РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Сургут 09 февраля 2012 г. Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Кладько Е.А. при секретаре Трофимовой А.С. с участием заявителя Ф.А.В., представителя заявителя Ф., представителя Управления социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району Черепневой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1127/2012 по заявлению прокурора города Сургута в интересах Ф.А.В. об оспаривании решения Управления социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установил: Прокурор города Сургута в интересах Ф.А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Управление соцзащиты населения по г. Сургуту и району или Управление). В обоснование заявления прокурор указал, что решением Управления ДД.ММ.ГГГГ Ф.А.В. отказано в назначении и выплате пособия по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет ввиду отсутствия у заявителя, Ф.А.В., и её ребёнка места жительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Прокурор полагает, что Управлением соцзащиты населения по г. Сургуту и району осуществлена подмена понятий «место жительства» и «место пребывания». Ф.А.В. имеет постоянное место жительства в городе Сургуте, в период обучения временно пребывает в городе Тюмени. Оснований для отказа в назначении и выплате пособия по уходу за ребёнком, предусмотреного Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» не имеется. Прокурор просил признать незаконным решение Управления соцзащиты населения по г. Сургут и району от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выплате пособия Ф.А.В. по уходу за ребёнком; обязать Управление назначить Ф.А.В. пособие по уходу за ребёнком Ф.В. с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребёнком трёхлетнего возраста. Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом. В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка прокурора, извещённого о месте и времени рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Заявитель Ф.А.В. и её представитель Ф. в судебном заседании заявление поддержали по изложенным в нём основаниям. Представитель Управления Черепнева Г.В., действующая на основании доверенности, с доводами, изложенными в заявлении не согласилась. Суду пояснила, что Ф.А.В. проживает за пределами автономного округа в городе Тюмени, о чём свидетельствует договор найма жилого помещения в городе Тюмени и справка с места учёбы Ф.А.В., о том, что она обучается по очной форме обучения в Тюменской государственной медицинской академии. Фактический уход за ребёнком осуществляет бабушка - мать Ф.. Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению. В целях улучшения положения семьи и детей, повышения рождаемости, повышения статуса семьи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Настоящим Законом на территории автономного округа установлено ежемесячное пособие по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет и от трёх до четырёх лет (подпункт 3 пункт 1 статьи 2 Закона). В силу статьи 2.3 вышеназванного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет устанавливается родителю, фактически осуществляющему уход за ребёнком, не подлежащему обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающемуся по очной форме обучения в образовательных учреждения высшего профессионального образования. Ежемесячное пособие устанавливается в случае необеспеченности детей местом в государственном или муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пособие устанавливается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, пособие носит заявительный характер и устанавливается одному из родителей на проживающего совместно с ним ребёнка (пункт 2 статьи 2 Закона). В судебном заседании установлены следующие обстоятельства. Ф.А.В. на праве общей долевой собственности владеет и пользуется жилым помещением, расположенным в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, по адресу: <адрес>. Согласно справке, выданной обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания <данные изъяты>» 25 ноября 2011 года, Ф.А.В. совместно с сыном Ф.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по отношению к которому является матерью-одиночкой, а также родителями проживает по адресу: <адрес>. Согласно данным УФМС России по ХМАО - Югре в г. Сургуте Ф.А.В. имеет постоянное место регистрации по вышеуказанному адресу в городе Сургуте. Заявительница является студентом четвёртого курса <данные изъяты> факультета очной формы обучения государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «<данные изъяты>» (справка образовательного учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ). На период учебного года (с мая 2011 года по июль 2012 года) Ф.А.В. заключила договор найма жилого помещения, расположенного в городе Тюмени, с гражданином П. Из вышеизложенного следует, что имеются все основания, предусмотренные окружным Законом, для установления Ф.А.В. пособия по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет. Как видно из материалов дела, Ф.А.В. обратилась с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет в Управление соцзащиты населения по г. Сургуту и району ДД.ММ.ГГГГ. Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выплате пособия на ребёнка Ф.В. по причине проживания за пределами автономного округа. Доводы Управления соцзащиты населения по г. Сургуту и району о том, что Ф.А.В. не имеет места жительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югре основаны на неверном толковании норм права. В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации и положений, закреплённых в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I гражданин свободен в передвижении и пребывании на территории Российской Федерации в иных местах, не связанных с местом жительства гражданина. Поскольку Ф.А.В. имеет в городе Сургуте на праве собственности жилое помещение, в котором зарегистрирована по мету жительства, в котором находится большая часть её личного имущества, в котором проживают члены её семьи, местом жительства заявительницы является город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Город Тюмень, расположенный за пределами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является местом пребывания Ф.А.В., так как заявительница в нём пребывает временно в период обучения. Доводы представителя Управления о том, что Ф.А.В. фактически уход за ребёнком не осуществляет, также несостоятельны. Как установлено в судебном заседании Ф.А.В. родительских прав не лишалась и не ограничивалась в правах, факт уклонения её от исполнения родительских обязанностей не установлен. Кроме того, статьёй 3.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении пособий, установленных настоящим Законом, который не предусматривает такого основания, как «не осуществление фактического ухода за ребёнком». На основании изложенного суд находит заявление прокурора города Сургута в интересах Ф.А.В. обоснованным. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: заявление прокурора города Сургута в интересах Ф.А.В. об оспаривании решения Управления социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району удовлетворить. Признать решение Управление социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выплате ежемесячного пособия Ф.А.В. по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет незаконным. Обязать Управление социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установить Ф.А.В. ежемесячное пособие по уходу за ребенком Ф.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи жалобы через Сургутский городской суд. Судья подпись Е.А. Кладько Копия верна Судья Сургутского горсуда Е.А. Кладько