенного использования земельного участка владельцем. Заявитель Баймбитова Н.В., будучи извещенной в суд не явилась, в суд явился ее представитель. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя, с участием ее представителя. Представитель заявителя Мартыненко Д.В. требования поддержал, указав, что по общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки. Целью обращения заявителя с указанным заявлением, об уменьшении зоны Р.3 и увеличения зоны Р.3-Д, является возведение капитального строения на принадлежащим заявителю земельном участке. Претензий по процедуре принятия решения, к градостроительной комиссии не имеется. Постановление оспаривается по существу, поскольку основания положенные в основу его принятия, могли быть иными. Ссылки администрации в постановлении на отсутствие инфраструктуры и транспортной сети, а также ширину улиц, красных линий, считает необоснованными. Так как на территории города имеются пустые зоны Р.3.-Д, с отсутствием инфраструктуры и транспортной сетью. Ссылки на несоответствии зоны техническим регламентам, учитываемых при изменении видов разрешенного использования земельных участков постановление не содержит. При изменении зон ничего существенного не меняется. Пунктом 10 ст. 29 Правил допускается ширина улиц и проездов менее нормативной установленной данным пунктом, на уже существующем некоммерческом объединении со сложившейся планировкой. Объединение в котором находиться земельный участок заявителя, существует с ДД.ММ.ГГГГ года, с этого же времени в нем сложилась существующая планировка, в связи с чем ссылки администрации на ширину улиц и передвижение красных линий считает необоснованными. Считает, что срок обращения в суд заявителем не пропущен, так как постановление она не получала, проживает на данном земельном участке, куда почта не разноситься, газету не выписывает, не получала, не читала, с ней не знакомилась, интернета не имеет. Постановление получил сам, ее представитель в администрации города 25.08.2011 года со времени получения копии постановления до обращения в суд прошло менее трех месяцев. Представитель заинтересованного лица Дробитько О.М., требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Кроме того, пояснила, что все обстоятельства возможности внесения изменений в Правила землеустройства и застройки были рассмотрены на комиссии, в том числе и требования технических, пожарных регламентов, однако в выписке и самом постановлении основания для отклонения поступивших предложений указаны коротко, основные. Для каждой зоны установленной в муниципальном образовании вводится градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков, который используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Правообладатель может использовать земельный участок, иной объект недвижимости исключительно в рамках градостроительного регламента. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существенного землепользования, а также определенных ГрК РФ территориальных зон. При этом необходимо учитывать, что на территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра. Правила землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участок и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон. В соответствии с прилагаемой схемой функциональные зоны территории ПК «Авиатор» согласно Генеральному плану города Сургута находится в функциональной зоне существующих садово-огороднических товариществ. Решение об отказе в изменении границ территориальной зоны, при наличии установления Правилами землепользования и застройки города Сургута в отношении земельных участков, расположенных на территории данного кооператива градостроительного регламента, запрещающего осуществление на этих участках капитального жилищного строительства, не противоречит ст. 34 ГрК РФ, вынесено с учетом существующего фактического землепользования и соответствует Генеральному плану города Сургута относительно функционального назначения соответствующей территории, также не предусматривающей осуществление на ней индивидуального жилищного строительства. Заявителем пропущен 3-месячный срок установленный для обращения в суд, постановление в средствах массовой информации, а именно в газете «Сургутские ведомости» № 27 было опубликовано 16.07.2011 года, постановление было размещено в интернете, на сайте администрации города. Со времени опубликования и размещения постановления в интернете до обращения заявителя в суд прошло более 3-х месяцев, уважительные причины пропуска срока заявителем не представлены, поэтому он восстановлению не подлежит. Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Баймбитова Н.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) является собственником земельного участка № расположенного по <адрес>», г. Сургута, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7). В соответствии с данным свидетельством о государственной регистрации права земельный участок принадлежащий заявителю, относится к категории земель: земли населенных пунктов, общая площадь <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: для садоводства и огородничества. Принадлежащий заявителю земельный участок входит в состав территориальной зоны Р.3 зоны садоводческих и огороднических объединений, <адрес>». Также подтверждается картой градостроительного зонирования (л.д. 10), кадастровым планом земельного участка (л.д. 8), решением № 329 от 27.11.1986 года (л.д. 39) о создании садоводческого товарищества № <адрес>» и выпиской из решения № 245 от 21.07.1988 года (л.