Дело № 2-484/2012 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 18 января 2012 года город Сургут Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, в составе: председательствующего судьи Гавриленко Е.В. при секретаре Черных В.Ю. с участием прокурора Шарко П.А. представителем ответчика Дмитриева Ю.В. представителя третьего лица Шрейдер О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургуткого района ХМАО - Югры к администрации Сургутского района муниципального образования Сургутский район о ликвидации несанкционированного места размещения отходов, у с т а н о в и л : Прокурор Сургуткого района ХМАО - Югры обратился в суд с иском администрации Сургутского района муниципального образования Сургутский район о ликвидации несанкционированного места размещения отходов, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки установлено, что в <адрес> находятся свалки образованные в результате обрушения жилых домов, на которых размещены строительные отходы в виде: обломков деревянных брусьев, досок, фанеры, обломков бетонных свай, остатков бетонного фундамента, отходов жизнедеятельности людей, твердых бытовых отходов. В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность. В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Согласно ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, а также проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. На основании ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.) временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В соответствии с п. 3.7 данных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. В тоже время сватки, образованные в результате обрушения жилых домов, по адресу: <адрес> не является специализированным местом размещения отходов, строительный мусор, образовавшийся в результате обрушения домов до настоящего времени не утилизирован, допускается поступление загрязненного ливнестока со сватки в общегородскую систему дождевой канализации. Статьей 2 Устава муниципального образования Сургутский район, установлено, что Сургутский район является муниципальным районом - муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В соответствии со ст. 7 Устава муниципального образования Сургутский район в состав муниципального образования Сургутский район входит территория городского поселения Лянтор. В соответствии с п. 15 ч.1 ст. 9 Устава Сургутского района к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение закреплено в п. 17 ст. 7 Устава муниципального образования Сургутский район. На основании п.п. 7,8,9 ч.1 ст. 36 Устава Сургутского района в полномочия администрации района входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация деятельности в области обращения с отходами на территории Сургутского района, определение порядка сбора отходов на территории Сургутского района. Согласно ст. 8, ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов закреплены в ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, учитывая изложенное, именно в полномочия администрации Сургутского района входит организация утилизации и переработки отходов в Сургутском районе ХМАО-Югры, в том числе отходов размещенных на свалках, образованных в результате обрушения жилых домов по адресу: <адрес> В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований похлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. Кроме того, согласно п. 10 ст. 9 Устава МО Сургутский район к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий по охране окружающей среды. Проверка свалок, образованных в результате обрушения вышеуказанных жилых домов, проведенная ДД.ММ.ГГГГ. показала, что муниципальным образованием Сургутский район не принимаются эффективные и достаточные меры по организации утилизации отходов (в виде частей обрушенных зданий, отходов производства и потребления) в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. На основании ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охр"ане окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства. В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Согласно ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды. Перечисленные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Сургутском районе ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений. В соответствии с п.З ст. 35 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, просят обязать администрацию Сургутского района муниципального образования Сургутский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки, образованные в результате обрушения жилых домов, по адресу: <адрес> Обязать администрацию Сургутского района муниципального образования Сургутский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести земельный участок, занятый под размещение свалки, образованной в результате обрушения жилых домов, по адресу: <адрес> в состояние, отвечающее нормам природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства В судебном заседании прокурор заявил о том, что от исковых требований к ответчику отказывается в полном объеме. При этом, последствия отказа от иска ему разъяснены и понятны, с прекращением производства по делу согласен и на этом настаивает. Указанный отказ от иска заявлен в связи с тем, что после предъявления названного иска, ответчиком в добровольном порядке устранены нарушения установленные проверкой. Представитель ответчика администрации Сургутского района муниципального образования Сургутский район, представитель третьего лица Сургутского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры пояснили, что все требования иска устранены в добровольном порядке. Заслушав стороны, приняв отказ от иска, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Согласно п.3 ч.1 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд считает возможным удовлетворить заявление прокурора города Сургута об отказе от исковых требований, так как данный отказ не противоречит требованиям закона и не затрагивает интересы третьих лиц. На основании ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, представителю прокуратуры разъяснены последствия прекращения производства по делу, что он не может повторно обратиться в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, о чем представитель письменно написал заявление, которое судом приобщено к материалам дела и в протоколе судебного заседания об этом имеется отметка. Руководствуясь ст.ст. 173, 220, 221, 224,225 ГПК РФ, суд, о п р е д е л и л : Производство по делу по иску прокурора Сургуткого района ХМАО - Югры к администрации Сургутского района муниципального образования Сургутский район о ликвидации несанкционированного места размещения отходов, прекратить в связи с отказом истца от иска. Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня вынесения в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи частной жалобы в Сургутский городской суд. Судья Е.В. Гавриленко