Дело № 2-6000/2011 г. Сургут 14 декабря 2011 г. Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в составе: председательствующего судьи Захарова Д.П. секретаря судебного заседания Мирошниченко Н.А. с участием: истца Восковец Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восковец Т.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры о признании права на досрочную трудовую пенсию; включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ установил: Истица Восковец Т.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ УПФ РФ по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-Ф3). Согласно вышеуказанного закона, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимо наличие стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. По мнению комиссии по пенсионным вопросам, по предоставленным истицей документам, стаж педагогической деятельности на дату подачи заявления составляет 19 лет 6 месяцев 3 дня. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность по Списку, не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> так как данный вид учреждения Списком не предусмотрен; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты>», так как с ДД.ММ.ГГГГ данный вид учреждения в ходе лицензирования исключен из Списка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> так как данный вид учреждения Списком не предусмотрен. Доводы комиссии Пенсионного фонда РФ в <адрес>, по мнению истицы, являются необоснованными и опровергаются следующими доказательствами. Согласно трудовой книжки, архивных справок <данные изъяты>», справки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истица работала воспитателем в <данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в <данные изъяты> Истица весь указанный период работала в должности воспитателя детского дошкольного учреждения, и педагогическая нагрузка составляла 36 недельных часов. Согласно п. 10 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, законами и иными нормативными актами. На основании «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена работа учителя начальных классов, а п. 1.10 детское дошкольное учреждение, и за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Занимаемая истицей должность воспитателя включена в п. 1 раздела «наименование должностей» Списка. В трудовой книжке отсутствует указание на вид учреждения, в котором истица работала. В то же время, согласно определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы» в случае, если профиль работы остался тот же самый, а изменилось лишь наименование организации, то в данном случае суд может установить тождество должностей и организаций, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и аналогичных должностей и учреждений, имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Учитывая, что в данном случае имеет место тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности, исключенные ответчиком периоды работы, должны быть зачтены в стаж, дающий право досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Истица считает, что в данном случае требования о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению, так как ответчик незаконно отказал во включении в стаж работы спорных периодов. На основании изложенного, п.п. 19 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ от 17.12.2001 г «О трудовых пенсиях в РФ», истица просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Исковые требования не признает в полном объеме. Суд определил рассмотреть дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Истица в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настояла в полном объеме, изложила обстоятельства дела, как это указано в описательной части решения. Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично, в части включения оспариваемого стажа в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; не подлежащими удовлетворению в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Согласно вышеуказанного закона для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимо наличие стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. В назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). По мнению комиссии, по предоставленным истицей документам её стаж педагогической деятельности на дату подачи заявления составляет 19 лет 6 месяцев 3 дня. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность по Списку, не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> так как данный вид учреждения Списком не предусмотрен; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> так как с ДД.ММ.ГГГГ данный вид учреждения в ходе лицензирования исключен из Списка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты>», так как данный вид учреждения Списком не предусмотрен. Суд считает решение ответчика в части отказа в зачете в стаж педагогической деятельности вышеуказанных периодов не обоснованным, подлежащим отмене, по следующим основаниям. Согласно записям в трудовой книжке истицы (л.д. №); архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> (л.д. №); справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>» (л.д. №), установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истица работала воспитателем в <данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в <данные изъяты>», где работает до настоящего времени в должности воспитателя. Указанными документами подтверждается, что весь оспариваемый период истица работала в должности воспитателя детского дошкольного учреждения с выработкой педагогической нагрузки. Согласно ч. 1 ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Трудовая книжка, справки, соответствуют требованиям п. 5 ст. 67 ГПК РФ, исходят от органов, уполномоченных представлять данный вид доказательств, подписаны лицами, имеющими право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Следовательно, вышеназванные документы являются относимыми, допустимыми и достоверными, имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, являются основанием для подтверждения льготного стажа работы истицы в оспариваемые периоды. По смыслу закона, характером педагогической деятельности является работа с детьми, норма рабочего времени - это условие педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст. 27 названного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с п. 3 вышеуказанных Правил, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1.-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. По смыслу положений вышеуказанных нормативных правовых актов для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо, чтобы работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем списке и одновременно в указанных этим списком должностях. Как видно из архивной справки (л.д. №), истица осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты>», <данные изъяты> Как видно из данной справки, изменения характера работы в оспариваемый период у истицы не было, она осуществляла работу с детьми в ясли саду, <данные изъяты> по свое сути являлось детским садом, где истица осуществляла педагогическую деятельность, о чем прямо указано в справке, при этом истица полностью вырабатывала педагогическую нагрузку, составлявшую 36 часов в неделю, о чем так же указано в справке. Согласно пункту 1.8. наименований учреждений предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Кроме того, пункт 13 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» содержит следующий перечень структурных подразделений организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей. Данный перечень является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит. Оценивая тип и вид учреждений, необходимо учитывать, что по смыслу абз. 2 п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение пенсии возникает у лица при наличии на то определенных условий, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом Пенсионного органа включить в специальный стаж, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 ст. 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.). В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1. настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Суд пришел к выводу, что ответчик необоснованно отказал во включении истице оспариваемого стажа в стаж педагогической деятельности, и оспариваемый стаж подлежит зачету в льготный стаж - стаж педагогической деятельности. Ответчик в протоколе указал, что стаж педагогической деятельности истицы составляет 19 лет 6 месяцев 23 дня. Судом принято решение о зачете оспариваемого стажа, что в совокупности со стажем не оспариваемым ответчиком составит, на дату обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии, стаж педагогической деятельности в объеме 24 годя 11 месяцев 05 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Иные трудовые периоды истица не оспаривает, что было уточнено в судебном заседании. При указанных обстоятельствах оснований для обязания ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Восковец Т.А. удовлетворить частично. Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры включить Восковец Т.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты>». В удовлетворении искового требования об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированной части решения, в суд <адрес> - Югры, подачей кассационной жалобы через Сургутский городской суд ХМАО - Югры. Судья: подпись Копия верна Судья: Захаров Д.П.
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)
(с изменениями от 26 мая 2009 г.).