д. 40) об изъятии земельного участка у Сургутского объединения народных депутатов и его отводу садоводческому товариществу № <адрес>». Правилами землепользования и застройки на территории города Сургута установлено, что зона Р.3 и зона Р.3-Д входят в состав рекреационной зоны, при этом определено: Статья 49 Правил, зона Р.3 - относиться к зоне садоводческих и огороднических объединений, выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, а также отдыха. Основные виды разрешенного использования: 1) садоводство; 2) огородничество; 3) садовые дома; 4) индивидуальные бани; 5) хозяйственные постройки; 6) теплицы, оранжереи; 7) надворные туалеты; 8) емкости для хранения воды; 9) площадки для сбора мусора; 10) колодцы глубиной до 20-ти метров. Вспомогательные виды разрешенного использования: 1) пункты первой медицинской помощи; 2) помещения для администрации, охраны. Условно разрешенные виды использования: 1) коллективные овощехранилища; 2) объекты торговли. Застройщикам при подготовке проектной документации, строительстве и эксплуатации объекта предусматривать парковочные места на отведённом для строительства земельном участке в соответствии с действующими региональными нормативами градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Статья 49.1 Правил зона Р.3-Д - относится к зоне дачных некоммерческих объединений выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в целях отдыха (с правом возведения жилого строения, жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), занятия иной деятельностью в соответствии с видами разрешенного использования. Виды разрешенного использования: 1) жилые строения; 2) жилые дома; 3) хозяйственные строения: а) индивидуальные бани; б) теплицы, оранжереи; в) надворные туалеты; г) индивидуальные гаражи или навесы на придомовых участках на 1 - 2 легковых автомобиля; 4) хозяйственные сооружения: а) ёмкости для хранения воды; б) колодцы глубиной до 20 метров; в) ёмкости для канализационных стоков. На землях общего пользования объединения: 1) площадки для сбора мусора; 2) противопожарные сооружения; 3) объекты инженерной инфраструктуры; 4) пункты медицинской помощи; 5) помещения для администрации, охраны, пункта связи, бытового обслуживания; 6) магазины; 7) коллективные овощехранилища;8) детские и спортивные площадки. В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений); - огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории); - дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля); - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение). В соответствии с выпиской из протокола № 92 заседания комиссии по градостроительному зонированию от 31.05.2011 года (л.д.11), предложение Баймбитовой Н.В. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории г. Сургута, а именно в карту территориального зонирования изменение границ территориальной зоны Р.3-13 в результате уменьшения и увеличения территориальной зоны Р.3-Д, в связи с необходимостью возведения капитального жилого дома, расположенного в <адрес> по следующим причинам: -в соответствии со ст. 49 Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденных решением городской Думы от 28.06.2005 года № 475-III территориальная зона Р.3 «Зона садоводческих и огороднических объединений» выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании плодов и овощей, а также отдыха; -территория садоводческих и огороднических объединений не обеспечена всей необходимой инфраструктурой и транспортной сетью (с учетом нормативной ширины улиц, наличием красных линий), для перевода в зону Р.3-Д, предназначенную для некоммерческих объединений. Голосовали «За»-10 голосов, «Против» -нет. «Воздержавшихся» - нет. Постановлением № 4285 от 08.07.2011 года (л.д.12) об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, в соответствии со ст. 33 ГрК РФ, Уставом муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, распоряжением Администрации города от 30.12.2005 года № 3686 «Об утверждении Регламента Администрации города» (с изменениями от 01.03.2011 года № 398), учитывая заключение комиссии по градостроительному зонированию: отклонено предложение гражданки Баймбитовой Н.В о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования изменение границ территориальной зоны Р.3-13 в результате уменьшения и увеличения территориальной зоны Р.3.-Д, в связи с необходимостью возведения капитального жилого дома, расположенного в садоводческом (огородническом, дачном) потребительском кооперативе <адрес>. Заявитель считает данное постановление незаконным по основаниям указанным выше. Пунктом 8 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, 1. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. 2. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. В соответствии со ст. 33ГрК РФ в Правила землеустройства и застройки могут быть внесены изменения в порядке предусмотренном ст. 31, 32 ГрК РФ, на основании поступивших предложений об изменении границ территориальных зон, изменений градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 5) физическими в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Согласно п. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов) (п. 2 ст. 85 ЗК РФ). Общие требования к планировке и застройке территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений на территории г. Сургута предусмотрены ст. 29 Правил землеустройства и застройки на территории г. Сургута, действующего нормативно-правового акта, являющегося обязательным для применения на территории г. Сургута. Согласно данной статьи для дачных некоммерческих объединений проект организации и застройки должен соответствовать требованиям СНиП 30.