Дело 2-6357/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 декабря 2011 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в составе председательствующего судьи Максименко И.В. при секретаре Граммаковой А.М. с участием представителя истца Кулик З.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долгушина С.Н. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте об обязывании включения в стаж педагогической деятельности периодов работы и службы армии, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии и об обязывании назначения досрочной трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Долгушин С.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте (далее УПФ в г.Сургуте) за назначением досрочной трудовой пенсии, в которой было отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа работы. С данным отказом Долгушин не согласен, так как считает, что незаконно из стажа работы были исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> №, так как должность Списком не предусмотрена, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период прохождения службы в Вооруженных силах СССР. Просит обязать включить в педагогический стаж оспариваемые периоды работы, признать право на назначение досрочной трудовой пенсии ранее достижения пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание истец Долгушин С.Н. не явился, был извещен надлежащим образом, письменно просит дело рассмотреть в его отсутствие. Суд рассматривает дело в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель истца адвокат Кулик З.Б., выступающая на основании нотариальной доверенности от Долгушина С.Н. и ордера, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит требования Долгушина С.Н. удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика УПФ в г.Сургуте в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, согласно представленного письменного отзыва, с исковыми требованиями Долгушина не согласен, просит в удовлетворении требований отказать, поскольку у истца отсутствует необходимый 25-летний педагогический стаж работы. Суд рассматривает дело в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив письменные документы, находящиеся в материалах дела, заслушав лиц, участвующих в процессе, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании статьи 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ №173) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 ФЗ №173 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 указанного закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года во исполнение вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. По смыслу положений вышеуказанных нормативных правовых актов для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо, чтобы работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем списке и одновременно в указанных этим списком должностях. Обязательным является также условие, чтобы работа имела место именно в учреждениях для детей, что подтверждается уставными задачами учреждения и возрастным составом обучающихся воспитанников. На основании протокола заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ в <адрес> Долгушину было разъяснено, что для назначения досрочной трудовой пенсии не достаточно педагогического стажа, поскольку исключены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> №, так как должность Списком не предусмотрена, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период прохождения службы в Вооруженных силах СССР, соответственно отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей. На основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В соответствие с трудовой книжкой № от ДД.ММ.ГГГГ Долгушин ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты> №, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в Советскую Армию, служба в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты> №; ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты> и продолжает работать по настоящее время. Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> №, Долгушин работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время учителем плавания. Работа в указанной должности преподаватель учреждения связана с условиями труда, отнесенными к педагогической деятельности. Указанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ №173. В подтверждение исковых требований Долгушиным предоставлены сведения: тарификационный список на административно-обслуживающий персонал клубно-спортивного блока СШ № <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, где под №26 указан истец с указанием должности преподаватель, табель учета рабочего времени, где под №91 указан истец с указанием должности учитель физкультуры, тарификационный список работников на ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией преподавателя плавания МОУ СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ года, где в пунктах <данные изъяты> должностных обязаннгстей осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие учебные занятия в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину, п.<данные изъяты> реализует применяемые в плавательном бассейне образовательные программы в соответствие с учебным планом, собственным поурочным планом, расписанием занятий, использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения, обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного стандарта, а также грамоту от <данные изъяты> года за подготовку команды <данные изъяты> классов, занявшую 2 место в городских соревнованиях по плаванию, грамоту от <данные изъяты> года, почетную грамоту от <данные изъяты> года, а также грамоты <данные изъяты> годов. Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Должность преподавателя, заведующего учебной части предусмотрена Пунктом 1 раздела «наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Поскольку должность истца <данные изъяты> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответствует должности «преподаватель», указанной в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, то, исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности <данные изъяты> № может быть зачтена в специальный стаж работы только в том случае, если бы истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности и учреждении, которые предусмотрены исключительно в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Работа истца в должности преподавателя по плаванию в бассейне может включаться в специальный стаж лишь при выполнении истцом педагогической работы в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, однако доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период он занимался педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в материалах дела отсутствуют. Общее правило о распределении бремени доказывания, установленное статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Установлено, что в соответствии со статьей 28 ФЗ №173 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии. Должность преподаватель по плаванию в бассейне, заведующий бассейном в названном Списке не указан. При этом работа в должностях, указанных в разделе «Наименование должностей» Списка засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» этого же Списка. Однако, согласно п.9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае, если период работ в определенной должности, поименованный в Списке, но отсутствует вид (тип) учреждения, то возможно установление тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тому виду, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Закон связывает право на назначение досрочной трудовой пенсии не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными определённой трудовой деятельностью в должностях и учреждениях, предусмотренных списком. Следовательно, требование Долгушина об обязывании включения в стаж педагогической деятельности периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № подлежит удовлетворению. Судом установлено, что Долгушин в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в рядах Советской Армии, что подтверждается военным билетом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, справкой без номера и даты, выданной военным Комиссариатом ХМАО-Югра отделом по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен <данные изъяты> №, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в Советскую Армию; ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты> № <адрес>. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истец служил в армии с 24 октября 1984 года по 11 мая 1986 года, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Суд считает, что на момент осуществления Долгушиным службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Во время прохождения Долгушиным военной службы по призыву действовал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от ДД.ММ.ГГГГ № частью 2 статьи 78 которого было предусмотрено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3 месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Долгушин ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты> №, ДД.ММ.ГГГГ откуда был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, где проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом <данные изъяты> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в среднюю школу № <адрес> на должность <данные изъяты>. Суд считает, что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Долгушиным службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1983 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397. Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности. В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Принимая во внимание, что на момент обращения Долгушина в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, суд считает, что оспариваемый период службы Долгушина в радах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с ФЗ №173. Учитывая, что судом были включены оспариваемые периоды работы Долгушина в педагогический стаж, который составляет более 25 лет, то требование Долгушина о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению. Согласно статьи 19 ФЗ №173 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Суд считает, что в данном случае документы ответчику были сданы ДД.ММ.ГГГГ, согласно протокола заседания Комиссии, отзыва на исковое заявление ГУ УПФ РФ в г.Сургуте стаж педагогической деятельности Долгушина на момент подачи заявления составлял <данные изъяты>, учитывая, что судом были включены оспариваемые периоды времени (<данные изъяты>), в связи с чем стаж работы педагогической деятельности истца составляет более 25 лет (<данные изъяты>), то пенсия должна быть назначена Долгушину с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь статьями 194,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, РЕШИЛ: Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте включить в стаж педагогической деятельности Долгушина С.Н. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период прохождения службы в Вооруженных силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> №. Признать за Долгушиным С.Н. право на досрочное назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте назначить досрочную трудовую пенсию по старости пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи жалобы через Сургутский городской суд. Судья И.В.Максименко