№2-5805/2011 О назначении пенсии



Дело № 2-5805/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Сургут         05 декабря 2011 г.

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в составе:

председательствующего судьи                             Захарова Д.П.

секретаря судебного заседания Мирошниченко Н.А.

с участием:

представителя истца      Коренькова Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетова В.Д. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры, о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязании включить в специальный стаж по Списку № 2 по профессии <данные изъяты> в <данные изъяты> периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании устранить в полном объёме допущенные нарушения прав путём досрочного назначения трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

установил:

Истец Кочетов В.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры, по следующим основаниям.

Истец обратился к ответчику с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

ДД.ММ.ГГГГ комиссия Пенсионного Фонда вынесла решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.

С решением комиссии истец не согласен, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В решении указано, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимо наличие одновременно следующих условий: страховой стаж 25 лет; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 20 лет; стаж работ по Списку № 2 «Производств работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях» утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 (Список № 2) не менее 12 лет 6 мес.

По мнению ответчика, на момент подачи заявления стаж у истца составлял: страховой - 33 года 11 месяцев 19 дней; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 31 год 1 месяц 26 дней; стаж работы по Списку № 2 отсутствует.

При этом в длительность специального стажа работы по Списку № 2 по профессии, незаконно не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>

Факт выполнения работ по Списку № 2 может быть подтвержден справками архивного отдела Администрации <адрес>, а также показаниями свидетелей, которые работали вместе с истцом в <данные изъяты>

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

На основании статьи 28,1. указанного закона «лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет».

В результате неправомерных действий ответчика, было нарушено право истца на получение трудовой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, гарантированное законодательством РФ.

На основании изложенного, п.п. 2 п. 1 ст. 27, ст. 28.1. Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 3, 131, 132 ГПК РФ, истец просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Истец, ответчик о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настоял в полном объеме, изложил обстоятельства дела, как это указано в описательной части решения.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, но получил отказ, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

По мнению ответчика, на момент подачи заявления стаж у истца составлял: страховой - 33 года 11 месяцев 19 дней; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 31 год 1 месяц 26 дней; стаж работы по Списку № 2 отсутствует.

Ответчик отказал во включении специального стажа работы по Списку № 2 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, по тем основаниям, что истцом не представлены доказательства льготного характера работы.

Суд считает данный отказ незаконным, по следующим основаниям.

В соответствии с КЗоТ РСФСР (ст. 39) и Трудовым кодексом РФ (ст. 66) основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка.

Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. установлено, что истец в оспариваемый период работал <данные изъяты> <данные изъяты>, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях, согласно Списку № 2, раздела XXXIII, позиции 23200000-19756, утвержденных Постановлением Кабинета Министра СССР от 26.01.1991 г. № 10. Так же оспариваемый стаж подтверждается архивными справками № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ); копией приказа по <данные изъяты> /к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ) о приеме истца на работу <данные изъяты> показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, допрошенных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, и пояснивших, что истец в оспариваемые периоды был занят более 80% рабочего времени, полный рабочий день на ручной сварке; копией архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ; копией личной карточки копией приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> о переводе истца <данные изъяты>; копией личной карточки копией приказа -К от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца.

Таким образом, общая продолжительность оспариваемого стажа у истца на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составила более 12 лет 6 месяцев.

Как указало Минтруда РФ и ПФР в Информационном письме от 2 августа 2000 г. N 3073-17/06-27/7017, «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики.

Обязанность предоставления сведений персонифицированного учета в силу закона возлагается на работодателя, но не на работника. Сведения о трудовой деятельности истца в оспариваемый период отражены в трудовой книжке истица. Закон не возлагает на работника обязанности предоставления в Пенсионный Фонд корректирующих форм индивидуальных сведений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 10 названного Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Приведенная норма п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 признана постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. При этом Конституционный Суд РФ обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с постановлением от 10 июля 2007 г. N 9-П.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления Конституционного Суда РФ вступают в силу с момента провозглашения. Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и срок исполнения постановления от 10 июля 2007 г. N 9-П, поэтому оно должно применяться с момента его провозглашения, т.е. с 10 июля 2007 г., соответственно указанное постановление действовало на дату обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии и применимо к спорным правоотношениям.

Более того, в определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 798-0-0 "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П" указывается на то, что из содержания постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П однозначно следует, что, начиная с этой даты, подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 г.).

При указанных обстоятельствах требования в части зачета оспариваемого стажа по Списку № 2 подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 28.1. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Согласно п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Мужчине по достижении возраста 50 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимо наличие одновременно следующих условий: страховой стаж - не мене 25 лет; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 20 лет; стаж работы по Списку № 2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях», утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР 26.01.1991 г. № 10 (Список № 2) - не менее 12 лет 06 месяцев.

По подсчетам ответчика страховой стаж истца на дату обращения составлял 33 года 11 месяцев 19 дней; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего севера 31 год 11 месяцев 26 дней; стаж работы по Списку № 2, с учетом включения оспариваемого периода работы составляет более 12 лет 6 месяцев.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что истец обратился за назначением досрочной трудовой пенсии не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста, имел необходимую продолжительности специального стажа работы по Списку № 2, требования в части обязания ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд                                                               

решил:

Исковые требования Кочетова В.Д. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости;

обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры включить Кочетову В.Д. в специальный стаж по Списку № 2 по профессии <данные изъяты> в <данные изъяты> периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить Кочетову В.Д. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

         Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированной части решения, в суд <адрес> - Югры, подачей кассационной жалобы через Сургутский городской суд ХМАО - Югры.

Судья:       подпись

Копия верна

Судья:              Захаров Д.П.