-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (данных) объединений граждан, здания и сооружения» и Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом данные требования в соответствии с Правилами не распространяются на садовые и огороднические объединения. В соответствии с п. 18 ст. 67 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра. Частью 4 ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Принадлежащий заявителю земельный участок находиться в составе земельного участка отведенного С(ОД)ПК «Авиатор-34», в территориальной зоне садоводческих и огороднических объединений, в связи с чем в силу п. 4 ст. 30 ГрК РФ, а также ч. 2 ст. 85 ЗК РФ в земельном участке заявителя не может быть изменена территориальная зона, фактически не может быть установлен иной градостроительный регламент. Суд считает, что при изменении одной территориальной зоны на другую, Р.3, на Р.3-Д в соответствии с вышеуказанными нормами необходимо наличие в переводимой зоне возможности территориального сочетания различных видов использования, возможности расположения необходимой инфраструктуры и условий ее образования, возможности использования в частности земель общего пользования в соответствии с предусмотренными положениями ст. 49.1 Правил, при которой необходимо учитывать ширину улиц, наличие красных линий. В то время как, из материалов дела, следует, что данные условия в зоне расположения земельного участка заявителя отсутствуют. Например из представленной копии схемы на земельные участки в <адрес> (л.д. 43) следует, что ширина улицы №, на которой расположен участок заявителя, составляет 4,9 метров, что на 2.1 метра менее установленных норм Федеральным законом № 123. В данном случае, суд считает доводы представителя заинтересованного лица о том, что при изменении территориальной зоны и применении требований Технического регламента о требованиях противопожарной безопасности, красные линии вновь образуемых улиц, будут наложены на территории земельных участков поставленных на кадастровый учет и находящихся в собственности граждан обоснованными. Таким образом, учитывая указанное, отсутствие в территориальной зоне, в которой расположен участок заявителя необходимой инфраструктуры, и условий ее образования, возможности использования в частности земель общего пользования в соответствии предусмотренным положением ст. 49.1 Правил отсутствие достаточной ширины улиц, наличием красных линий, суд считает требования заявителя не обоснованными. В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным. Часть 3 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Заявитель обязана использовать земельный участок в соответствии с установленными требованиями градостроительного регламента, поэтому суд считает, что оспариваемое постановление об отклонении предложения о внесении изменений территориальных зон, а именно в карту градостроительного зонирования не нарушает ее прав, принято в соответствии с законом. В соответствии с п. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Ссылка заявителя и его представителя на данную норму не могут быть принята во внимание, так как заявитель просила внести изменения в Правила в части изменения территориальной зоны, а не вида разрешенного использования земельного участка. При изменении территориальной зоны, соответственно меняется и вид разрешенного использования. Ссылки представителя заявителя на ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 66-ФЗ, согласно которой граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке в обоснование заявленных требований, суд считает необоснованными поскольку считает, что данная норма должна применяться в правоотношениях с иными лицами, по отношении объединению в котором находится участок, с организациями предоставляющими различные услуги. Так как никто не вправе обязывать и принуждать гражданина вступать в садоводческое, огородническое или дачное товарищество, при этом суд считает, что правовой режим земельных участков, правомерно используемые данными гражданами для садоводства и огородничества или дачного хозяйства, приравниваются к правовому режиму участков, предоставленных участникам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ - с заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействий) органов власти гражданин вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Из разъяснений п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 следует, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Как было установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление № 4285 от 08.07.2011 года об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в средствах массовой информации, газете «Сургутские ведомости» № 27 опубликовано 17.07.2011 года, что подтверждается представленной выпиской (л.д. 37), следовательно заявитель могла узнать о принятом постановлении из данной газеты 16.07.2011 года. Из слов представителя заявителя следует о том, что заявитель постановление не получала, о нем не извещалась, проживает на принадлежащем ей земельном участке, куда почта не разноситься, газету также не получала ее не читала, копия постановления была получена им, представителем заявителя только 25.08.2011 года. Однако доказательств этому не представлено. С 16.07.2011 года до обращения заявителя в суд с заявлением 24.10.2011 года прошло более 3-х месяцев, доказательств подтверждающих уважительные причины пропуска 3-х месячного срока заявителем и его представителем не представлено. При данных обстоятельствах суд считает, что срок восстановлению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Баймбитовой Н.В об оспаривании действий органов местного самоуправления, о признании незаконным отказ Администрации города Сургута о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования изменения границ территориальной зоны Р.3-Д, расположенный по адресу <адрес> кадастровый номер № отказать. На решение может быть подана жалоба в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Сургутский городской суд. Судья Д.В. Начаров