№2-59223/2011 О взыскании материального ущерба



                                                                                                      Дело №2-5923/2011

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2011 года Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи      Максименко И.В.

при секретаре                     Граммаковой А.М.

с участием

представителя истца                       Гончаровой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НГСК» к Филип А.Е. о взыскании материального ущерба,

                                                     УСТАНОВИЛ:

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Филип была принята на работу в общество с ограниченной ответственностью «НГСК» (далее «НГСК») на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Филипп переведена на должность <данные изъяты> и с ответчицей ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о полной материальной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ Филипп переведена на должность <данные изъяты> и с ответчицей ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Филипп переведена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ с ответчицей был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о проведении инвентаризации, при проведении которой, была установлена недостача товарно-материальных ценностей в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Филип уволена с работы по собственному желанию. Просит взыскать прямой действительный ущерб в размере <данные изъяты> и понесенные судебные расходы в виде уплаченной госпошлины при подачи иска в суд в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца «НГСК» Гончарова Т.А. на требованиях настаивает в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что ответчица при уходе в отпуск никому склад с материально-техническими ценностями не передала, склад был закрыт, а поступающие материальные ценности поставлялись на другой склад. Выявлена недостача была на основании акта инвентаризации, которая проводилась по приказу от ДД.ММ.ГГГГ С результатами инвентаризации Филип была ознакомлена, однако от подписи об ознакомлении с актом инвентаризационной проверки, а также от дачи объяснений отказалась, о чем был составлен акт. Считает, что вина ответчицы в недостаче товарно-материальных ценностей подтверждается документально, она является материально ответственным лицом, опровергающих документов ответчицей представлено не было. В связи с чем, представитель истца просит требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчица Филип А.Е. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, уважительность причин не явки суду не сообщила. Суд рассматривает дело в порядке части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив письменные документы, находящиеся в материалах дела, заслушав участников процесса, свидетельские показания ФИО1, ФИО2, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Филип была принята на работу в «НГСК» на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Филип была переведена на должность <данные изъяты> и с ответчицей был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ Филип была переведена на должность <данные изъяты>, и с ответчицей был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Филип была переведена <данные изъяты>, и с ответчицей был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ.

            В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ была назначена инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на ДД.ММ.ГГГГ на складе материально-ответственного лица Филип. На основании акта без номера от ДД.ММ.ГГГГ Филип отказалась от участия в проведении инвентаризации, вверенных ответчице товарно-материальных ценностей на складе, принадлежащем «НГСК», от письменных объяснений по факту отказа от участия в проведении инвентаризации, а также по предоставлению книги складского учета и карточки учета материалов Филип отказалась.

         По результатам инвентаризационной описи от ДД.ММ.ГГГГ, сличительной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, товарных накладных от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ была установлена недостача товарно-материальных ценностей, находящихся в подотчете Филипп, на общую сумму <данные изъяты>.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ была создана комиссия для проведения служебного расследования для установления причин возникновения ущерба.

         Суд считает, что Филип знала о недостаче вверенных ей товарно-материальных ценностей, что подтверждается отказом ответчицы в участии в инвентаризации, отказа в даче объяснений по возникновению ущерба. Кроме того, Филипп результаты инвентаризации не обжаловала, тем самым согласившись с размером недостачи на вверенном складе.

Согласно пункта 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №52 от 16 ноября 2006 года №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» обязанность доказывать противоправность поведения работника, его вину в причинении вреда и наличие законных оснований для привлечения его к материальной ответственности возлагается на работодателя.

Суд считает, что материалами дела установлено наличие прямого действительного ущерба «НГСК» в размере <данные изъяты> что данный ущерб причинен Филип при исполнении трудовых обязанностей.Согласно пункта 1 договора о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ (ознакомлена под роспись ответчица ДД.ММ.ГГГГ) Филип должна обеспечить надлежащее хранение, учет вверенного ответчице имущества, участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного имущества. Как установлено, Филип отказалась от участия в проведении инвентаризации, вверенных ей товарно-материальных ценностей, на складе, принадлежащем «НГСК» (акт от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу пункта 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 52 от 16 ноября 2006 года «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.

Суд считает доказанным факт того, что прямой действительный ущерб в виде недостачи возник по вине Филипп, так как указанный ущерб подтверждается документально, а также свидетельскими показаниями ФИО1 и ФИО2, которые пояснили, что ключи от клада находились только у ответчицы и при уходе в отпуск, Филипп товарно-материальный ценности не были переданы, склад был закрыт и до выхода ответчицы из отпуска сладом истец не пользовался и не мог пользоваться, так как единственные ключи от склада находились у ответчицы. В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Филип суду не было представлено письменных доказательств отсутствия вины в причинении ущерба истцу.

         Согласно статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В соответствии со статьей 247 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Указанные в статье 247 Трудового кодекса Российской Федерации требования «НГСК» были выполнены - проведена проверка, установлен размер причиненного ущерба, установлены причины возникновения данного ущерба и лица, виновные в возникновении ущерба. Размер материального ущерба (недостачи) Филип не оспаривается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случаях когда в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.

Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что недостача возникла у Филипп в период исполнения трудовых обязанностей, где договор о полной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ заключен с ответчицей в соответствии с установленными трудовым законодательством нормами, доказательств отсутствия виновных действий со стороны ответчицы суду предоставлено не было.

        При таких обстоятельствах, суд считает, что с Филип в счет погашения недостачи товарно-материальных ценностей подлежит взысканию <данные изъяты>.

          Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

        «НГСК» при подачи иска в суд была оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ), учитывая, что требование удовлетворено в полном объеме, то и понесенные истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию в полном объеме в размере <данные изъяты>.

           Руководствуясь статьями 194,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,     

                                                       РЕШИЛ:

        Взыскать с Филип А.Е. в пользу общества с ограниченной ответственностью «НГСК» в счет возмещения прямого действительного ущерба <данные изъяты>.

          Взыскать с Филип А.Е. в пользу общества с ограниченной ответственностью «НГСК» судебные расходы в размере <данные изъяты>

          Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи жалобы через Сургутский городской суд.

Судья                                                                         Максименко И.В.